Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2005/8-9/m/4


Про деятельность

В России плохо покупают идеи. Или не покупают совсем.

Другое дело — проект! Проект может быть предметом договорённостей. Он измерим, он предусматривает смету, бюджет и план. Он есть. Он может быть реализован!

***

Почему в 1994-95 Поколенческий проект был смело и открыто предложен потенциальным инвесторам?

Потому что его авторы полностью отдавали себе отчёт в том, что осуществить его, добившись необходимых политических результатов, без их участия невозможно.

Можно сказать, что так оно и вышло. Несмотря на детальное описание большинства составляющих проекта (а превратить их в план-график не составляло труда); несмотря на его очевидную реализуемость, а также на понимание рядом потенциальных инвесторов преимуществ, которые они получали перед конкурентами в случае его осуществления, этот проект так никто и не смог осуществить самостоятельно.

Более того, не удалось адекватно внедрить даже отдельные предлагавшиеся в нём методики.

С тех пор, как был написан «Крысолов», тысячи активистов прошли «от двери — к двери», собрали сотни миллионов подписей, раздали миллионы брошюр и листовок, но не решили задач, обсуждаемых в документе. Немало было проведено и массовых шествий, но независимо от их лозунгов, флагов, транспарантов и степени радикальности, они не были политическими инструментами того качества, о котором говорит в своём тексте Проводник.

Почему?

Есть простой ответ: потому что эффективность политического действия измеряется не столько формой, сколько содержанием. Несомненно, навык общения, желание выполнить норму или умение организовать марширующую колонну и руководить ей, важны, но когда конкретное действие диктуется убеждениями, когда оно подкреплено верностью и воодушевлением[1] — результат значительно превосходит самые высокие стандартные показатели.

Есть ответ и более сложный. Возможно, для него подойдут слова Бориса Гребенщикова: «…в мире есть что-то, чего ни выпить, ни съесть…» — т.е. кажущаяся технологическая простота действия, порой требует такого рода знания и умения, которое в проектах не описывают. Его можно назвать и всем известными словами: мастерство, искусство…

Что l483.же касается актива, то описанные в разработке задачи, такие как обретение доверия жителей, самоопределение в качестве «партизан холодной войны», последующая мобилизация избирателей, развитие организации, как структуры эффективно действующей в периоды между выборами — всё это требует участия людей, стимулированных не только карьерными или материальными мотивами. При этом, автор «Крысолова» помнит: социальное продвижение и материальное благосостояние участников Движения — один из важнейших факторов. Они не менее важны, чем рентабельность проекта.

Любые ресурсы — исчерпаемы.

Любые интересы — конечны.

Поэтому в тексте предусмотрены виды деятельности, позволяющие организации быть самофинансируемой и самоуправляемой, в том числе, когда ситуация, в которой оказываются поставщики социальных заказов, не обуславливает нового притока инвестиций.

Эффективность и рост в обстановке относительной стабильности — большая задача. Если она не решается, с политическими амбициями можно прощаться.

***

Кстати, в уже упоминавшейся песне Бориса Гребенщикова есть и такие сло_ ва: «…сегодня я прощаюсь — послезавт_ ра я опять буду здесь…» Так вышло с «Крысловом».

Послезавтра наступает.

Поэтому он здесь.



[1] То есть когда действие связано с идеальным.

Дата публикации: 02:16 | 10.10


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.