Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Мир 2020? / Концепт

Будущее сегодня


Виктор Осипов
ГОСТ
panda7@mail.ru
Версия для печати
Послать по почте

«Будущее нельзя предсказать, его можно сделать»
Будущего нет, оно ещё не пришло. Но от него зависит настоящее. Тот или иной вариант представлений о завтрашнем и послезавтрашнем дне отбрасывает свой свет (или свою тень) на настоящее, делая его таким или другим. Если говорят о человеке, корпорации или стране, что у неё «нет будущего», это значит, что ситуация действительно — хуже некуда. Образ будущего — это неподвижный перводвигатель в аристотелевском смысле. То, что заставляет действовать, к чему-либо стремиться или что-то предотвращать. Никакой проект, никакое развитие без него не возможно.


ВЫБИРАЯСЬ ИЗ-ПОД ПРЕССА ДЕПРЕССИИ

Мартин Хайдеггер очень проницательно показал в «Бытии и времени», что Entwurf («проект» или «бросок вперёд») — есть базовая экзистенциальная характеристика человека. Человек, у которого нет образа будущего, неизбежно находится в депрессии. Он подавлен. Если нет образа будущего — нет и самого будущего. Нет того, что может наполнить смыслом человеческие действия. Делать ничего не нужно и не хочется. Человек перестаёт быть человеком.

Отсутствие образа будущего обрекает на бессмысленность и людей, и общества, и страны, и цивилизации. Те антропоструктуры, которые теряют образ будущего, теряют желание жить и погибают. Либо — сами по себе, либо под ударами жизнеспособных и развивающихся соседей.

Но откуда взять «образ будущего»? Откуда его взять, например, в России, если прежние образы будущего сегодня уже стали «образами прошлого» и перестали быть побудительным мотивом к действию для большинства людей? Откуда его взять, если чужие образы будущего, продвигаемые извне, не в состоянии решить проблему предназначения нашей страны, и тем более — задачу выражения её необходимости для мира?

Но как бы ни была сложна задача его поиска (а точнее — создания), очевидно, что без образа (или образов) будущего нам не обойтись.

КОНСТРУКТОР, УМЕЮЩИЙ МЕЧТАТЬ

В конструировании образов будущего можно двигаться двумя путями, усиливающими и дополняющими друг друга.

Первый путь — это футурология, дисциплина созданная в XX веке, а сегодня даже претендующая на статус науки. Это — путь создания образов будущего на основе анализа развития сегодняшних тенденций. Путь определения границ возможного.

Первые футурологические исследования были заказаны корпорациями и частными лицами, которые осознали, что не могут жить и строить свои стратегии без представления о возможном будущем. Одним из основоположников футурологии считается Герман Кан, за несколько десятилетий до наступления третьего тысячелетия, подготовивший знаменитый доклад «Мир в 2000 году».

Сегодня без подобных исследований уже трудно представить себе деятельность предпринимательских, политических, государственных, военных структур в развитых странах. Однако образы будущего возникают не только в недрах исследовательских структур. Человек наделён спо-собностью «мечтать» — представлять себе желаемые образы будущего, отличать их от нежелаемых.

Мечты людей, их, как говорили в старину, «чаяния» — есть мощный инструмент построения сообществ и стран. Если эти мечты связуются воедино — в целостный образ будущего, народ может переломить любые негативные тенденции, выделенные аналитиками, а иногда даже — сделать невозможное.

Но депрессивные состояния отличаются, в частности, тем, что испытывающие их люди зачастую теряют способность и возможность мечтать. Порой они даже забывают о том, что это такое. Не понимают, что мечтать не только можно, но и нужно. Потому что мечты — это нечто, что оставляют детям и тем, кто ещё не успел «разочароваться в жизни». То есть это особый, необычный вид наследства.

Поэтому второй путь — напомнить людям о мечтах, и о том, что будущее может быть разным. Что завтра может быть лучше, чем сегодня. Возможно, это звучит банально. Но вот о чём нельзя забывать: никакое завтра никогда не настанет, не будучи запущено энергией мечты. Во многих эзотерических (и даже психотерапевтических) школах есть представление о том, что человек может всё. Нужно только ему об этом напомнить. То же самое относится к странам и народам.

НАПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ

Это можно сделать можно разными способами — книгами, фильмами, выставками, статьями. Телевизионными и радиовыступлениями. Публичными лекциями.

Один из мощных инструментов привлечения внимания людей сегодня — это реклама. Мы живём в мире, где нам всё время напоминают о каких-то брендах, о товарах и услугах.

Но реклама может использоваться для любого напоминания. Рекламный щит привлёк внимание — и человек задумался о чём-то другом. Рекламные щиты могут напоминать о высоких ценностях точно так же, как о необходимости купить стиральный порошок. «Социальная реклама» придумана давно, однако используется пока очень ограниченно, в силу распространённого пренебрежения стратегическими интересами у субъектов, обладающих необходимыми возможностями. Так почему бы не включить элементы социальной рекламы в рекламу вполне коммерческую?

Именно эти причины и рассуждения побудили группу учеников Ефима Островского подготовить и провести в мае 2005 весьма специфическую и необычную рекламную кампанию. На основе концепта питерского дизайнера Степана Накамуры «Россия — страна возможностей» ими было подготовлено несколько вариантов рекламного плаката «Это всё, чем мы будем гордиться, если ты перестанешь мечтать»

На плакатах и растяжках рядом с этой надписью были изображены знаки славного культурного и военно-технического прошлого (и, отчасти — настоящего) России – спутник, матрёшка, бутылка водки, автомат Калашникова, балерина...

Да, чьи-то мечты в своё время были реализованы. Ими можно гордиться. Но — что в будущем?

Неужто — всё то же самое? То есть Россия — лишённая нового, страна, превращённая в этнографическое гетто, где предметами внимания туристов становятся «старинные» военные заводы, а в качестве дополнительных «аттракторов» выступают матрёшки на лотках и спектакли Русского балета?

Прошлое и настоящее не могут заменить будущего. Чтобы будущее было, мечтать нужно сегодня, а не только гордиться плодами чужих упований.

О возможных контурах «российской мечты» было подробно рассказано в сопровождающей рекламную кампанию статье Ефима Островского на сайте журнала «Со-Общение» (www.soob.ru).

Россия — страна возможностей

Там сказано: от того, когда и где находятся идеальные Цели и подлежащие им творческие задачи — в прошлом, где всё уже сделано за нас, или они есть и в будущем, которое никогда нельзя с точностью предсказать, и именно поэтому можно делать, — от этого зависит, продолжает ли жить общество. А от того, кто и в каком языке, под какой «культурной программой» будет рождать эти цели и мечты, зависит, будет ли у нас наше собственное «Государство как способ существования в Истории», или участвовать в Истории мы будем в составе других государств и народов.

Будущее фундаментально неопределённо. Будущее рискованно. Но именно и только будущее дарит волю и свободу.

Можно требовать свободы от мамы и папы, от Оппозиции и Президента, от государства и «мировой закулисы»… Бог знает от кого ещё можно требовать свободы, есть тысяча способов требовать свободы и счастья… Но лучший способ стать счастливым и свободным — это принять несвободу от творческого мышления как способа творить своё будущее.

Мы только что отпраздновали 60-летие Победы 1945-го. Но предстоят ли нам новые победы?

«Точно так же, как Иосиф Сталин призывал для той победы «перевести всю экономику на военные рельсы» — точно так же вся «война» наступившего века должна быть переведена на рельсы экономической конкуренции». «Business is War», — сказали не мы, а г-н Мацусита, промышленный генерал Японии, один из тех, кто вывел её на рубеж G-7.

«Приказ должен категорически и выпукло отражать главную идею боя». МЕЧТАТЬ! — для нас, для наших друзей, для наших детей это звучит не как сладкие вздохи на скамейке.

Мечтать! — звучит как приказ.

* * *

Проект длился всего десять дней. Этого, мягко говоря, не достаточно, чтобы напомнить всей стране и даже жителям одного большого города, о возможности будущего. Но кто-то же должен начать!..

Повторяем: мечтать — звучит как приказ!


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Мир 2020?
Концепт
У кого есть предложения по повестке дня?
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Сцена, сценарии и возможные сценаристы
Редакция «Со-Общения»
Будущее сегодня
Виктор Осипов
Мир 2020
От председателя национального разведывательного совета США
Введение
Развёрнутое резюме проекта
Методология
Кто предупреждён, тот вооружён
Иосиф Дискин
Противоречия глобализации
Часть 1 Противоречия глобализации
Очередная лекция о международном положении?
Вячеслав Глазычев
Возвышение новых держав
Часть 2 Возвышение новых держав: перемены в геополитическом пейзаже
«Глобальные тренды» — это жанр
Андрей Левкин
Новые вызовы
Часть 3 Новые вызовы государственности
Американские сценарии против глобальных тенденций
Анатолий Уткин
Ненадёжность
Часть 4 Всеобъемлющая ненадёжность
Американские «контуры мирового будущего»
Иван Коновалов
Последствия
Часть 5 Политические последствия
Контуры будущего туманны…
Александр Шаравин
Актуальный сюжет
Это — не просто майки
Реальная виртуальность лета
Яков Мухин
Лыко и топор в одном флаконе
Эдуард Михневский
Европа в дерьме и огне
«Война миров» глазами простого крановщика
Что такое «вопреки»
Визитная карточка большого босса
Ещё 50 метких лучников
Как мы делали этот номер…


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.