Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / Город. Клуб. Конструктор / Концепт

Где начинается и кончается город?

И где он начинается снова…


Редакция «Со-Общения»
mail@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте

Что мы здесь делаем? И с какой стати? Кто и зачем создал город? Каким он был тысячи лет назад? Как и почему менялся? И чем, по большому счёту, отличается от прошлого города - город нынешний? Да и город ли это? Вот такие важные вопросы. Чтобы ответить на них полностью, мало одной статьи и даже нескольких журнальных номеров - уж слишком длинна и богата история города. Но поставить их надо. Чтобы понять, где мы живём и где будем жить завтра.


I .

Первые города были созданы во времена, в прямом смысле допотопные. О них повествует Ветхий Завет, а также - многочисленные легенды уже ушедших и ныне живущих народов. О поглощённых волнами времени столицах Атлантиды и Гипербореи. О стёртых в прах твердынях Азии. О чудесном Буяне - цитадели князя Гвидона. О незримом Китеже, звенящем в русской мифологии…

И, наконец, о горнем оплоте христианства - сияющем Небесном Иерусалиме, сходящем на новую землю и освящённом славой Божией; о Граде, куда войдут лишь «те, которые написаны у Агнца в книге жизни"1.

То есть в рассуждении о городе уместно толковать не только о древности, но и о вечности2

Жаль, что мы не можем анализировать феномен города всесторонне (хотя наши авторы, конечно, не пройдут мимо его истории). Да и не ставим перед собой такой задачи. Мы стремимся рассмотреть сегодня и завтра города через особую призму, чтобы понять: а соответствует ли то, что принято считать и называть городом, его подлинному статусу - статусу места, наделённого предназначением и связанного с идеальным.

Думаем, это очень важная тема. Поскольку, возможно, истоки нынешних жалоб на кризис города, на его упадок, на гибель городской культуры коренятся именно в утрате городом его предназначения и в растворении его ценностей и символов - в провисании городской знакоткани.

Не будем вдаваться в подробности, но отметим, что, видимо, именно в зоне знакового, символического, нематериального стоит искать ту часть городского капитала, без которого странно говорить и о комфортности городской жизни, и вообще о его капитализации.

Но как бы то ни было, история человечества, некогда слившаяся с историей города, остаётся ею и по сей день. И день этот омрачён проблемами.

Предоставим читателю обсуждать их с авторами, но пометим, что в перечислении главных проблем на первом месте стоят депрессия и отчаяние, плохая экологическая обстановка, преступность, ветшание инфраструктуры, ослабление социальной связности и одиночество - уход того особого духа, который прежде скреплял город, превращая его в единое целое. И, как следствие, - разрушение этого целого.

I I .

Как-то один из самых симпатичных героев Михаила Булгакова - профессор Преображенский заметил: разруха не в сортирах, а в головах. Т.е. к загаживанию уборных ведут не какие-то особые, им одним присущие условия, а готовность посетителей допускать загаженность окружающего пространства. Говоря так, учёный указывал, что причины упадка коренятся в людях - в их обычаях, привычках и нравах.

Но вот что примечательно - у афоризма профессора есть и оборотная сторона: если разруха не в сортирах, а в головах, то и развитие - там же! Не в цехах; не на стройках; не в телефонных аппаратных и линиях электропередач, не на автомагистралях, не в министерствах или мэриях. Развитие - в головах.

Т.е. ответ на вопрос: будет ли некий город процветающим центром порядка, благополучия и творчества или же превратится в гниющий вертеп разложения, тоски и нищеты, - зависит, в первую очередь, не от наличия в нём надёжных коммуникаций, отлаженных производств и спроса на их продукцию. А от того, что угнездилось в головах его жителей - разруха или развитие.

Эксперты подтверждают: администраторам (тем, кого называют городскими властями) порой не хватает творческого предпринимательского видения и деловой хватки. Но и у жителей есть выбор: либо утопать в беспросветности (или бежать без оглядки); либо заменить старых администраторов толковыми управленцами3; либо взять дело развития и возрождения в свои руки.

Бред и вздор, - скажут на это люди, напуганные и опустошённые невзгодами, не умеющие или не желающие менять свою жизнь. Но те, кто способен пойти вразрез привычке, страху и лени, обратятся к многочисленным образцам - примерам того, как горожане, независимо от классовой, национальной, религиозной принадлежности и уровня образования, объединялись в особые структурыклубного типа для действий, направленных на изменение ситуации в своём городе.

Такие примеры есть и в США, и в Западной Европе, и в России - возрождение Мышкина, Урюпинска, Новомосковска произошло не благодаря филантропам, явившимся невесть откуда решать их проблемы. Оно было обеспечено энергией и предприимчивостью горожан и внешними хозяйственными интересами.

Конечно, в таких проектах участвует только небольшой процент от общего числа жителей. Но этого достаточно. Особенно если деятельное и целеустремлённое меньшинство, ведомое лидерской группой, готового платить за помощь тем, кого оно привлечёт в город как инвесторов, консультантов, организаторов, управленцев…

Кстати, плата - это не обязательно именно деньги. Расплатиться можно и возможностями - льготами для новых предприятий; долями в прибыльных делах; местами в структуре муниципального управления; недвижимостью и т.д.

Впрочем, речь сейчас не столько о том, какие условия могут предложить друг другу участники возрождения города, а о том, какие объединения могут они сформировать.

I I I .

Для них есть удачное название: клуб.

Прежде всего, потому, что оно обобщает множество разнообразных объединений деятельных людей.

Эпоха красного проекта свела представление о клубе, в основном, к двум значениям: первое - спортивная организация; второе - место досуга и самодеятельности: от просмотра кинофильмов до театральных постановок, пения, лепки, кройки, шитья…

Однако понятие клуб много шире.

Его краткое, но в целом верное определение даёт толковый словарь Ожегова: «клуб - это общественная4 организация культурно-просветительного, политического, спортивного или иного характера». Итак - это свободное от внешнего руководства объединение людей, ведущих целенаправленную и организованную деятельность, задачи которой лежат, в как правило, вне рутинных профессиональных задач участников.

Клубы возникли в Европе и Америке в XVII-XVIII веке. Они служили пространством, где представители аристократии могли непублично обсуждать политические проекты, в частности - социальные реформы.

Вскоре свои клубы создали и представители третьего сословия5, т.е. буржуа - бюргеры - ситизенз - граждане - предприниматели, чиновники и лица свободных профессий, обсуждавшие там дела и - опять же - пути решения социальных проблем.

Эти объединения были прообразами сегодняшнего гражданского общества.

Вскоре многие клубы были превращены в площадки для встреч значимых представителей разных сословий. Некоторые из них оставили заметный след в истории. Например, Якобинский клуб, драма которого весьма показательна.

Его учредили аристократы (граф де Мирабо, генерал Мари-Жан-Поль Лафайет и др.), а также крупные предприниматели, чиновники, политики и публицисты, выступавшие за установление во Франции конституционной монархии6. Якобинским же клуб был назван по имени библиотеки доминиканского монастыря святого Жакоба, где проходили его заседания.

После таких встреч члены клуба шли в кафе, где произносили политические речи, облекая их в форму тостов, что привносило в их дискуссии особую утончённость.

После свержения монархии господство в клубе полностью захватили революционеры. Из либеральной фабрики мысли он был превращён в центр разработки политики правительства, в штаб якобинской диктатуры. Однако взлёт был кратковременным - крушение террористического режима повлекло и закрытие Якобинского клуба.

Этот пример важен потому, что он ярко показал, с одной стороны, силу и власть, которую могут обретать клубные структуры, а с другой - трагические последствия, к которым ведёт утрата ими своего изначального содержания, духа и цели.

I V .

Между тем, число клубов росло, а их роль в обществе становилась всё более важной.

Попутно они обретали специфические черты, которые сохранили и по сей день.

Важная характеристика клуба7 - непубличность. Если организации, именуемые общественными, склонны афишировать себя, то клубы широкого паблисити избегают.

Принадлежность к клубу подразумевает строго фиксированное членство, с принятием членом ряда обязанностей и ограничений. Для большинства клубов характерны особые ритуалы, практики (скажем, обязательность рекомендаций при вступлении), элементы одежды (например, галстуки одинаковой расцветки), символика (эмблемы), особый клубный язык.

Существуют совершенно закрытые клубы, подобные тем, что создавали аристократы имперских России и Великобритании или крупные бизнесмены США. Вступить в такие объедениеия фактически невозможно. Однако членами многих из них могут быть как представители элит, так и т.н. рядовые граждане. Если, конечно, их примут. Для чего кандидатам, по меньшей мере, нужно знать об их существовании, иметь рекомендации, платить высокие взносы.

Это очень важная отличительная черта настоящего клуба: для вступления в него мало разделять убеждения, цели и задачи других членов - необходимо заплатить за принадлежность к их сообществу. Не секрет, что порой именно уплата такого членского взноса открывает людям дорогу к новым видам деятельности, связям, источникам ресурсов, т.е. - к новым возможностям.

V .

В России клубы были созданы в первой половине XIX века и очень напоминали западные аналоги. Именно там представители аристократической, деловой, художественной элиты принимали наиболее ответственные решения по важнейшим государственным и коммерческим вопросам, упражнялись в риторике и вели философские диспуты. Членство в клубе было вопросом репутации. Исключение же могло означать полный крах карьеры и абсолютную утрату положения в обществе. Легенда гласит, что Александр Сергеевич Пушкин, задолжавший клубу изрядную сумму, был вынужден в спешном порядке написать одно из своих самых известных прозаических произведений, чтобы как можно скорее покрыть злосчастный долг.

Красныйпроект всё изменил. Клуб (дом культуры) стал, главным образом, местом кинопоказов8, а «дом творчества» превратился в сочетание артистического кабака и концертного зала. Впрочем, на излёте Советов кое-что изменилось - так, Клуб самодеятельной песни (КСП) стал массовым рассадником крамолы под видом лесных фестивалей (помните речи под видом тостов?). Затем сказал своё слово и клуб «Перестройка», мобилизовавший россиян на борьбу с КПСС.

Сейчас к политическому влиянию стремятся «Клуб 4 Ноября»; клуб «Демократическая альтернатива»; клуб «Красная площадь», «Клуб 2015» и другие. Однако - в отличие от западных клубов, часто прямо участвующих в жизни своих стран и городов, - клубы в России остаются, в основном, местом дискуссий, и пока не стали зоной принятия решений.

Кроме клубов как таковых, существует множество объединений, которые уместно было бы назвать структурами клубного типа. Это открытые ассоциации граждан, ставящие перед собой задачи по изменению социальной, политической, экологической ситуации. В том числе - и в конкретных городах. Впрочем, в процесс могут включаться любые ассоциации - от поклонников творчества поэта Лонгфелло до любителей птиц. Главное, чтобы между этими объединениями была построена связность и чтобы задачи общего дела, направленного на решение проблем города, отвечали их интересам.

V I .

Но в чём это общее дело? Если оно - в возвращении городу его роли, его миссии, то уместно ли ограничивать рамки этой задачи его географическими границами? Ведь если главная роль в жизни того города, который не только здания, улицы, транспорт, трубы, провода и т.д., но и люди, и то идеальное, которое определяет его предназначение, принадлежит клубам и структурам клубного типа, то есть все основания считать, что эти границы им тесны.

Сегодня Интернет даёт членам клубов возможность делать их общее дело находясь за много километров друг от друга. Всемирная Сеть позволяет им проектировать, конструировать и консультировать, управлять компаниями, направлять финансовые потоки, вести переговоры, распространять оперативную информацию в режиме СМИ, осуществляя через такое общение и деятельность свою - общую - связь с идельным. Из дома под Москвой или студии в Ницце они способны реально населять собой Екатеринбург, Нью-Йорк или Мюнхен, идентифицируя себя с этим местом; разделяя его миссию; отдавая ему своё время, энергию и деньги; участвуя в его жизни и в управлении им. И так осуществляя свой долг горожан. Точнее - постгорожан.

Создавая виртуальные клубы самых разных направлений и соединяя их нитями социальной связности в рамках осуществления общих миссий, постгорожане могут строить постгорода. А связность постгородов может, в свою очередь, обеспечивать развитие трансграничных миров, например, Русского Мира.

Возможно, создание постгорода - специфической модели, наделённой миссией и населённой людьми, но при этом не привязанной к конкретной географическойточке и не стеснённой инфраструктурными ограничениями, и есть один из путей к возрождению и развитию города из камня, стекла и железа?

О постгороде известно мало. Пока он - предположение, мечта, визионерская гипотеза. И, возможно, - вызов. Но кто занимался этой темой всерьёз? Кто брался спроектировать и сконструировать постгород? Насколько нам известно - никто. И значит, есть над чем потрудиться.

1 Откровение, глава 21.

2 Говорят, это о нём спето: «Под небом голубым есть Город Золотой…» Борисом Гребенщиковым вслед за Алексеем Хвостенко и Анри Волохонским.

3 Хотя, возможно, в свете текущих политических инициатив выборы мэров вскоре перестанут играть скольконибудь серьёзную роль.

4 Здесь слово «общественная» не значит «публичная». При советской власти, когда был издан словарь, оно акцентировало его «негосударственность», «непартийность».

5 Третье сословие – т.н. буржуазия, что в переводе с французского, собственно, и означает «горожане».

6 Его официальное название – «Общество друзей конституции».

7 Если, конечно, это не спортивный клуб.

8 Этот чудовищный советский неологизм действительно широко использовался


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Город. Клуб. Конструктор
Концепт
Размышление у ворот
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Где начинается и кончается город?
Редакция «Со-Общения»
Слободизация страны Гордарики*
Вячеслав Глазычев профессор президент Национальной академии дизайна
Новый язык для нового города
Дух города реет где хочет
Сергей Серов руководитель Высшей академической школы графического дизайна
Кризис
Сол Алинский основатель «Фонда индустриальных территорий»
Практика
Город – бренд
Сергей Митрофанов генеральный директор компании Brandflight Moscow
Гопинг, пудинг или брендинг?
Елена Обидина преподаватель Института социальных коммуникаций УдГу
Песни открытого типа
Псой поэт-шансонье музыкант преподаватель
Протяните руку. И сделайте
Дмитрий Луговой предприниматель из г Новомосковска
Построй свой город
Трине Ниссен пресс-секретарь по корпоративным коммуникациям компании LEGO
Урвилль – воплощённаямечта
Оперативный простор
Русские компетенции*
Александр Попов директор Департамента образовательных проектов ЦСР «Северо-Запад»
Дауншифтинг по-нашенски
Нина Матусевич специалист по развитию общественных связей
Барятинские
Михаил Кутузов Воронежский институт регионального развития
Город без болтовни
Пособие по столичной жизни
Спасибо, что курите!*
Кочевник
Роман в стиле SMS
Светлана Прокопчик писатель
Как мы делали этот номер


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.