Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Город. Клуб. Конструктор / Концепт

Новый язык для нового города

И отличная зубная щётка…


Версия для печати
Послать по почте

Физически город перестал связывать людей.

Однако они строят новые связи. И могут превратить город в нечто другое. Что это будет? И где сегодня лежат те зоны, откуда возможна связь с идеальным? Об этом мы спросили Вячеслава Глазычева сейчас - в году 2006-м. И он ответил.


Клубная система

До сих пор говоря «город», люди имеют в виду его центр. Потому что город, который своему названию хоть в чём-то до сих пор соответствует - так сказать, полисный город, - это, как правило, сравнительно небольшое пространство культурного и исторического центра.

Однако и для этого реликта полиса наступила не самая счастливая пора.

Он либо оккупируется бизнесом, превращаясь в company town - т.е. в негород; либо его популяция растекается незнамо куда… Так половина горожан Нижегородской губернии обретается нынче невесть где: кто - в Подмосковье, а кто - ещё где-то. В регионе в списке занятых - половина трудоспособного городского населения. Где остальные? Неизвестно. А ведь вместе с людьми вымывается и городская жизнь - связность между людьми, устроенная вокруг разных аспектов их бытия.

Полагаю, противостоять этому способна только развитая клубная система . Тому есть примеры. Так, голландский Делфт сумел превратить свой «минус» в «плюс».

Там очень плохие почвы. Грустная, казалось бы, ситуация. Но вокруг неё проклубились городские интеллектуалы, и вот - создали Всемирный центр изучения строительства на слабых почвах. Они, что называется, вывернули чулок наизнанку и из заштатного городка превратили Делфт в центр притяжения для экспертных клубов, включённых в тему конструирования и строительства.

Сколько в мире любителей птиц? Подсчитали - больше 70 миллионов. Теперь представим себе, что их делегаты регулярно встречаются в разных местах по своим надобностям. Так вот: эти места и есть города, пока они там, - ибо в них возникает полисная жизнь - состояние связности между людьми по конкретному поводу.

Вашингтон - наизнанку?

В похожей логике работают крупные города. Париж держит первое место как центр международных конгрессов. И правильно, ибо интенсивность конгрессной деятельности - важный критерий для рейтингования мегаполисов. Здесь с Парижем состязается Лондон, а конкурируют с ними Сингапур и Барселона, тоже в своё время вывернувшиеся наизнанку…

А попробуйте вывернуть Вашингтон (округ Колумбия)… Не выйдет! Ибо там только и естьчто Federal Triangle с его офисами…

То же самое и в Москве с её полумистической центровой квазиторговлей и сиянием пустых бутиков. И как это они существуют при нынешнем уровне арендной платы?

Между тем в Лондоне и Париже за углом самого дорогого отеля всегда найдёшь «две звезды». А рядом с крутейшими ресторациями - пабы и бистро. Зачем это так? А чтобы позволить сосуществовать в одном пространстве людям с разной толщиной кошелька.

И это - сознательный подход, включающий в себя принятие особых правил для инвестиционных проектов, которые должны удерживать в городе нетоварную - клубную - часть: ателье художников, галереи, балетные студии, клубы любителей чего угодно - т.е. то, что не приносит большой прибыли, но составляет сердцевину города, а значит - должно быть, если он хочет оставаться собой.

Эта категория долженствования - инерционна, но необходима. Зубы же чистишь по утрам. Вот таким образом город «чистит зубы по утрам». Или не чистит.

Но если этого не делать - получится опустынивание центров. И хотя клубы в Москве держатся, вторично осваивая квартиры и подвалы, сознательной политики здесь нет. Это, скорее, - партизанская активность.

А очертят квартал красной линией - и всё. Выгнали же художника Петлюру с его Трубы. А Труба была одной из нитей, из которых ткётся город. И от того, насколько прочны и связаны её нити, и зависит - есть ли в городе и сегодня свет идеального города. И в мире есть города, где его нет.

Обманчивое настоящее

А в других - есть. Но приводя примеры, не стоит преувеличивать значимость некоторых явлений. Скажем, когда вспоминают о возрождённом городе Мышкине, я отвечаю: Мышкин - это крошечный микрополис с восемью тысячами жителей. В нём нашлось несколько клубно ориентированных людей, которым чуточку подсказали, что делать. И появился другой Мышкин - с музеями, памятниками, фестивалями и туристами.

Маленькие города, у которых есть старый, ещё не растраченный капитал, имеют шансы стать как бы туристическими клубами. Могут и средние - вроде Рыбинска, где - да, за рекой урчат «Рыбинские моторы». Но к городу отношения не имеют. Потому что там - работают. А город - это где околачиваются, на первый взгляд - неизвестно зачем…

Хорошо! Но ведь это легко убить!

В Общественной Палате были слушанья по местному самоуправлению. Мы услышали дикие вещи! Город Углич низводится до статуса городского поселения и сажается на районную смету. Это значит - привет! Существующие там клубы свернутся до трёх квартир, откуда и будет осуществляться связь с идеальным…

Так что я бы предостерёг от иллюзий. Да, можно смотреть на город с точки зрения идеального в платоновском смысле - горнего, надмирного, Божественного… Смотреть - можно. Но это останется в сфере литературы и мечтаний. Как и расчёт на искусство, как инструмент связности в городской среде.

Нет. Даже там, где есть сильный музей, это - паразитирование на старине. В Ханты-Мансийске я наблюдал такую историческую капитализацию. Там создали галерею русского искусства - с середины XIX и до 20-30-х годов XX века. Купили, привезли и поместили. И место, кстати, - настоящее! Но важно помнить: это настоящее - уже давно прошлое.

Драма тех, кто стремится что-то делать с городом, в том, что они придумывают формы для того, что уже не имеет смысла. Эти формы могут быть экстравагантными, их любопытно лизнуть глазом, но ценности в них для человека нет. Физический город перестал связывать людей.

Новый формат? Новый язык?

Появились другие связи. Посчитай художников и их семьи, галеристов и их семьи, критиков и их семьи, и вот - множество, способное перемещаться куда угодно, что и делает. Euronews еженедельно вывешивает афишу: тут эта выставка, а там - эта... Можешь прекрасно жить в не заякоренном мире. И сами выставки - кочующие, в отличие от старого музея. Раньше музей картины никуда не отдавал: хотите - приезжайте. А когда всё движется - это уже другая действительность.

Поэтому современная жизнь, думается мне, внеурбанистична. Она не сельская, конечно, но и не городская. Это и есть то новое, с чем сложно свыкнуться: дома есть, а города - нет.

Венеция - это город или не город? Никакой городской жизни в Венеции уже сто лет нету. Венеция - это переживание: переживание Феллини, Большого Канала, того, сего, пятого, десятого… Переживание, в котором сквозь толпу японцев можно разглядеть Дворец Дожей...

***

Но мало сказать, что город в его прежнем виде и статусе уходит.

Важно признать, что середина XX века - это была уже агония. Её в какой-то степени приостановила - там, где она была, - задача послевоенного возрождения. Здесь характерный пример - Варшавский проект. Люди заново «слепили» как бы старое, ибо оно привязывало их к стержню истории. Без этого они были сиротами.

Это делалось и в Амстердаме. И в Лондоне. И у нас, конечно… Но это всё - литература. А жизнь переводится в новый формат.

Подлинный расцвет идеального города - это эпоха высокого средневековья: цеховой город. Его разрушение пошло с середины XIX века, когда туда пришла индустрия. Сейчас индустрия в фабрично-заводской версии уходит. Но её замещают другие индустрии - досуга, университета, торговли, выставки-ярмарки.

И это уничтожает город-полис, живший на ремесленном производстве, прямом обмене и околачивании вокруг него. А добивает его телевидение, дающее сидящему на месте зрителю ощущение доступности любого города. Причём - в его лучшем виде города для туриста, который только и делает, что околачивается.

И хотя клубный народ стремится пооколачиваться прямо там, на месте, похоже, что самого места уже нет.

Но нет и «мировой деревни».

Впрочем, эти слова не точны. Оперировать ими уже поздно. Кто придумает новые?

Записал Эдуард Михневский


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Город. Клуб. Конструктор
Концепт
Размышление у ворот
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Где начинается и кончается город?
Редакция «Со-Общения»
Слободизация страны Гордарики*
Вячеслав Глазычев профессор президент Национальной академии дизайна
Новый язык для нового города
Дух города реет где хочет
Сергей Серов руководитель Высшей академической школы графического дизайна
Кризис
Сол Алинский основатель «Фонда индустриальных территорий»
Практика
Город – бренд
Сергей Митрофанов генеральный директор компании Brandflight Moscow
Гопинг, пудинг или брендинг?
Елена Обидина преподаватель Института социальных коммуникаций УдГу
Песни открытого типа
Псой поэт-шансонье музыкант преподаватель
Протяните руку. И сделайте
Дмитрий Луговой предприниматель из г Новомосковска
Построй свой город
Трине Ниссен пресс-секретарь по корпоративным коммуникациям компании LEGO
Урвилль – воплощённаямечта
Оперативный простор
Русские компетенции*
Александр Попов директор Департамента образовательных проектов ЦСР «Северо-Запад»
Дауншифтинг по-нашенски
Нина Матусевич специалист по развитию общественных связей
Барятинские
Михаил Кутузов Воронежский институт регионального развития
Город без болтовни
Пособие по столичной жизни
Спасибо, что курите!*
Кочевник
Роман в стиле SMS
Светлана Прокопчик писатель
Как мы делали этот номер


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.