Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Город. Клуб. Конструктор / Концепт

Кризис

Пространство решений


Сол Алинский основатель «Фонда индустриальных территорий»
en.wikipedia.org/wiki/Saul_Alinsky
Версия для печати
Послать по почте

Эта статья была написана не вчера, и даже не позавчера. Но удивительным образом остаётся актуальна и по сей день. И не только в США, где работал, как сейчас сказали бы, видный социальный мыслитель и гуманитарный технолог - Сол Алинский, но и во всём мире, а возможно, в первую очередь - в нашей стране.

Сол Алинский - создатель «Фонда индустриальных территорий», был одним из ведущих социальных мыслителей XX века, не только успешно продвигавших свои концепции на рынке, но и самостоятельно применявших их на практике.

Он не только хорошо изучил городскую среду и её обитателей - от рабочих и гангстеров до церковных иерархов и богатейших капиталистов, он был лично погружён в их повседневность - в проблемы, конкуренцию, борьбу, мечты, достижения и победы.

Именно поэтому работы Алинского (умершего в 1972 г.) и сегодня важны и полезны читателям не только как суждения смелого исследователя, но и как взгляд цепкого и эффективного предпринимателя.


В Китае слово кризис изображают двумя иероглифами.

Один означает опасность, другой - возможности.

Когда два иероглифа объединяются в один, вместе они означают кризис.

Опасности

Опасность - это страх перед будущим. В своей повседневной городской жизни мы часто имеем дело с неизвестностью. Человек издавна наталкивался на проявления опасности и зла и вступал в решительную борьбу с ними, если они были ему понятны, но всегда испытывал чувство неуверенности, замешательства и утробного страха перед тем, что было ему неизвестно и необъяснимо.

Между тем, в мире нарастают революционные процессы1.

Многие вещи и явления воспринимаются людьми, как тени прошлого, которые постепенно, но постоянно изглаживаются из нашей общей памяти, именуемой историей общества. Одновременно не угасает и стремление вернуться в прошлое, которое, несмотря на все свои минусы, было доступно человеческому разуму.

Сегодняшний городской человек говорит, что он находится в ситуации кризиса.

При этом очевидно, что наиболее существенный фактор, порождающий этот кризис, - страх перед будущим, которому сопутствует желание знать: что нас ждёт.

И этот социальный ужас перед неизвестностью парализует волю людей, порождает в них нерешительность и отчаяние.

Однако известно, что человек не сможет не только определять собственную судьбу, но и познавать и использовать открывающиеся перед ним возможности до тех пор, пока он не начнёт глубоко изучать (в соответствии с уровнем своих знаний) те новые явления, с которыми ему приходится иметь дело.

Если мы будем постоянно и внимательно смотреть в будущее, то обретём новые возможности, а если нет - человечество не ждёт ничего хорошего. Мы упустим эти колоссальные возможности (вероятно - наш единственный шанс), если будем постоянно оглядываться, вместо того чтобы смотреть и двигаться вперёд. Обращение к прошлому -это поиск миражей. Прошлое ушло, и человечество не должно оставаться его тенью. Жизнь нам даёт только будущее. Но мы не сможем его увидеть до тех пор, пока не прекратим нарочно закрывать глаза.

Давайте обратимся к непознанному и определим, насколько оно в действительности таково. Давайте разберёмся, какими инструментами решения новых вопросов мы располагаем. Несомненно, главными средствами, находящимися в нашем распоряжении, являются предвидение и знание. Но что мы реально знаем?

  1. Наличие разрушительного атомного оружия требует окончательного прекращения войн, во избежание полного уничтожения человечества.
  2. Наш прошлый опыт доказывает, что только развитие в условиях политической свободы способно уничтожить препятствия, стоящие на пути человечества к осуществлению совместных планов.
  3. Мы знаем, что большая часть наших страданий, разочарований и поражений вызвана использованием весьма несовершенного инструмента - частичной демократии.
  4. Мы знаем, что крупнейшим препятствием на пути урегулирования мировых проблем остаются неразбериха и внутренние конфликты, присущие человечеству, во многом вытекающие из глубокого противоречия между общественной моралью и практикой жизни. Эта проблема человечества продолжает негативно отражаться даже на самых благородных делах. Она разрушает нашу суть, лишает нас разума.
  5. Мы знаем, что человек должен быть лояльным, доверять окружающим и верить в своё будущее.
  6. Мы знаем, что малейшая несправедливость, подобно опухоли, может поразить весь мир, если её не задушить в зародыше.
  7. Мы знаем, что человечество обязано прекратить боготворить золото и покончить с монстром, именуемым материализмом. Человечество достигло такой грани, когда для физического выживания ему наряду с материальными ценностями необходимы ценности духовные.
  8. Мы знаем, что необходимо искать решения в анализе фундаментальных, а не второстепенных причин.
  9. Мы знаем, что большого внимания достойны обязанности и права человека. Мы должны признать, что человек может эффективно брать на себя обязательства перед обществом только если он будет чувствовать себя частью этого общества и если общество будет для него значимым фактором, заставляющим чувствовать свою ответственность или возлагать на себя обязательства.

Сегодняшний мир переполнен универсальными средствами, формулами, законопроектами, механизмами, советами и мириадами решений. Вот только жаль, что почти все эти планы и предложения учитывают и рассматривают только структуру общества, а не его суть - человека. Это противоречит принципам свободного государства, согласно которым именно проблемы человека стоят на первом месте.

Нельзя забывать, что структура вторична по отношению к сути. И в конечном счёте ответ на все стоящие перед нами вопросы можно найти только в человеке, в людях.

Обратимся к одной из актуальнейших проблем. Мы уже упоминали, что ради сохранения человечества нужно прекратить войны. Совершенно очевидно, что если народы мира будут свободны, получат равный доступ к информации, а также обретут возможность и способность участвовать в решении проблем; если они будут сознавать эти проблемы и сотрудничать в деле их решения; если они осознают ту простую истину, что их личное благополучие зависит от благополучия всех остальных; если они поверят в себя и будут привержены идеалам справедливости, то они не допустят войн.

Тут есть ещё одна сложность: если мы полностью сосредоточимся на проблемах структуры, то легко можем впасть в заблуждение, что это законы создают человека, а не человек их. Ярким подтверждением бесперспективности такого рода надуманного и слабо аргументированного законодательства по сей день остаётся провал попыток ввести в США сухой закон, противоречащий желаниям американского народа. Таково моё краткое рассуждение об опасностях, которые несёт в себе сегодняшний и завтрашний кризис.

Возможности

Опасности не более наглядны, чем возможности.

Возможности представляют собой один из шансов, данных человечеству на понимание того,что нужно миру и человеку. Это - надежда на будущее, а не постоянная сконцентрированность на различных структурах. Субстанцию общества можно определить не на оторванных от жизни семинарах, а среди множества дерущихся за счастье и трудящихся в поте лица своего людей.

Все средства, которые есть в нашем распоряжении, следует использовать для предоставления этим людям новых - и при том реальных - перспектив и решений. Работа с человеческими проблемами включает в себя предоставление людям выбора видов деятельности, в которой он мог бы осуществить свои мечты и стремления. Например, такие, как жизнь в условиях мира, счастья, безопасности и достоинства, позволяющих ему осуществлять своё предназначение.

Возможность создания мира, в котором жизнь имеет особую ценность, предусматривает, что люди перестанут убивать и эксплуатировать друг друга; в этом мире будут главенствовать социальные, а не эгоистические ценности, будут отсутствовать ограничения, связанные с верованиями, цветом кожи, материальной обеспеченностью. Общество будет терпимо к этническим особенностям; люди смогут свободно исповедовать свои убеждения; они будут жить так, как подобает детям Божьим.

Когда мы обращаемся к человечеству, то сталкиваемся с вопросом, который по своей важности превосходит все остальные рассматриваемые пороки человечества. Думается, что его решению нам надлежит посвятить наши силы, нашу веру и надежды. Эта проблема существует с незапамятных времён. Её имя - социальная апатия. И нам предстоит пробудить от неё людей, ибо это в ней коренится причина забвения людьми ряда идеалов, столь важных для человечества.

***

Это апатия довела среднего американца - назовём его Джон Смит - до того, что он, отчаявшийся и беспомощный, соглашается не жить, а существовать. Начиная с понедельника, этот американский трудящийся погружён в конвейерную рутину, принуждающую его бесконечно повторять определённые стандартные действия. В конце однообразной рабочей недели он получает жалование, возвращается домой и продолжает эту монотонную жизнь, которую слабо разнообразят летние походы на футбол, посещение кино или возможность перекинуться с друзьями в картишки. В воскресенье жена будет его, чтобы он не опоздал в церковь к утренней службе. В обед он встречается с приятелями, а потом - сидит, глядя в телевизор или слушая радио, попивая своё пивко. Потом он отправиться спать…

А затем - снова понедельник, и снова - конвейер. Всё начинается по новой. И так проходит жизнь. Рутина засасывает человека. Его жизнь беспросветна, в ней отсутствует надежда. В ней нет перемен, нет эмоций, нет упований, а желания возникают только в сновидениях. Таковы его настоящее и будущее - они полны отчаяния.

Кому нужно такое будущее?

Почему жизньдолжна быть тусклой, превращаясь в бессмысленное выживание, в незамысловатое поддержание физической формы?

О, если бы человек мог почувствовать себя творцом своего настоящего и будущего… Своей судьбы… Жизнь стала бы удивительной!

В условиях современной городской жизни люди теряют индивидуальность, живут, не зная и не желая знать своих соседей. Они изолированы от жизни общины, народа, страны. Они погружаются в свой собственный мир, преследуя то, что они принимают за свои цели. Высокие цели, задачи общества, его благо, благополучие нации и торжество свободы становится для него туманной и пустой фразой.

Эта тенденция к утверждению городской безликости, увод человека из общественной жизни подрывает самый фундамент свободного государства.

Сегодня стрессы, напряжённость и конфликты, порождённые промышленной цивилизацией, наиболее ярко и убедительно проявляются в самом её сердце - городских районах. Именно здесь люди работают в поте лица, страдают и борются. Жалкие арендованные квартиры гасят их души и губят плоть. Именно здесь очерствевшие и огрубевшие люди в порыве слепой жестокости и враждебности нападают на своих ближних.

Здесь противоречия между трудом и капиталом теряют значение. Их место занимают кровавые конфликты, борьба за выживание. Главные проблемы обнажаются до уродливости. Эти предупреждения, звучащие из центров промышленной цивилизации, нельзя игнорировать или замалчивать.

Во всех городских районах люди живут в общинах - коммьюнити - специфических сообществах, устроенных по клубному принципу. Именно в них и через них горожане выражают свои пожелания и реализуют требования. Если убрать все детали, скрывающие «мотор и коробку передач» свободного общества, то мы ясно увидим, что двигатель городской жизни и жизни страны - это люди, а их объединения - коробка передач. Сила граждан передаётся через коробку передач их объединений и движет вперёд всё общество.

Эти объединения позволяют людям коллективно разрабатывать проекты и успешно делать их общее дело. Это - объединения граждан и для граждан. Они управляются народом и формируют динамичное и свободное государство общего дела.

Но общее дело невозможно, когда люди разобщены. Известно также, что часто им трудно выработать философские принципы действия, когда нарушена связность между всем многообразием общин, традиций, устоев. Этого можно добиться только возродив, утвердив и постоянно укрепляя связность между ними.

Наличие таких клубов крайне важно для свободного государства. Когда этот движитель - деятельность организованных коммьюнити - теряет свою мощь, то прекращается развитие свободного общества, которое принято называть демократией.

Свободное общество - это способ жизни, а не формула для его консервации. Этот процесс - стремление к осуществлению целей, поиску правды, справедливости и достоинства. Этот процесс должен сохранять динамику. Когда люди не участвуют в общемпоиске места под солнцем - то всё приходит в упадок. На смену развитию приходят деморализация и растерянность.

Если участники объединений имеют общее представление о будущем, умеют планировать и проектировать, то и надежды и угрозы доставляют им такое же внутреннее удовлетворение, какое они получают от достижения целей.

И это участие в общем деле коренным образом меняет представление о рутинной конвейерной жизни американца Джона Смита, о серой, монотонной тропе его унылого существования и открывает хорошо освещённую дорогу, которая заканчивается хорошим человеческим будущим.

В этом подлинная суть наших трудов - в возможности прямого воздействия на человека. С тем чтобы он перестал чувствовать себя роботом, не имеющим никаких возможностей в будущем, а захотел стать тем, кто обладает всей полнотой ответственности, силой и достоинством свободного общества общего дела.

Перевод Анастасии Михайловой

1 Автор, конечно же, имеет в виду революцию в первую очередь не столько в её конкретно политическом измерении, сколько в контексте глобальных перемен.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Город. Клуб. Конструктор
Концепт
Размышление у ворот
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Где начинается и кончается город?
Редакция «Со-Общения»
Слободизация страны Гордарики*
Вячеслав Глазычев профессор президент Национальной академии дизайна
Новый язык для нового города
Дух города реет где хочет
Сергей Серов руководитель Высшей академической школы графического дизайна
Кризис
Сол Алинский основатель «Фонда индустриальных территорий»
Практика
Город – бренд
Сергей Митрофанов генеральный директор компании Brandflight Moscow
Гопинг, пудинг или брендинг?
Елена Обидина преподаватель Института социальных коммуникаций УдГу
Песни открытого типа
Псой поэт-шансонье музыкант преподаватель
Протяните руку. И сделайте
Дмитрий Луговой предприниматель из г Новомосковска
Построй свой город
Трине Ниссен пресс-секретарь по корпоративным коммуникациям компании LEGO
Урвилль – воплощённаямечта
Оперативный простор
Русские компетенции*
Александр Попов директор Департамента образовательных проектов ЦСР «Северо-Запад»
Дауншифтинг по-нашенски
Нина Матусевич специалист по развитию общественных связей
Барятинские
Михаил Кутузов Воронежский институт регионального развития
Город без болтовни
Пособие по столичной жизни
Спасибо, что курите!*
Кочевник
Роман в стиле SMS
Светлана Прокопчик писатель
Как мы делали этот номер


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.