Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2005/5/6/5


Катера и яхты. 2005

Репортаж с приватного рынка
11-я Московская Международная Выставка «Катера и Яхты» прошла в апреле 2005 года в Экспоцентре на Красной Пресне. Организатор события — выставочная компания ITE. Уже несколько лет «Катера и Яхты» переживают бурный рост: увеличиваются площади, количество участников и посетителей, состав становится более разнообразным. Репортаж о публичной выставке и приватном рынке — от участника с места события.

Океанские яхты, катера, лодки, катамараны и тримараны, водная формула-1, квадрациклы, лодочные моторы, навигационное оборудование, аксессуары и материалы. Велнесс, джакузи, множество специализированных журналов, одежда в «морском» стиле, страхование, банкинг, роликовые кроссовки. Яхт-клубы, обучающие и сертификационные центры. Брокераж и круизы. Такая выставка.

Девочки, героически купающиеся в джакузи. Широко улыбающиеся девочки, сидя подтанцовывающие в катерах. Девочки, поющие караоке нон-стоп про море.

Огромные сверкающие суда (как они их завезли в павильон?). Боцманы, покупатели и продавцы катеров и яхт, дети, яхтсмены, итальянцы. И просто посетители.

200 компаний из 15 стран. Россия, Италия, Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Турция, Польша etc. Посетители, иногда вытягивающие лица после сообщения о цене одного выпуска журнала «Со-Общения». Дилеры яхт, почти всегда занятые переговорами с покупателями и потенциальными партнёрами. Приватная коммуникация.

Посреди больших и маленьких материальных предметов помимо производителей, держателей инфраструктур, поставщиков заякорилось большое количество сообществ: Британская Ассоциация производителей катеров и яхт, Федерация водно-моторного спорта, Московская ассоциация предпринимателей, Комитет физической культуры и спорта города Москвы, Всероссийская федерация парусного спорта, Международная Ассоциация дилеров Яхт и Катеров (МАЯК). И конечно, яхт-клубы и яхтенные школы. Иногда к нашему стенду подходят люди (тоже одетые вполне) и, видя выпуск «Президент. Семья. Русский Мир», пытаются завести разговоры о деприватизации, ворах-олигархах и русской духовности. После вопроса: «А вы кто, собственно?» — быстро уходят.

На нашем флип-чарте мы рисуем вместе с останавливающимися прохожими яхту. И подписываем: «Место встречи Нового класса». Останавливаются боцманы и яхтсмены, спрашивая, о какой-такой яхте нового класса идёт речь. Узнавая, что речь идёт о не-журнале «Со-Общение», смеются, показывая, как написали бы графоманы, очерченные морскими ветрами зубы.

Говорят, в лесопромышленном кластере Пермской области основная доля прибавочной стоимостисоздаётся дизайнерами. Видимо, «морепромышленный» кластер ничуть ни хуже, что показывает участие в выставке дизайнера мега-яхт Дональда Старки, презентация внутреннего дизайна яхт от Роберто Кавалли и появление российских решений и имён в этой сфере.

Эта выставка, да и сам рынок — оазис, на котором, к счастью, почти нет места массовой коммуникации. Оазис публичной и приватной коммуникации, если пользоваться языком «Экстаза коммуникаций» Жана Бодрийяра. Это — в идеале (или в виртуале, в возможности). Французский философ так описывает массовую коммуникацию: «Это исчезновение публичного пространства происходит одновременно с исчезновением приватного пространства. Одно — уже более не спектакль, другое — уже более не тайна». Очевидно, «Катера и Яхты» уже переросли себя и стоят перед вызовом развития, более чёткого разделения между публичным и приватным, спектаклем и тайной в хороших смыслах этих слов. И если антропоструктура рынка уже очерчивается, то инфраструктурная (стоянки, пристани, места ремонта и обслуживания) и ультраструктурная (культура, идеология, знакоткань) зоны ещё испытывают дефицит. Ведь, как оценил российский рынок катеров и яхт Маурицио Балдони, «он ещё очень молод». Г-н Балдони, с которым мы пообщались у стенда компании NORDMARINE, — вице-президент итальянской верфи, которая проектирует и строит мега-яхты ADMIRAL CNL.

А ещё можно плавать на малых катерах и яхтах. Этот сегмент сейчас активно развивается наряду с оверграундом. Как сказали у катера с корпусом из морёного тика, обычный катер — это уже не роскошь, а средство передвижения среднего класса. Без мобильности и увеличения количества степеней свободы в современном мире — никуда.

Лёд не только тронулся, но уже и растаял. Навигационный сезон в России открыт. Попутного ветра!

О РЫНКЕ КАТЕРОВ И ЯХТ

Маяки социальных океанов
Рынок. Купил. Продал. Прибыль. Однако рынок и его институты — это ещё и институты гражданского общества и формирования определённых сообществ. И возможно, развитие общественной связности — один из главных аспектов деятельности тех, кто делает и развивает рынки. К тому же, какой приличный рынок обходится без клуба, без сообщества стэйк-холдеров рынка? Полный вперёд!

Рынок яхт и катеров в России сформировался не так давно, примерно пять лет назад. Для иностранных компаний-производителей Россия до сих пор является не самым перспективным направлением.

Осознание того, что она (Россия) может быть полноценным контрагентом внешне-экономической деятельности, в лице действующих на её территории компаний, вероятно, приходит не всем. Сказывается и узкая направленность яхтового бизнеса. Достаточно сравнить примерный годовой доход от бизнеса яхт и катеров и бизнеса электроники и бытовой техники, в первом случае это сотни миллионов, во втором это миллиарды долларов США.

Существующие проблемы не только ухудшают ситуацию на рынке, но и являются губительными для государства. Наличие чрезмерных административных барьеров ведёт к огромному оттоку капитала из страны. Отсутствует соответствующее направление в туризме. Что уж говорить о российском судостроительстве.

Говоря о тенденциях развития рынка яхт и катеров можно сказать, что в целом это направление не останется без внимания; свидетельством тому является недавнее объединение крупнейших российских участников этого рынка и создание Международной Ассоциации дилеров Яхт и Катеров (МАЯК). Во всём мире определённый сегмент рынка всегда представлен общественно-политической организацией, которая осуществляет диалог с властными структурами и другими общественными организациями. У каждого более-менее цивилизованного рынка есть сообщество, клуб агентов этого рынка. И подобные общественные объединения — один из важнейших институтов гражданского общества. Появление же МАЯКа показывает не только заинтересованность участников рынка катеров и яхт в развитии, но и в переходе к более цивилизованному ведению бизнеса с использованием законных методов и социальных инструментов.

Дата публикации: 05:18 | 19.05


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.