Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2005/8-9/a/6


«Дура». В кино и в жизни

Порой бывает оченьпохоже…
Дура» — это что?! Очередное звено в цепочкеочереди новых российских фильмов типа «Дозор Гамбит Советник и т.д.»… Или — нечто иное? Посмотрев его, однако, однозначно можно сказать, что таких наших, отечественных фильмов не было видано давно. И с чем сравнить то не сразу ясно. Да и не полностью.

Фильм «Дура», режиссёр Максим Коростышевский, сценарий Наталья Назарова. Кинокомпания «Д'МАКС», 2004.

Наша жизнь похожа на организм, поражённый недугом, с временными улучшениями и кризисами. Название его — одиночество. Желанный эликсир — любовь».

Режиссёр о фильме

Кино

 «Дура» — это разговор на темы порой слишком болезненные для обсуждения. Можно было бы написать, что это фильм об одиночестве и любви, жизни и смерти, о поисках смысла, о тех вечных вопросах, которые в том или ином виде встают перед каждым, но обсуждать которые мы не любим, не решаемся. Порой — даже сами с собой… Так и напишем.

С оглядкой, впрочем, на опаску, что начиная выражать сокровенные чувства словами, можно тут же превратить всё в фальшь и банальность, отобрать и чистоту, и смысл…

«Дурацкая» новинка кинопроката — это фильм, прежде всего, об одиночестве человека. Об одиночестве с рождения, когда, в роддоме ему на руку надевают маленькую бирку, обозначая его приход в мир. Об одиночестве в морге, где снова — бирка. И об одиночестве в пути от бирки к бирке… Которые зачастую только и фиксируют человеческое пребывание на земле. И кажется, что после множества людей так ничего и не остаётся кроме записей в приходно-расходной книге, при входе/выходе из жизни. Вот такое создаёт этот фильм настроение.

Люди одиноки. А люди, непохожие на остальных людей — тем более. Это не новость.

Главная героиня фильма «Дура» Ульяна Тулина — странная девушка. Взрослый человек с душой маленькой девочки. В приходно-расходной книге это звучит иначе: «инвалид второй группы по причине наличия родовой травмы». Она наивна, доверчива и романтична. И ещё она боится. Больше всего на свете «боится умереть и не оставить после себя памяти на Земле». Понимаете, о чём она?

Максиму Коростышевскому удалось снять историю об оставшейся на десятилетнем уровне развития тридцатилетней девушке-инвалиде, и о смертельно уставшей от этого груза её здоровой сестре-двойняшке, и при этом — не скатиться до примитива рассказов, давящих на жалость. И славная операторская работа Марии Соловьевой в этом ему помогла. Все ставки оператора были сделаны на то, чтобы взбудоражить зрителя. Начиная с первых секунд фильма: сцена рождения детей — легкий шок зрителей.

Главные персонажи

«Дура» — сюжет трёх жизней, оказавшихся под одной крышей. Жизней, устремлённых каждая — в свою сторону. Ульяна хочет, чтоб её любили и, чтоб после неё осталась память; сестра её Лиза бьётся за главные роли в театре, ну, а мужчина — провинциальный писатель ищет «свою книгу» и мечтает стать знаменитым. И как-то само собой выходит, что все вокруг Ульяны мучаются своей бесталанностью в поисках славы: писатели, актёры, художники. И неизвестно — останется после них что-то мире или как?

В «Дуре» — как в жизни. Там даже смеются… Весь фильм построен на контрастах: хорошее и плохое, хорошие и плохие постоянно меняются местами. И нет в нём места обычной жалости.

Потому что жалеть главную героиню убого…

Потому что история Ульяны — не только история поиска бессмертия, но и история творчества. В том смысле, что весь мир театр, и все мы в нём актёры!.. Но только для одних — это мир, полный жизни, а для других присутственное место — «офис» где актеры, костюмеры, режиссёры носятся со своими проблемами и заморочками.

И всё вот это пробивает: то на горькую ухмылку, то — на слезу. А это в наши дни случается не часто. Не часто. Сами знаете. Яркий фильм.

Короче — «Дура» (как было сказано на афишах) пришла в кино...

Кстати

о рекламных плакатах и не только…

Похоже, впервые серьёзное отечественное кино, не рассчитанное на массовую аудиторию, взялось эту аудиторию собрать. И справилось с этим. Через агрессивную рекламную кампанию и демонстрацию себя крупнейшими прокатчиками. Итог — полные залы…

А устроило всё это «Дуре» агентство R&I Group.

Сперва на улицах появились иномарки всех моделей и мастей, с крышами изуродованными и продавленными огромными буквами: «Дура».

Эти объекты, помещённые на эвакуаторах, разъезжали тут и там, казалось бы случайно попадая в пробки и останавливаясь в самых людных местах.

Уже на следующий день после явления «авто-дур» и город, и Сеть наполнились слухами.

Вскоре явились и шокирующие «живые дуры»: весёлые, шумные девушки с крупными надписями «дура» на спине. Двигаясь толпой по центральным улицам, они выбирали на парковке самый дорогой и красивый автомобиль и приступали к делу: машина обмазывалась клеем и заклеивалась надписями «дура».

Естественно, этот «промо-вандализм» собирал толпы прохожих, с интересом наблюдавших, как крутая иномарка превращается в чудовищный «дурамобиль». Ну а толпа «беспредельщиц» с весёлыми визгами уже спешила к следующему «объекту»…

Серия провокаций продолжилась акцией «воздушные дуры», призванной показать повсеместное присутствие «дуры» в городском пространстве. Самые людные места в столице декорировались десятками воздушных шаров, которые лёгким движением руки «дур» крепились на любую поверхность при помощи специального стикера на конце веревочки. Улицы преображались, наполнялись причудливыми сплетениями удивлявших прохожих, прикольных шаров. А адрес на шарике прямиком приводил любопытствующих пользователей интернета на сайт промо-кампании.

Итог акции (3 недели, 8 разбитых машин, 15 представительских автомобилей, 30 отвязных девчонок) — и о «Дуре» узнала почти вся Москва. А потом стартовала медиа-кампания фильма, сообщившая всем, что «дура идёт в кино».

* * *

Фильм не имеет ничего общего с этим «дурацким» промоушеном.

Это совсем-совсем другое кино. Кино, которого в ходе кампании зрителям, кстати, никто не продавал. Развлекать — развлекали, прикалывать — прикалывали… Звали людей к кассам, но не звали на хорошее кино. Не то, чтобы обманывали, но продавали отличный и заведомо некассовый фильм под видом масскультовой поделки. Похоже, что и тут отметился «знак времени», непростой и грустный как эта картина.

Человек покупает разрекламированную «дурь», глядь — а там хорошая вещь.

София Мирская

Дата публикации: 08:41 | 10.10


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.