Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / «Бренд "Россия"». Вызов чистого листа. / Тактика

Страна, о которой должны говорить

Ещё одна общая задача государства и бизнеса


Надежда Копытина Основатель группы компаний «Лёдово»
mail@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте

Мы обсудили с Надеждой, есть ли у России возможность создать свой бренд, и каким он должен быть… Авторитет в своей области – она рассказала нам, что, по её мнению, может сделать наша страна, чтобы показать всем, где всё-таки зимуют раки.

Бренд «Россия» и бренды России: кто кого поддерживает

— Каков, на Ваш взгляд, сегодня образ нашей страны? Каким должен быть её бренд?

— С одной стороны, Россия всегда была достаточно закрытой страной, она сама себя когда-то за занавес спрятала. И всё же, в 1999 году меня удивляло, что в международных деловых кругах Россию вообще не обсуждали. Странная была ситуация – Россия существовала, а менеджмент всех крупнейших компаний о ней даже не упоминал. Говорили о Вьетнаме, Китае, а России как будто и не было. Сейчас наша страна привлекает к себе гораздо большее внимание. Появилась возможность создать новый образ России – создать России бренд – и я благодарна тем, кто целенаправленно готов заняться этим вопросом.

Если относиться к этой задаче безразлично, то так навсегда и останется: Россия – это водка, медведь на улице, будёновки с матрёшками и всё.

За те изменения, которые сейчас происходят в образе страны, отдельное спасибо большому теннису и нашим спортсменкам, которые за последнее время совершили настоящий переворот – стали выигрывать, завоевали титулы первых ракеток мира, и на Россию, по крайней мере, начали смотреть как на страну красивых женщин. Правда, отдельным вопросом остаётся, насколько государство имело отношение к подготовке этих спортивных достижений. Похожая ситуация и с космосом. Известно, в каком состоянии сейчас находится наша космическая отрасль: проекты не финансируются, приостановлены многие исследовательские работы, существуют сложности с поиском инвесторов и т.д. И, тем не менее, наши ракеты взлетают...

Кажется, что при той поддержке, которая России оказывается Свыше, остаётся только своими силами поддержать, взяться и сделать.

Однако элементы, которые будут отражены в бренде страны, надо выбирать осознанно и очень аккуратно. Ведь если представить, что мы создадим имидж красивой страны, то нужно понимать, что использовать его ещё долго не будет возможности – ведь на самомто деле нет инфраструктуры, нет сервиса, в конце концов даже гостиниц нет, … Но при этом – у нас на руках все шансы стать центром мирового туризма. Я сама готова путешествовать по России, потому что понимаю, какая она у нас огромная, красивая и интересная. Я родилась в Тюмени, жила в Тюменской области до семнадцати лет, мне интересно ездить в дикие места, хочется там отдыхать. Но пока все рекомендуют ехать куда-нибудь ещё. Здесь пока рано, здесь ещё ничего не создано. Поэтому мне кажется, что, обсуждая, каким должен быть бренд страны, надо думать не столько о желаниях и эмоциях, сколько о том, как мы сможем в дальнейшем его использовать.

— Обсуждая тему использования бренда России, можно обозначить его роль на внешнем и внутреннем рынках. Например – какое воздействие на потребителя оказывает российское происхождение товаров и услуг? Как это влияет на привлекательность продукта?

Многие иностранные производители, начиная действовать в нашей стране, предпочитают создавать «русские» бренды для продвижения своей продукции на нашем рынке. Например, Unilever сделал бренд «Беседа» – выпустил «обрусевший» продукт. И это уже сложившаяся тенденция – зарубежные компании, выходя на отечественный рынок, стремятся сделать нечто русское хотя бы по стилю.

С другой стороны, пару дней назад я была поражена статистикой: по итогам опроса около двух тысяч респондентов выяснилось, что предпочитают покупать импортные товары. Потому что этим маркам они верят, а если товар произведён в России – то его остерегаются или сомневаются в его качестве. Я всё же полагаю, что отношение потребителей очень зависит от типа товара. Возможно, что обувь, сделанную в России, кто"то не сразу приобретёт. Да и я сама…

Очень интересная история была – мы с мужем пошли за верхней одеждой и увидели куртку кого"то из российских модельеров. Антон сказал: «Слушай, ну это ведь вообще российская куртка». Я обратила внимание, как классно она сделана. Он согласился: «Да, модерновая». То есть, шикарная кожаная куртка с меховой отделкой – мужская модельная вещь – шедевр. А внутри вместо подкладки ткань космическая – сейчас есть ткани, обеспечивающие внутренний обогрев. Я мужу сказала: «Тебе, конечно, ближе Роберто Кавалли, чем российский бренд, но внешне наш намного лучше». А эта куртка была ещё и дороже. Спросила его: «Хорошо, будем покупать? Давай определимся». В итоге купили эту куртку. Но, как говорится, не без внутренней ломки.

Пожалуй, главное, чтобы потребитель видел, что куртка, сделанная в России, действительно сделана хорошо. И тогда он готов её приобрести и даже заплатить дороже. Мне кажется, такой перелом в сознании потребителя произойдёт достаточно быстро. Тем более, что теперь вообще не всегда понятно, где что сделано. И если написано «Сделано в Италии», это ещё не гарантия – могли привезти и из Китая или Турции. Возможно, эта подмена понятий и приведёт к тому, что люди будут покупать российские товары с гораздо большим желанием и доверием. Ведь приятно знать, где находится производитель, знать, что он отвечает перед тобой по закону. С западными компаниями в этом плане взаимодействовать сложнее. На мой взгляд, в дальнейшем этот факт также начнёт оказывать положительное влияние на отношение потребителя к отечественным товарам.

Русские новаторы — успех на рынке возможен

— Вы как-нибудь акцентируете российское происхождение своей продукции или нет?

— Мы пишем – сделано в России. Когда мы только начинали – упаковали свою первую креветку – тогда мы занимались импортозамещением. По сути, мы повторяли и адаптировали те продукты, которые тогда привозили из-за границы. Когда мы выставили свой продукт на продажу, мы на каждом пакете написали «Сделано в России», а в ценовой документации написали, что сделано в Дании. На первый взгляд – нормальный датский продукт. Российское происхождение можно было установить, ознакомившись с товаром и получив сертификаты производителя.

Почему мы так поступили? Главным образом, потому что хотели спрятаться за западную историю, показать потребителю, что он имеет дело с западным типом производства.

— А потом вы от этого отказались?

— Да, и довольно быстро. Может быть, через полгода, может раньше. Мы полностью открыли тот факт, что наш продукт сделан в России и больше не скрывали этого. Я не знаю, что думают покупатели в тот момент, когда они приходят на рынок и покупают «Сальмон». То есть я не знаю, отдают ли они предпочтение мне, потому что они меня знают. Да, наверное, часть потребителей знает. Но это – очень небольшой процент. А большинство знает, что этот продукт вкусный, хороший и качественный.

— Может быть, они узнают ваш бренд?

— В нашем случае вряд ли. Мы не так много финансируем продвижение самого бренда. Так уж сложилось, что мы постоянно переходим на новые сегменты, новые направления, мы всё время скользим по нишам, и наша уникальная тактика – создание новых ниш. Поэтому мы гораздо больше времени уделяем коммуникации в местах продаж. С одной стороны – это очень большой риск, когда всё время делаешь что-то новое, а с другой стороны, это наше конкурентное преимущество, уникальная способность – делать или создавать то, чего не делали и не делают другие.

— А потребители знают, что вы – компания новаторов?

— Насколько потребителю необходимо об этом знать? В списке ценностей компании инновация у нас есть. Когда я представляю наш бренд публично, то заявляю, что мы постоянно стремимся принести нечто новое. И, в общем, это наше качество было воспринято «на ура». Для меня реакция аудитории была очень важна – как некоторая ключевая составляющая успеха. Она подтверждала, что нас приняли. Такое отношение сейчас гораздо более значимо, чем премию получить.

Конечно, в последнее время имидж наград, рейтингов, конкурсов очень мощно преувеличен. Постоянно возникают новые премии, но ведь очень часто они просто покупаются, да и создаются порой исключительно с целью продажи. И я знаю, о чём говорю. Как вы думаете, сколько раз в месяц ко мне обращаются с вопросом: «А не хотите ли вы такую-то награду?» Я отвечаю: «За деньги – не хочу».

Когда мы взялись за развитие рынка креветки в панцире, то в целом по стране продавалось от силы две тысячи тонн в год, а сегодня – около тридцати тысяч. Меньше, чем за десять лет – такой фантастический рост. Или, например, мне предложили: «Займись продвижением на рынок охлаждённых крабовых палочек, это получится только у тебя». И действительно – получилось. Вот это – успех. Это – награда.

Перейдем на проект покрупнее?

— Кто, на Ваш взгляд, может создать эффективный бренд страны?

— Если государственная политика на это не нацелена, то этого не произойдёт никогда – бренда России не будет.

Важно разобраться, что сделали мэры Нью-Йорка, чтобы создать бренд «Нью-Йорк». Что сделали для этого мэры Парижа и правительство Франции… Каким образом стала брендом Италия?.. Сама собой? Случайно? Но ведь известно, что бренд страны, города всегда создаётся специально, прежде всего, потому что это приносит этой стране дополнительные ресурсы и доходы.

— Какие особенности нашей страны стоит в нём отобразить?

— Бренд России… Это – очень богатая страна. Богатая всеми своими ресурсами и полезными ископаемыми. Богатая человеческими душами. У нас действительно очень мощный человеческий потенциал. Единственно, что одни боятся, другие стесняются, у третьих что-то с самооценкой, у четвёртых ещё что-то, пятый хотел бы, но не знает – чего, как, где. То есть у каждого – свои препятствия. Каждый себе придумывает какую-то закрытую ситуацию.

Вот что надо преодолевать, на чём фокусировать внимание. Тогда за счёт творческого и предпринимательского потенциала можно будет создать новый имидж страны.

Я в последнее время несколько раз выступала перед студентами в вузах и поняла, что оказывается очень результативно, успешно, с одной стороны, рассказывать о себе, а с другой стороны – говорить людям: «Действуйте, это возможно. В нашей стране это возможно».

Да, будут трудности, но неразрешимых проблем не бывает. Важно верить, что идёшь правильной дорогой. Важно демонстрировать свои преимущества – что мы не медведи на улице, а люди! Вот какой у нас бизнес!

Мы энергичные, мы – новаторы, мы знаем, как делать бизнес. Когда эти заявления транслируются вместе с приглашением: «приезжайте, посмотрите», – появляются новые контакты, за счёт которых выигрывают и предпринимательство, и творчество.

Беседовала Лара Лукомская


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






«Бренд "Россия"». Вызов чистого листа.
Концепт
Гонцы эпох
Род, страна, история
Ефим Островский гуманитарный технолог
Стратегия
Вызов чистого листа.
Дмитрий Петров
Возвращение Европы
Редакция «Со — Общения»
Мост между вечностью и актуальностью: бизнес логика и любовь к родине
Анна Фёдорова исполнительный директор Агентства Эффективной Культуры
Made in Россия
Алексей Чадаев член Общественной палаты глава отдела политики «Русского журнала»
Тактика
Кто заставит говорить о России?
Вызовы глобальной конкуренции
Олег Вьюгин Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации
«Национальная идея не зависит от того, откуда приходит капитал»
Александр Изосимов генеральный директор ОАО «ВымпелКом»
Нужно ли России «Министерство Бренда»?
Александр Борисов генеральный директор Московской Международной Бизнес Ассоциации
Страна, о которой должны говорить
Надежда Копытина Основатель группы компаний «Лёдово»
Конкуренция — это прекрасно
Екатерина Ильвовская директор по маркетингу компании IBS
«Холод», «водка», «КГБ»…
Александр Бабинский заместитель Генерального директора РИА «Новости»
Кто будет делать бренд?
Илья Кузьменков президент компании «Кузьменков и Партнёры»
Оперативный простор
Новый гамбургский счёт
«Красуйся град петров и стой неколебимо, как Россия...»
Николай Шеляпин доцент Санкт-Петербургского политехнического института социальный технолог
Дом Ольденбургов. Прошлое-настоящее-будущее…
Сергей Чуриков Воронежский государственный педагогический университет ООО «Клуб Династия»
Власть как цель
Олег Пахомов
Жизнь, несомненно, театр. А теперь – поконкретнее…
Наталья Бубнова
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.