Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / «Бренд "Россия"». Вызов чистого листа. / Тактика

Вызовы глобальной конкуренции

О России нужно уметь говорить.


Олег Вьюгин Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации
info@ffms.ru
Версия для печати
Послать по почте

А для этого необходимо точно представлять себе наши проблемы и преимущества. Понимать, что только постоянные позитивные изменения условий и правил ведения бизнеса позволят нашей стране привлечь необходимые внешние ресурсы для финансирования своего развития и в полной мере включиться в глобальную конкуренцию. Такое включение неизбежно потребует и создания «бренда "Россия"».

— Итак, сегодня конкурентоспособность нашей страны – один из ключевых пунктов политической повестки дня.

— Россия нуждается во внешних источниках своего развития. Это – главный фактор, ставящий в повестку дня вопрос конкурентоспособности.

Привлечение внешних источников (в первую очередь финансовых и технологических) равносильно включению России в глобальный мир, открытие её экономики. Будет ли эта возможность использована для модернизации? Если – да, то ключевой темой станет нахождение конкурентной ниши. Вот почему тема конкурентоспособности постоянно возникает на заседаниях правительства.

— От чего в первую очередь зависит конкурентоспособность России?

— От существования сильного частного сектора и разумного регулирования со стороны государства.

— Что это значит – сильный частный сектор?

— Сильный частный сектор означает наличие у компаний мощных стимулов к развитию и доступа к лучшим интеллектуальным, кадровым, технологическим,

сырьевым ресурсам.

Здесь многое зависит от государственного регулирования. Оно может помочь в решении этой задачи. Например – через создание гибких механизмов регулирования и организацию разработки долгосрочной стратегии развития. Конечно, в отдельных случаях государство может участвовать в стратегических экономических проектах. Но его главная роль – содействие развитию частного сектора.

И, если угодно – формирование мотиваций, идеи его развития и экспансии.

Это, как показывает мировой опыт, очень важно для стран с быстро развивающимися экономиками.

— Некоторые Ваши коллеги по Совету по конкурентоспособности и предпринимательству полагают, что продажа российских активов западным инвесторам сопряжена с серьёзными рисками.

— Их беспокойство понятно. Нецелесообразно, например, допускать участие иностранного капитала в нашем оборонном секторе. Предприятия, работающие на оборону, должны и будут контролироваться суверенным государством.

В остальном же (если речь не идёт о продаже за бесценок) эти опасения преувеличены.

— Преувеличены в каком смысле?

— В данном случае слово «продажа» я интерпретировал бы как допуск зарубежных владельцев в капитал российских компаний. Это уточнение очень важно. Оно указывает на то, что никто и никуда не вывезет основные фонды, налоги и рабочие места с территории нашей страны. При наличии развитого малого и среднего бизнеса скупить национальную экономику вообще невозможно.

Между тем, как я уже сказал, наша страна нуждается во внешних источниках развития. И мы задействуем их, привлекая иностранных собственников.

Сегодня им принадлежит примерно половина российской пищевой промышленности (47%). В результате в России появились производства, успешно конкурирующие с зарубежными.

Пивная отрасль почти вся принадлежит иностранцам. От этого что – плохо российским гражданам? Нет. У одних рабочие места, другие пьют хорошее пиво.

Приведу зарубежный пример. Возьмём Китай, имеющий сегодня доступ к некоторым новейшим технологиям. Как он его получил? Через совместные предприятия. Через допуск в экономику иностранных капиталов. Китай пошёл по этому пути. Почему? Китайцы знают: продавать не значит лишаться.

В русском языке слово «продавать» в данном контексте негативно перегружено.

Это связано с издержками периода быстрой приватизации, когда многие новые собственники не собирались долго владеть приобретёнными активами, а скорее предполагали продать их с выгодой. Когда активы покупаются дёшево, а потом обретают реальную цену, то велик соблазн сбыть их и уйти. Высокая норма прибыли достигнута, зачем работать за более низкую норму?

В этом случае для собственника смысл продажи состоит не в приобретении дополнительных источников развития производства, а в том, чтобы зафиксировать доход. Это – не конструктивный мотив. Но некоторые поступали именно так. Отсюда и негативное представление о «продаже».

Активы всегда в движении исходя из соображений развития бизнеса. И если российская компания привлекает иностранных владельцев в свой капитал, чтобы получить доступ к более эффективным конкурентным технологиям, я – «за»! Потому, что выигрывают все граждане страны.

— Но можно ли рассчитывать на привлечение больших инвестиций, не создав позитивного образа страны? И, возможно, их объёмы выросли бы, будь создан не только образ, но «бренд "Россия"»?

— Позитивный образ, бренд – это важно. Но всё же – вторично.

Инвесторы принимают решения, исходя из того, как они видят стратегические перспективы, и насколько их устраивают условия работы в странах, в экономики которых они инвестируют.

Да, создание у инвесторов и у мировых СМИ, влияющих на их решения, убеждения, что Россия – хорошее место, это задача большая и творческая. Возможно, будь такое убеждение создано, они не медля примчались бы сюда со всеми капталами. Но представьте: они примчались и увидели, как обстоят дела на самом деле.

То есть при всей своей важности, задача создания бренда вторична по отношению к реализации гармоничной политики, направленной на выстраивание хорошего инвестиционного климата. Создание бренда страны – это один из результатов такой политики.

Конкурентоспособность страны – это не хорошо проведенная PR-акция, а сильный частный сектор и разумное регулирование.

— Что может стать деятельностной и образной основой «бренда "Россия"»?

— Определиться с этим – значит найти своё место в мировом разделении труда.

Думаю, привлекателен образ России как крупного развивающегося рынка, обладающего всем спектром доступных первичных невоспроизводимых ресурсов и выигрышным соотношением затрат на качество трудовых ресурсов. Это веский аргумент в пользу того, чтобы иностранные компании развивали здесь производство.

Наверняка есть и другие преимущества, может территориально"географические. Их надо нащупать. И умело использовать. Не позволять необоснованным издержкам гробить их на корню.

Колоссальный ресурс – это интеллект, люди… Как-то глава крупного ньюйоркского банка, потирая руки, говорил мне: «В IT-подразделение я набрал только русских. Это – очень творческие люди. Они всё делают сами. Мне вообще не надо отвечать ни на какие вопросы. Прежде работали индийцы, но они мне надоели – всё спрашивали: «А как будем делать? А вот это делать или нет?» Русские вообще

не приходят. Но всё работает».

— Но эти русские специалисты по информационным технологиям работают там, а не здесь. Почему? Потому что там условия лучше, а ценностные мотивации, побуждающие остаться здесь слишком слабы.

— И это значит, что мы рискуем и таким конкурентным преимуществом, как интеллект и креативность.

Я же – если говорить о конкурентоспособности и, в том числе, о создании бренда – вижу задачу в том, чтобы максимально использовать все наши преимущества для привлечения инвестиций в развитие российской экономики.

Каковы перспективы увеличения объёмов этих инвестиций?

Объективные предпосылки для существенного роста есть. Я уже говорил, Россия – это приличный рынок. Кроме того, у нас (в отличие от типичных развивающихся экономик) есть эксклюзивный ресурс – выигрышное соотношение затрат на качество трудовых ресурсов, наличие прямого доступа к разнообразным невоспроизводимым природным ресурсам.

Всё перечисленное делает нашу страну привлекательной для инвестиций. Но их объём будет во многом зависеть от того, насколько умело мы сможем вовлечь их в мировой оборот. Создадим ли правила игры, условия, успешно работающие на эффективное использование этих ресурсов.

Эта проблема ещё не решена. Нет чёткой линии по участию иностранного капитала в экономике. «Утечка мозгов» тоже ещё до конца не решённая проблема.

— То есть тенденции, направленной в сторону скорого изменения ситуации, Вы пока не видите?

— Я вижу понимание проблем на уровне управления государством.

Однако начинает преобладать мнение, что они слишком сложны и носят долгосрочный характер, а ВВП удваивать и экономику ускорять надо сейчас. Поэтому следует заполнять институциональные провалы прямым государственным вмешательством в реальную экономику, строить, скупать активы за государственный счёт и отдавать их в управление «правильны ребятам». Этот путь кажется простым. Однако используя его нужно помнить, что в рыночной экономике роль государства не в том, чтобы заменять частный бизнес, а в том, чтобы его дополнять и поддерживать разумным и качественным регулированием. Если перейти эту грань, то легко получить обратный результат в виде падения темпов роста.

Не чиновники придумывают, что перспективно, а что – нет. Это понимание рождается в деловом сообществе. Только предприниматель знает, где в бизнесе перспективное направление, а где – тупиковое.

А государство должно собирать эту информацию, обрабатывать её и поддерживать предпринимателей на стратегических направлениях.

— Как описанная Вами ситуация отражается на финансовом рынке?

— Российская экономика растёт. Сегодня она достаточно динамична и открыта. Она фактически конкурирует с мировой экономикой. Это сказывается на фондовом рынке. Российские активы привлекательны, спрос на акции и корпоративные облигации со стороны внутренних и внешних инвесторов высок. Об этом говорит рост биржевых индексов и объёмов выпуска облигаций.

Хотя надо отметить, что сегодня в этом отношении Россия находится в тепличных условиях. Это связано с состоянием мировой финансовой системы. Сегодня деньги в мире относительно дёшевы. Ставка ЕЦБ вряд ли уйдёт выше 3 %. Ставка по доллару – около 4 %.

Это сказывается и на России. Наши компании имеют доступ к не слишком дорогим ресурсам, и внутренние деньги у нас достаточно дёшевы. А цены на нефть

высоки.

Это создаёт в России макроэкономическую ситуацию, благоприятную для наших компаний, потому что многие инвесторы не сомневаются в её надёжности. И это стимулирует их активность на финансовом рынке.

В Россию приходят крупнейшие международные инвестиционные банки. То есть конкуренция разворачивается. Уже пришло, по крайней мере, четыре ведущих мировых инвестиционных банка – «UBS», «Морган Стэнли», «Дойче Банк» и «Сити групп». Они открыли в нашей стране полностью оборудованные офисы.

— Время от времени в СМИ возникают дискуссии о том, сразу или не сразу задушат «Морган Стэнли», «Сити групп» или какие-нибудь «Соломон Бразерз» наших лидеров – «Тройку Диалог», «Атон» и «Ренессанс». Смогут ли российские инвестиционные бренды конкурировать с мировыми гигантами?

— Да, смогут. Если регулятор финансового рынка – то есть Федеральная служба по финансовым рынкам – создаст условия для честной и справедливой конкуренции. Все компании, работающие на российской территории, должны находиться в равном положении.

Начнём с того, что зарубежная компания, желающая работать в России, должна создать здесь полностью оборудованный офис, включая аналитические подразделения, бэк-офис, трэйдинг. Это выравнивает условия конкуренции с резидентскими компаниями, уже сделавшими эти инвестиции. А дальше – чистая конкуренция, потому что в принципе российские компании легко могут нанимать специалистов, в том числе, и из «Морган Стэнли». Почему нет?

Я не считаю, что приход больших финансовых брендов означает для наших компаний конец конкуренции. Это её начало.

— То есть главный фактор конкурентоспособности – это профессионализм и высокое качество услуг?

— На этом рынке – да. То есть не столько капитал материнской компании, сколько умение организовать дело и привлечь квалифицированных специалистов, создать клиентскую базу.

Кстати, в том же российском представительстве «Дойче банка» успешно работает русская команда. В том же «Морган Стэнли» в Москве глава трейдинга – российский гражданин. А в российской «Тройке Диалог» глава того же подразделения – гражданин Франции.

Отмечу, что по уровню доходов, наши высокие профессионалы фондового рынка успешно конкурируют с зарубежными.

— Вы многократно упоминали о важности разумного государственного регулирования отношений на рынке. Какова роль Вашей службы в повышении конкурентоспособности России?

— Наша задача – способствовать формированию в стране конкурентного финансового рынка. Мы хотели бы избежать ситуации, когда российские эмитенты[1] размещали бы свои активы только на иностранных торговых площадках, а средства, накапливаемые в российских пенсионных и паевых инвестиционных фондах, инвестировались бы в эти активы через иностранные биржи. Это означало бы полный аутсорсинг финансовых услуг и неконкурентоспособность национального финансового рынка.

Чтобы избежать такого сценария развития, надо модернизировать существующую инфраструктуру фондового рынка и привести её в соответствие с европейскими аналогами, а также преодолеть предвзятое отношение к российскому финансовому рынку среди иностранных инвесторов, созданное некоторыми иностранными банками, делающими бизнес на депозитарных расписках на российские акции.

Суть модернизации заключается в создании центрального депозитария с перенесением на него всех рисков учета сделок по ценным бумагам, в отделении от бирж клиринговых систем с перенесением на них рисков по расчетам сделок, внедрение на биржах технологий DVP с частичным депонированием и расчетами Т+Х.

В конце прошлого года вместе с депутатами мы добились принятия поправок к закону о рынке ценных бумаг, существенно изменивших процедуру первичного размещения в России. Нормативные акты, принятые ФСФР России для реализации этих поправок, позволили российским эмитентам осуществлять в России первичные размещения, по процедурам ничем не отличающиеся от общепринятых в мире.

Впрочем, наше законодательство всё ещё отстаёт от европейских стандартов по ряду параметров. Например, в части противодействия использованию инсайдерской информации при осуществлении сделок с ценными бумагами. Система регулирования, контроля и надзора за финансовым рынком сегодня уже не соответствует уровню развития рынка и является с точки зрения европейских стандартов архаической.

Беседовал Арсений Несмелов


[1] Эмитент – компания, выпускающая те или иные ценные бумаги и размещающая их на публичном рынке.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






«Бренд "Россия"». Вызов чистого листа.
Концепт
Гонцы эпох
Род, страна, история
Ефим Островский гуманитарный технолог
Стратегия
Вызов чистого листа.
Дмитрий Петров
Возвращение Европы
Редакция «Со — Общения»
Мост между вечностью и актуальностью: бизнес логика и любовь к родине
Анна Фёдорова исполнительный директор Агентства Эффективной Культуры
Made in Россия
Алексей Чадаев член Общественной палаты глава отдела политики «Русского журнала»
Тактика
Кто заставит говорить о России?
Вызовы глобальной конкуренции
Олег Вьюгин Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации
«Национальная идея не зависит от того, откуда приходит капитал»
Александр Изосимов генеральный директор ОАО «ВымпелКом»
Нужно ли России «Министерство Бренда»?
Александр Борисов генеральный директор Московской Международной Бизнес Ассоциации
Страна, о которой должны говорить
Надежда Копытина Основатель группы компаний «Лёдово»
Конкуренция — это прекрасно
Екатерина Ильвовская директор по маркетингу компании IBS
«Холод», «водка», «КГБ»…
Александр Бабинский заместитель Генерального директора РИА «Новости»
Кто будет делать бренд?
Илья Кузьменков президент компании «Кузьменков и Партнёры»
Оперативный простор
Новый гамбургский счёт
«Красуйся град петров и стой неколебимо, как Россия...»
Николай Шеляпин доцент Санкт-Петербургского политехнического института социальный технолог
Дом Ольденбургов. Прошлое-настоящее-будущее…
Сергей Чуриков Воронежский государственный педагогический университет ООО «Клуб Династия»
Власть как цель
Олег Пахомов
Жизнь, несомненно, театр. А теперь – поконкретнее…
Наталья Бубнова
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.