Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2005/5/c/2


Через год после отплытия

Прокладывая новый курс
Первые годы нового тысячелетия приходятся один раз на тысячу лет. Поэтому их общие черты перечислить сложно. А ведь хорошо было бы написать: как всегда, первые годы нового тысячелетия принесли в Россию… И так далее. Но ведь и правда — принесли такое, чего прежде не было. Многое заставили переописать, пересмотреть, переоценить…

БЕЗ ГЕРОЯ

Переоценка — это непросто. Особенно когда она касается национального характера. А ведь известно: мы — люди говорящие и поющие по-русски — думаем о себе не иначе как о народе героическом. И имеем на то все основания. Поскольку в последнее тысячелетие явили миру множество боевых побед, образцов самопожертвования на поле брани и свидетельств верности долгу.

Наша батальная гордость велика. Перечисляя свои свершения и достижения, мы, в первую очередь, рассказываем, как ядрам пролетать мешала гора кровавых тел, и как мы изобрели водородную бомбу, а уж потом — про Гагарина, научные открытия и шедевры искусств. И — вот странность! — в последнюю очередь вспоминаем о таланте и могуществе русских капиталистов, стратегов управления, мыслителей, государственных деятелей. Так уж на протяжении десятилетий были устроены учебники истории, литературные хрестоматии, сетки телевещания, что в современном сознании суворовский солдат с усами и ружьём — чудо-богатырь, а нынешний русский воин[1] с блестящей предпринимательской идеей — не понятно кто: в отрицательной версии — обирала-мошенник (объект ненависти), в положительной — умник-удачник (объект зависти), но точно — не герой.

Между тем, в конце минувшего–начале нынешнего тысячелетия, возникло и окрепло понимание того, что время побед добытых привычным hardware-оружием уходит. И для России — в том числе. Что мир вступает в эпоху, когда и сверхумные бомбы не решают политические задачи, а, в лучшем случае, играют вспомогательную роль (натовские бомбёжки Югославии стали не более чем подготовительным этапом к тамошней «бархатной революции»), как, собственно, и гранаты-автоматы террористов и противостоящих им подразделений[2]. Вооружённый до зубов, в том числе и ядерным оружием, Красный проект (в ходе которого была создана одна из колоссальнейших империй и одержана величайшая «горячая» победа всех времён) был сокрушён, можно сказать, без единого выстрела. Эта «крупнейшая геополитическая катастрофа века»[3] обернулась травмой, не только превратившей народ-победитель, в народ-пораженец, но и отобравшей у него героев.

Приходится признать: в массовом сознании сегодняшний русский солдат — уже не герой[4].

А другие претенденты есть? Члены бандитских «бригад», несмотря на старания иных мастеров искусств, этот статус, слава Богу, не обрели. Политики на него (за рядом исключений, вроде раннего Ельцина, МДГ и СПС-1997) и не претендовали. А попытаться вручить его предпринимателям до сих пор никто не решался.

Впрочем, гласность ненадолго сделала героя из журналиста. Но 90-е годы отправили его денщиком в окопы информационных войн.

Первые серии свободных выборов превратили, было, в героя мастера политических кампаний, но нашествие ремесленников-«жмейкеров»[5] сделало массовый продукт этой отрасли таким дешёвым, а изделия виртуозов столь дорогостоящими, что героями впору стало считать не столько создателей, сколько покупателей последних…

И вот народ оглядывается в поисках живых образцов и примеров и видит, что новое тысячелетие, кроме других, поставило одну весьма непростую задачу: найти героев не среди солдат и полководцев, но среди мирных людей. Вооружить и воодушевить страну заново созданными образцами и правилами жизни, знаками и смыслами.

И перед кем же была поставлена эта задача? Перед журналом «Со-Общение».

НОВЫЙ СТАРТ

Да — перед нами. В том числе.

Ряд учредителей журнала видел его миссию с самого начала именно в этом. Однако когда у читателей спрашивали, про что пишет «Со-Общение», то звучал быстрый и бесхитростный ответ: про пиар.

Ничего удивительного. Журнал много работал с темой развития общественных связей (РОС), стремясь сделать РОС-оператора одним из героев новой России. Но поскольку до недавнего времени наждачные словечки «пиар», «пиарщик», «пиарить» временно имели в профессиональном языке особый статус, нам вольно или невольно порой навязывали роль «главного PR-журнала страны».

Отказаться-то было легко. А вот помочь читателю увидеть нас в другой роли –трудно. Лучшим способом стало резкое изменение содержания и стилистики. Мы готовили к нему наших подписчиков, авторов и друзей весь 2003 год. А в 2004-м — предъявили новый журнал.

С этого момента нам всё чаще задавали вопрос: а почему бы вам не переименоваться из «Со-Общения» в «На страже Родины»?

Зачем вы изменились?! — говорили нам. — Прежде обсуждали отраслевые вопросы близкие пиарщикам и рекламщикам, а теперь пишете о стратегиях развития страны и угрозах её суверенитету и целостности. Ваши авторы размышляют о виртуальной битве, которую Россия и Русский Мир[6] ведут за будущее нашей культуры, обсуждают возможности интеллектуальной мобилизации и реванша в «холодной войне». Вы говорите об аристократии — о тысячах династий родовых дел[7], о Новом классе как авангарде их победы, о гуманитарных технологиях как о его оружии. Вы так много толкуете о ГТ на службе России, будто задача читателей — и есть эта служба, а не занятие доходных мест и ведение солидных дел с целью извлечения наибольшей прибыли.

Вы что же — считаете, что применение технологий, меняющих поведение и деятельность людей — РОС, брендинга[8], рекламы и других — нужно подчинить интересам и целям некоего «общего дела»? И вы думаете — вас слышат? Находите, что ваш язык понятен? А сами-то уверены в том, что говорите? И вообще, если б ваш тираж был 50 000 экземпляров, сколько бы вы потеряли в первый же месяц после смены курса?

Мы отдавали себе отчёт, что не можем просчитать объём такой потери. Но есть цифры, а они говорят, что с 2002 года тираж «Со-Общения» вырос более чем на 10%. Плюс — мы понимаем: наш скромный тираж в высокой степени отвечает потребностям аудитории, с которой мы строим сообщение. Наш читатель — деловой человек, сильный и успешный интеллектуал, ощущающий причастность к жизни своей страны — её хозяйству, политике, культуре, общественной ситуации. При ориентации на такую аудиторию массовое издание лишь распылило бы идеи и практики, которые мы стремимся донести до тех, к кому обращаемся, до тех, кому они нужны в повседневной деятельности, до тех, кому мы должны быть полезны.

И мы говорим: «Со-Общение» изменилось и будет меняться, с тем чтобы нас услышало как можно больше людей; чтобы возник общий язык их сообщества; чтобы убеждённость в верности опубликованных идей не вызывала сомнений, а их применимость была очевидна. И чтобы освоение этих идей увеличивало наш тираж, а значит — и обратную связь в виде денег и дел.

БРЕНД. РОД. КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ

Бизнес — это война. Мировая. Возможны ли победы предпринимателей на её фронтах, если их стратегии не соотносятся со стратегией развития страны[9]? Да, возможны. Но куда более вероятны сокрушительные поражения. Да и масштаб побед слишком мал. Повышает ли участие людей дела в национальном проекте развития их шансы на подлинно стратегический успех[10]? Тем, кто выбрал этот путь, ответ известен. Но пока их слишком немного, чтобы делать его широко публичным.

Как бы то ни было, куда большие возможности роста открываются перед теми, кто осваивает тему бренда как носителя товара. Иными словами — тех, кто намерен инвестировать в производство не товаров, наделённых разными физическими свойствами, но брендов[11] — смыслов, сообщающих покупателям новые качества, а самим товарам — более высокую стоимость.

Тексты об основаниях и целях включения российских предпринимателей в контекст общего дела вы найдёте в разделе «Мировая Война и Русский Мир».

Тем временем, доктрина общего дела, всё в большей мере разделяемая новым классом, атакуется теми, для кого горизонтом видения перспектив остаётся демократия в её вульгарном, «оранжевом» понимании, оставляющем вне поля зрения изъяны такого подхода. «Экспорт бархатных революций» продолжается, и в России есть люди и группы, готовые продвигать этот товар. Элиты видят вызов — вызов цивилизационной идентичности1[12]. А наша задача — предложить им набор решений, делающих реальной ситуацию, когда власть берётся управлять переменами и успешно их осуществлять, попросту лишая р-р-революционеров поля деятельности. Но чтобы использовать эту возможность, элиты должны измениться[13]. Тексты об этом — в разделе «Гуманитарные технологии. Общественная связность».

Что же касается пестуемой «оранжевыми» социальной бессвязности, то она влечёт за собой вывод общества на грань, а может и за грань экономической катастрофы, что и происходит, по мнению многих (и отнюдь не дружественных Виктору Януковичу) экспертов, в Украине[14].

Между тем, капитаны нашей экономики занимают свои места на мостике лишь в первом поколении, и потому не могут не задумываться о передаче своих предприятий[15] и капиталов — наследникам[16]. Их подготовка — образование — требует особых решений[17].

Для состоятельного класса стандартом стало обучение детей за рубежом. Да, возможно, в элитной школе в Йоркшире из парня воспитают джентльмена, а в закрытом пансионе в Гельвеции — из девочки сделают истинную камердаме.

Но станет ли этот «джентльмен» успешным наследником вашего предприятия, будучи воспитан в чужой культуре и правилах, в ином языке? И окажется ли «даме» той хозяйкой, что поможет превратить пресловутую «социальную ячейку» в династию наследуемых дел?

Быть может, надёжней образовывать хозяина-начальника и хозяйку-советницу-мать прямо здесь, в России — используя богатство нашего языка и удивительные методики мастеров тренингов и личностного роста[18]?

В нынешнем номере материалы по этой теме — в разделе «Дело. Семья. Наследник».

КОРОТКО — ПРО ЗАВТРА

Вопросы, которые нам задавали и задают — резонны. Читатель хочет знать, что собираются делать те, с кем он ведёт диалог. И потому, мы повторяем: от осмысления и презентации идей и концептов гуманитарных технологий мы переходим к их внедрению в повседневную жизнь. В её дела.

Один из способов — сделать нашего читателя тем героем, которого так не хватает новой России. Превратить его в мастера боевых искусств, именуемых Предпринимательство и Политика.

Россия вступает в период борьбы за власть. Возможно, перейти рубеж, о поколении которого говорилось все эти годы[19], нам предстоит в 2007–2008 годах — годах выборов парламента и президента.

Но что за этим рубежом — продолжение державы, или разложение её останков? Встреча смыслов Европы и России или падение в бессмысленность и бессвязность?

Мы не приемлем такой исход.

И потому намерены действовать в 2005–2008 годах не только как «агитатор и пропагандист, но и как коллективный организатор»[20].

На стороне республики Россия.

Рассчитываем на Ваше участие.


[1]Ирина Шиманская, «Вот воин. Кто ты?», стр. 27.

[2]Сергей Переслегин «Война на моём столе», стр. 20.

[3]Так сказано в Послании Президента РФ Федеральному Собранию.

[4] Ряд экспертов считает, что утрата современным русским солдатом героического образа стала результатом тщательно разработанной ГТ-кампании, встретившей слабое и неквалифицированное противодействие. Эта кампания продолжается.

[5] «Жмейкер» (произв. от emagemaker, англ.) - саркастический жаргонизм, принятый среди политтехнологов. Так называют «специалистов по выборам», чьей задачей является продажа клиенту набора стандартных и примитивных техник и атрибутов ведения кампании.

[6]«Русский Мiр», cnhю16.

[7]«Президент и Русский Мир», стр. 60.

[8] Игорь Писарский «Кто готов вложиться в РОС?», стр. 51.

[9] Интервью Эдуарда Михневского с Михаилом Веллером «Царь в голове или жар-птица на сковородке?», стр. 24.

[10] Александр Неклесса, «Камелот» стр. 12.

[11]Агентство Эффективной культуры «Как поймать дух бренда», стр. 40.

[12]Интервью Андрея Садакова с Павлом Малиновским «Украина ставит Россию на порог новой регионализации».

[13]Интервью Дмитрия Петрова с Виктором Осиповым «Чтобы победить, элиты должны изменить себя», стр. 44.

[14]Направляем вас к материалам СМИ, посвящённым 100 дням правления президента Ющенко.

[15] Олег Алексеев «Возвращение человека», стр. 74.

[16]Александр Попов «Подготовка наследников», стр. 68; Елена Русская «Если вы хотите передать дело детям», стр. 72.

[17]Руфина Копылова «Есть такая профессия - советы давать», стр. 63.

[18]Алексей Ширшов «Тренировочный лагерь», стр. 47.

[19]В трудах Ефима Островского «поколение рубежа» - субъект создания новой России, мотор её реванша в «холодной войне»; мобильный и деятельный слой, преодолевающий моральную, хозяйственную и политическую энтропию.

[20]Нечто подобное писал о СМИ философ-марксист, небесталанный практик государственного управления Владимир Ульянов. Он знал, что говорил.

Дата публикации: 12:20 | 17.05


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.