Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2006 / «Бренд "Россия"». Вызов чистого листа. / Оперативный простор

Власть как цель


Олег Пахомов
Версия для печати
Послать по почте


Рифат Шайхутдинов,
«Охота на власть»,
«МИДИ ПРИНТ» М.: 2005

Руководство для охотников, наделённых волей

Зачем люди пишут книги о политике? Задачи авторов и заказчиков их труда могут быть разными. Причём задачи эти не обязательно формулируются достаточно ясно для того, чтобы выполняться. Больше того – они могут даже не формулироваться вообще. Или быть ошибочными.

Задача этой книги поставлены автором ясно. Главная из них – ответить на вопрос: возможна ли в России политика? Реальная и современная. Та, что влияет на ситуацию в стране. Автор считает, что нащупал ответ.

Разница

Книги о политике бывают разные.

Бывают книги плохие – в очередной раз повторяющие то, что всем более или менее уже известно, но при этом написанные на злобу дня – приуроченные, например, к избирательным кампаниям – т.е. изданные в нужное время и предложенные аудитории в нужном месте. Но всё равно – вот незадача – часто не вызывающие никакого резонанса, не ставшие популярными, не ставшие нужными – и, в итоге, так и не раскупленные, а значит не выполнившие своих задач (кроме разве что включения в список опубликованных работ автора).

Бывают книги обычные – содержащие интересные интерпретации уже известных проблем, явлений и тенденций, обсуждающие их, а порой и предлагающие новые подходы и решения. Такие книги встают на полки магазинов, как-то продаются, и, случается – даже влияют на читателя. Плюс – приносят деньги автору и издателям.

Бывают (правда, редко) книги, которые раскупаются, что называется, влёт. А потом обсуждаются и на работе, и на кухнях, и в телевизоре. А также – в высоких кабинетах. И даже допечатываются и переиздаются.

Они выполняют свою задачу – влияют на мнение масс и элит. Попутно принося авторам деньги, славу и почёт.

Конечно, эта классификация не слишком подробна, но в целом отражает ситуацию. Вернее – отражала бы, если б не было ещё одного – довольно специфического – вида политической литературы.

К нему относятся книги, написанные, в первую очередь – для элит, а также для тех, кто выполняет (или может выполнять) политические заказы элит. При этом автор, порой, имеет в виду даже список адресатов, которых надо обязательно ознакомить с работой. А то и более или менее подробный реестр тех, кто мог бы её заинтересованно и с пользой обсуждать.

А раз так, то он, конечно, очень ясно представляет себе: что его произведение должно сделать с людьми. Иначе – как бы он составил списки?

В таких случаях в число задач книги не обязательно входит возвращение затрат издательства на публикацию, рекламу и т.п. Бывает, что авторы сами финансируют производство книги и её продвижение в нужных направлениях.

И такой подход, сами понимаете, коренным образом отличается от подхода графомана, платящего за тираж только ради того, чтоб он вышел – и потом можно было, во-первых – любовно поглаживать корешок, а во-вторых – считаться в кругу знакомых «человеком, написавшим книгу»…

Ничего подобного. Такой подход имеет целью максимально сократить издержки времени, которое в иных случаях неизбежно уходит на переговоры с издательствами и прочую рутину.

Возможно, таков был подход Рифата Шайхутдинова – мыслителя, предпринимателя, политика. Охотника на власть.

Тираж не указан

Впрочем, в этом нет ничего особенного.

Чтобы понять, почему в довольно увесистом томе не приведена эта формальная цифирь, стоит прочитать, кому том не предназначен (они перечислены, что немаловажно, на той же странице, где указан копирайт): это чиновники; те кто избегает и боится власти; олигархи и оффшорная аристократия; политтехнологи; академики-эксперты; члены правительства и их советники. Вот такой списочек.

Неужели мы ошиблись, и автор предназначил свою книгу вовсе не элитам, не людям, готовящим и принимающим важнейшие решения?

Думается, что это опасение излишне. Просто г-н Шайхутдинов, скорее всего, подходит к понятию «элита» с другой – не стандартной – меркой. Те, кто перечислен в первом списке вполне могут быть измерены общим аршином, а вот какой прибор использует автор, можно догадаться прочитав список тех, кому он адресовал свои размышления, суждения, вопросы и даже, как кажется порой – поучения; это – современные активные люди; те кто стремится к власти; те кто любит власть; будущая элита; те, кто участвует в развитии страны.

Читая эти перечисления, задаёшься вопросом: а устраивает ли автор встречи с читателями? Впрочем, продвинувшись дальше по тексту, понимаешь, что в индивидуальном порядке, скорее всего, да – устраивает.

Но вопрос-то как раз насчёт встреч коллективных, многолюдных – тех, где социальная связность осуществлялась бы не только в узком кругу избранных, но в широком, публичном пространстве, где те, кто стремится к власти, могли бы спросить у Рифата Шайхутдинова: а кто это такие – современные активные люди? В чём их активность? И отличается ли чем-нибудь эта их активность от деятельности?

А те, кто считает, что участвует в развитии страны, могли бы поинтересоваться: а что это за будущая элита? Каковы её главные характеристики? И каковы – качества? И кто эти качества ей сообщит?

Впрочем – вдумчивые и придирчивые читатели, собравшиеся на такую встречу, вряд ли задавали бы именно эти вопросы. Скорее всего, они бы спорили (или соглашались) с ответами, которые даёт Рифат Шайхутдинов в своём тексте, важном, прежде всего именно этим – неожиданными для многих абсолютно нешаблонными трактовками таких понятий, как власть, элита, политика, развитие[1].

Вдумчивым и придирчивым читателям наверняка захотелось бы уточнений. Потому что книга побуждает к такому желанию. Потому что, как кажется при чтении, сказано в ней далеко не всё, что имеет сообщить автор.

Тень лайнера

Снято чуть сверху. Залив. На переднем плане – статуя свободы. Зелёная. Не крупно. В профиль. Дальше – классический нью-йоркский скай-лайн, на котором выделяются башни-близнецы. Дальше и выше – небеса. А между небом и землёй – то есть на воде – тёмная тень самолёта, заходящего на вираж. Подписи: первая – «Армагеддон, как конкретное дело»; вторая – «poor become rich in these seconds[2]…».

Под иллюстрацией – заголовок четвёртого раздела книги: «Террор и власть».

Книга богата образами.

Их так просто не перечислишь и не прокомментируешь. Потому что они разбросаны по смысловой шкале от улыбчивой печенюшки с подписью «не кексом единым! жив человек!» – до выстроенных в ряд граммофона, деки для виниловых дисков, кассетника, CD-системы, проходящих под грифом «проигрывателей» и размещённого рядом автомата с разъяснением: «выигрыватель».

Тут же – вынос: «Интриги и PR – это не политика».

Вам кажется, что этот образный ряд не сочетается с концепцией гуманитарных технологий? Возможно. Но только на беглый взгляд пролистывателя страниц.

Желаете разъяснений? Читайте книгу.


[1] И других.

[2] Англ. Бедные стали богатыми в эти секунды…


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






«Бренд "Россия"». Вызов чистого листа.
Концепт
Гонцы эпох
Род, страна, история
Ефим Островский гуманитарный технолог
Стратегия
Вызов чистого листа.
Дмитрий Петров
Возвращение Европы
Редакция «Со — Общения»
Мост между вечностью и актуальностью: бизнес логика и любовь к родине
Анна Фёдорова исполнительный директор Агентства Эффективной Культуры
Made in Россия
Алексей Чадаев член Общественной палаты глава отдела политики «Русского журнала»
Тактика
Кто заставит говорить о России?
Вызовы глобальной конкуренции
Олег Вьюгин Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации
«Национальная идея не зависит от того, откуда приходит капитал»
Александр Изосимов генеральный директор ОАО «ВымпелКом»
Нужно ли России «Министерство Бренда»?
Александр Борисов генеральный директор Московской Международной Бизнес Ассоциации
Страна, о которой должны говорить
Надежда Копытина Основатель группы компаний «Лёдово»
Конкуренция — это прекрасно
Екатерина Ильвовская директор по маркетингу компании IBS
«Холод», «водка», «КГБ»…
Александр Бабинский заместитель Генерального директора РИА «Новости»
Кто будет делать бренд?
Илья Кузьменков президент компании «Кузьменков и Партнёры»
Оперативный простор
Новый гамбургский счёт
«Красуйся град петров и стой неколебимо, как Россия...»
Николай Шеляпин доцент Санкт-Петербургского политехнического института социальный технолог
Дом Ольденбургов. Прошлое-настоящее-будущее…
Сергей Чуриков Воронежский государственный педагогический университет ООО «Клуб Династия»
Власть как цель
Олег Пахомов
Жизнь, несомненно, театр. А теперь – поконкретнее…
Наталья Бубнова
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.