Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Город. Клуб. Конструктор / Оперативный простор

Кочевник

Опыт эпического кинобреднига


Версия для печати
Послать по почте

Рекламный слоган этого фильма гласит: «Каждый народ имеет право на отечество». Ну что ж, каждый народ имеет право и на фильм о своём отечестве. И, видимо, - не на один. Так что вполне понятно появление ленты о славном и доблестном казахском народе. Видимо, следует ожидать, что после выхода на экраны «Кочевника» на Кавказе снимут ряд картин с общим названием «Горец», а следом и прибалты создадут сериал или несколько…

Ты не назвал своего имени.
- Я - казах. Нас так учит Ораз.
- А ты кто?
- Я тоже казах. Мы - казахи.



Боевик, исторический приключенческий
фильм. Режиссёры: Сергей Бодров?стар?ший, Иван Пассер, Талгат Теменов.
Сценарий: Рустам Ибрагимбеков.
Актёры: Куно Беккер, Джэй Эрнандес, Эрик Жолжаксынов, Азиз Бейшеналиев и другие. 2005 г.

О народе. Для народа. Для мира

Автор идеи, вдохновитель и основатель фильма — президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Картина начинается его речью, им же написан для «Кочевника» и эпилог о трудной, но доблестной судьбе казахского народа. Видимо, оттого, что первое лицо приняло такое участие в судьбе этого фильма, и бюджет у него вышел основательный — 40 миллионов долларов.

Итак, «Кочевник» — государственный заказ. Заказ на производство международного блокбастера как одного из инструментов производства, продвижения и развития «бренда „Казахстан“».

Скажем прямо: мир не слишком хорошо информирован о Казахстане — его истории, культуре, географии, геополитической роли. Возможно, именно поэтому кино адресовано миру — как северному и западному, так, видимо, и южному. Видимо, в Казахстане есть люди, отвечающие за бренд страны, и эти люди понимают, какие средства можно использовать для его создания и какому зрителю их следует адресовать.

Но почему — не российскому (а фильм явно адресован кому угодно, только не нашей аудитории)? Да потому, что Россия — единственная европейская страна, где про Казахстан немало знают, где глубоко уважают его народ, высоко ценят президента и отношения между нашими странами.

То есть, если где-нибудь в северном и западном мире «бренд „Казахстан“» уже развивается, так это в России. И значит, специально адресовать фильм здешней аудитории было менее важно, чем другим аудиториям этого мира.

С другой стороны, этот фильм адресован самим казахам — по замыслу авторов, он призван укреплять общественную связность и утверждает национальное самосознание.

То есть, заказчики и создатели фильма предприняли попытку производства полноценного РОС-продукта, меняющего отношение зрителя к Казахстану, и, в известном смысле, зрителя как такового.

Отчасти это удалось (несмотря на огрехи) — картина о трудной и великой истории народа — красивый ход в проекте по созданию «бренда „Казахстан“» (да и любого другого странового бренда).

Про что и про кого

Сюжет «Кочевника» несложен, в нём нет интриг и переплетения линий. Однако имеется всё, чему положено быть в исторических сагах: чудесное спасение младенца, которому предназначена великая судьба; ученичество юноши; дружба; любовь; становление героя; его пленение, свершения, битвы, победы.

Действие разворачивается в XVIII веке на широких степных просторах. Тогда казахские племена объединились под руководством молодого полководца МансураАблая и освободили свою землю от джунгарских завоевателей.

Но прежде на свет появился младенец Мансур, которому было суждено положить конец разобщённости казахов и власти свирепых завоевателей. Младенца от врагов спасает некий мудрец и растит втайне от всех. Мальчик Мансур проходит школу опытного наставника и вырастает в звезду боевого искусства.

Дальше следуют битвы, любовь и предательство. Большую часть фильма Мансур показывает чудеса ловкости и воинского мастерства, тоскует по любимой Гаухар и братцу Эрлаю.

Минут за десять до финала происходит решающая битва, в которой двадцатилетний вождь побеждает войско джунгар. Отечество торжествует и празднует победу, главный герой обретает свою любовь.

У всех хэппи-энд.

Но кто же привёл героя и народ к светлому финалу?

О, для этого понадобилось множество людей и трудов. И труды эти были не просты и не всегда вполне успешны.

Создатели. Исполнители. Нестыковки

Для создания эпоса были призваны знатные умельцы.

Автор сценария — Рустам Ибрагимбеков (в его послужном списке «Белое солнце пустыни», «Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник»).

В качестве исполнительного продюсера был приглашен Милош Форман. Снимать картину начинал коллега Формана по первой польской волне Иван Пассер. Однако Пассер, снявший часть фильма, отошёл от съёмок из-за разногласий с продюсерами. Заканчивать, переснимать и править уже сделанное был призван Сергей Бодров-старший. Свой вклад в создание картины внёс и известный казахский режиссёр Талгат Теменов.

Собственно «Кочевник» и есть продукт всей этой режиссёрской чехарды.

Актёрский состав этой картины — вопрос особый. Великого казахского батыра Мансура играет выдающийся актер мексиканского телевидения Куно Беккер, а его брата Эрлая — Джей Эрнандес. Кроме того, задействованы гаваец Марк Дакаскос и американец с гавайско-китайскими корнями Джейсон Скотт Ли. Половину других участников казахской истории играют также американо-азиаты.

Когда смотришь фильм об истории народа из братской (и некогда советской) республики, а на экране в роли казахов появляются сплошь господа латиноамериканцы, ощущение странной ненастоящести, неподлинности не покидает тебя до конца фильма.

Но, думается, отнюдь не актёрский состав стал причиной многочисленных сюжетных нестыковок. И дело даже не в затянутости картины и отсутствии крутых сюжетных поворотов, а, например, в том, что за двадцать лет, что рос будущий хан, никто из героев, ни внешне, ни как-либо ещё, не изменился! Кроме того, поражает крайняя простота ряда диалогов, мотивов и поступков. И это, похоже, вовсе не та простота, что делает фильмы ясными и прозрачными повествованиями о жизни ясных и простых великих людей. Это простота из тех, что делает их незаслуженно простыми.

Любопытно: это сценарий таким был изначально, или с переводом не постарались?.. Ведь американские актёры, естественно, говорили по-английски… А может, расчёт был на то, что смотреть будет простой зритель?

Которому, например, не странно услышать «аминь» от мусульманина или клич «ура» в устах бойцов-кочевников. Впрочем, простой зритель не будет копаться в этимологиях, выясняя: действительно ли русское «ура!» произошло от «аруах!» (традиционного восклицания кочевников, взывавших к помощи духов во время боя) и говорят ли мусульмане «аминь»…

Невнятиц множество. Такое, что обыкновенного — не простого — зрителя не выручают ни роскошные пейзажи, ни великолепные лошади, ни хорошая массовка, ни общая эпическая масштабность фильма.

А если бы их не было, то сказать о фильме можно было бы только одно: добротная попытка кинобрендинга.

София Мирская


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Город. Клуб. Конструктор
Концепт
Размышление у ворот
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Где начинается и кончается город?
Редакция «Со-Общения»
Слободизация страны Гордарики*
Вячеслав Глазычев профессор президент Национальной академии дизайна
Новый язык для нового города
Дух города реет где хочет
Сергей Серов руководитель Высшей академической школы графического дизайна
Кризис
Сол Алинский основатель «Фонда индустриальных территорий»
Практика
Город – бренд
Сергей Митрофанов генеральный директор компании Brandflight Moscow
Гопинг, пудинг или брендинг?
Елена Обидина преподаватель Института социальных коммуникаций УдГу
Песни открытого типа
Псой поэт-шансонье музыкант преподаватель
Протяните руку. И сделайте
Дмитрий Луговой предприниматель из г Новомосковска
Построй свой город
Трине Ниссен пресс-секретарь по корпоративным коммуникациям компании LEGO
Урвилль – воплощённаямечта
Оперативный простор
Русские компетенции*
Александр Попов директор Департамента образовательных проектов ЦСР «Северо-Запад»
Дауншифтинг по-нашенски
Нина Матусевич специалист по развитию общественных связей
Барятинские
Михаил Кутузов Воронежский институт регионального развития
Город без болтовни
Пособие по столичной жизни
Спасибо, что курите!*
Кочевник
Роман в стиле SMS
Светлана Прокопчик писатель
Как мы делали этот номер


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.