Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Ключевые тексты года: 2004–2005 / Гуманитарные технологии

Кто готов вложиться в РОС?


Игорь Писарский
Председатель совета директоров агентства по развитию общественных связей и корпоративной коммуникации Р.И.М. Портер Новелли
info@rim-pn.ru
Версия для печати
Послать по почте

Прежде всего — операторы этого рынка
Если спросить кого-нибудь из так называемых олигархов, готов ли он инвестировать в сферу развития общественных связей, то ответ вряд ли будет положительным. Может ли ситуация измениться? Когда? При каких условиях? Об этом знают практики и признанные мастера РОС.


ВРЕМЯ СТАНДАРТОВ И ПРАЙС-ЛИСТОВ

Не так давно меня пригласили выступить на открытии весьма представительной конференции, посвящённой такой, казалось бы, уже не слишком актуальной теме, как «нетрадиционный пиар». Тогда я спросил себя: что же может быть сегодня столь уж нетрадиционного, неожиданного, уникального, принципиально нового в той индустрии, которая именуется развитием общественных связей?

Понятно, что ещё недавно в нашей стране эта область деятельности во многом строилась именно на индивидуальных творческих решениях сравнительно небольшого числа «мастеров», предлагавших инновационные, яркие, идущие вразрез с привычными представлениями о том, как это «положено делать» подходы к достижению целей, заявленных заказчиками. Это было пространство, открытое для художников. Следует признать: и сегодня креативная, инновационная составляющая развития общественных связей остаётся в числе ключевых условий успешности нашей работы. Но с другой стороны, странно было бы отрицать, что рынок этих услуг вступил в пору стандартизации.

Это означает, что в распоряжении компаний, стремящихся преуспеть в продаже производимых ими проектов, сценариев и других продуктов, уже имеется наработанный набор испытанных, проверенных и вполне профессиональных приёмов, норм и процедур, цены на которые, в целом, были сформированы в минувшее десятилетие. И ни что иное, как именно эти приёмы и процедуры позволяют упомянутым компаниям с той или иной степенью эффективности решать задачи, которые ставят перед ними клиенты.

Таким образом, ни в коей мере не принижая заслуг, талантов и возможностей его креативных деятелей, рынок, тем не менее, предъявляет своим участникам простое требование: предлагайте заказчикам понятный им набор услуг, который может быть рассчитан и адекватно оценён.

Это означает, что упомянутый в качестве темы дискуссии «нетрадиционный пиар» есть зона, где можно успешно оперировать в двух ситуациях. Либо в случае, если появляется очень внятный заказ на продвижение какого-то очень неординарного бизнес-проекта, требующего, по мнению заказчика, не менее неординарных решений в пространстве общественных связей; либо тогда, когда масштабность и рискованность самого проекта подразумевает уникальность, масштабность и, может быть, рискованность сопровождающих его PR-действий.

Но сегодня это ситуации скорее эксклюзивные, чем нормальные.

Что же касается рынка РОС-услуг, о превращении которого в массовый мы можем сегодня говорить вполне уверенно, то он становится всё жестче, всё плотнее, конкуренция усиливается, и это побуждает его операторов искать пути к максимальному усилению своих позиций. Каким образом можно обеспечить такое усиление? Пожалуй, прежде всего — путём превращения сравнительно небольших PR-бутиков в отлаженные «комбинаты» развития общественных связей. Такая возможность возникает, как правило, в случаях, когда сильные компании объединяются с не менее сильными партнёрами, и слившиеся фирмы дополняют и обогащают потенциал друг друга, обретают новые возможности.

Я хочу специально обратить внимание: слияния и поглощения, которые сами по себе есть одна из форм инвестиционного процесса и которые уже давно начались на этом рынке, есть прямое доказательство того, что рынок обладает и инвестиционной ёмкостью (можно вкладывать), и инвестиционным потенциалом (целесообразно вкладывать).

Одним из доказательств этого является и опыт нашей компании. Агентство Р.И.М. превратилось в 2002 году в «Р.И.М. Портер Новелли» именно в результате подобной инвестиционной операции — слияния нескольких бизнесов. Это позволило и нам (и многим другим российским компаниям нашей отрасли, пошедшим по такому пути) не только выстоять в условиях жёсткой конкуренции и всё большей требовательности заказчиков, но и расширить спектр услуг и клиентскую базу.

Сегодня «Р.И.М. Портер Новели» имеет чёткую инвестиционную политику. Есть ряд секторов рынка массовых коммуникаций, в которые мы решили не выходить, так как старт нового перспективного предприятия требует очень и очень значительных вложений. Прежде всего, я говорю о сложившихся секторах, например, рынке рекламы. Напротив, формирующиеся сектора с относительно низкой стоимостью «входного билета» нас очень интересуют. Скажем, бренд-менеджмент, BTL или такая сфера, как Investor Relations. Основным критерием выбора для нас, безусловно, является то, насколько тот или иной сектор является востребованным нашими существующими клиентами в рамках комплекса коммуникационных задач, которые нам ставят клиенты.

ВНЕШНИЕ ИНВЕСТОРЫ — ТЕ ЖЕ ВНУТРЕННИЕ

Нет никаких сомнений в том, что российские компании и зарубежные корпорации, специализирующиеся в самых разнообразных областях — от розничных продаж до металлургии, и действующие на российском рынке, нуждаются и будут нуждаться в квалифицированных услугах маркетинговых служб, готовых к инновациям и способных грамотно менять свою политику в зависимости от требований времени.

Однако при всей востребованности РОС-компаний и РОС-продуктов, инвестиционные проекты пока реализуются за счёт внутренних ресурсов игроков рынка массовых коммуникаций.

И дело здесь, конечно, не только в том, что наследие 90-х, вместе с присущей этому периоду «затенённостью» части нашего сектора, всё ещё очень ощутимо. Просто рядом с нами существуют сферы, потенциальная доходность вложений в которые куда более очевидна и исчислима, и, следовательно — привлекательна.

Конечно же, было бы недальновидно сводить такие многоплановые и многоуровневые понятия, как инвестиционная привлекательность или инвестиционная культура исключительно к замерам уровня предполагаемой реальной доходности или степени защищённости капиталовложений.

Само собой, когда речь заходит о капитале, то имеются в виду и человеческий капитал, и репутация, и другие активы, которые совсем не обязательно должны исчисляться в деньгах.

Сегодня креативная, инновационная составляющая развития общественных связей остаётся в числе ключевых условий успешности нашей работы

Лично мне не импонируют ни инвестор, видящий единственной задачей своих капиталовложений извлечение дохода, ни эксцентричный барин-богач, готовый бросить миллионы в проект заведомо недоходный, но при этом позволяющий в полной мере развернуться его «творческим амбициям».

Меня больше устраивает компетентный и смелый предприниматель, готовый всерьёз делать ставки и рисковать там, где риск измерим, и где шансы на успех можно просчитать, потому что деньги — это самый удобный способ обратной связи между предприятиями, а также между производителями товаров и услуг, с одной стороны, и их потребителями — с другой.

Приход внешних инвесторов на РОС-рынок вероятен, но важно оставаться реалистами и отдавать себе отчёт в том, что индустрии развития общественных связей ещё предстоит очень многое сделать для этого.

Реноме самой нашей профессии и профессионалов очень немногими подвергается сегодня сомнению. Сегодня скорее следует говорить не о повышении респектабельности, но обратить внимание на быстрое и значительное улучшение качества и расширение ассортимента услуг, предоставляемых российскими компаниями, работающими в сфере развития общественных связей, а также на стимулирование более широкого спроса на эти услуги, идеи, общественные сценарии. Ёмкость рынка должна быть значительно увеличена.

В распоряжении РОС-операторов уже есть немало инструментов такого увеличения, и немалое число таких инструментов будет внедрено в ближайшее время — ведь в этом и состоит наша функция: разрабатывать, предлагать и внедрять инструменты, помогающие повышать в том числе и капитализацию клиентов.

Так что впереди у нас есть ещё несколько очень и очень интересных лет.

ЗАПАДНЫЕ ДЕНЬГИ

Поскольку мы понимаем, что для венчурных инвесторов рынок РОС в России пока не привлекателен, а также исходя из того, что инвестиционные процессы на нём идут, и идут за счёт внутренних резервов рынка, можно достоверно предсказать последовательное расширение присутствия на российском рынке международных сетевых компаний, работающих в нашей и в сопредельных отраслях.

Более того. Мировая тенденция развития инвестиционных процессов на PR рынке также основана преимущественно на внутриотраслевых инвестициях. Реципиентами внешних по отношению к отрасли инвестиций являются не сами PR-агентства, а несколько крупных коммуникационных холдингов, выступающих, как правило, публичными заемщиками и представленных на мировых биржах. Вы не увидите, например, ни Porter Novelli, ни Fleishman&Hillard, ни Ketchum, ни BBDO, ни TBWA, ни другие известные бренды коммуникационных компаний в биржевом листинге.

Вы увидите только Omnicom Group — название, которое вам, вероятно, ничего не скажет, хотя все компании, которые я перечислил, это части холдинга Omnicom.

И ещё многие другие. А что вам говорит название WPP? Ещё один крупный коммуникационный холдинг...

И так далее.

В мировом масштабе все инвестиционные процессы на этом рынке опираются на вертикальные структуры, носящие выражено отраслевой характер.

До сих пор каждая из них определяла свою политику в странах, куда они приходили, в соответствии с принятыми в них стратегиями развития.

Это многократно подтверждалось на практике: независимо от национальной или культурной специфики, а также социальных и политических условий наши западные коллеги не были склонны менять ни свою политику, ни стратегию. Кто-то предпочитал открывать на новых, развивающихся рынках свои представительства, филиалы «с нуля». Кто-то покупал доли в уже существующих и заслуживающих доверия компаниях, чтобы модифицировать их под собственные деловые стандарты.

Кто-то целиком покупал успешные бизнесы, доказавшие свою жизнеспособность и перспективность.

Не вижу достаточных оснований для того, чтобы Россия стала исключением. Но отмечу немаловажную деталь: если нынешние тенденции экономического роста и повышения конкурентоспособности российской экономики сохранятся, западные коллеги будут заинтересованы в максимальной прочности и надёжности своих позиций на российском рынке.

Это означает, что в таких обстоятельствах более предпочтительным для них будет именно инвестиционный сценарий.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Ключевые тексты года: 2004–2005
Концепт
А он, мятежный, просит бури?..
Дмитрий Петров
Через год после отплытия
Редакция «Со-Общения»
Мировая война и русский мир
Война и MIP. Том 5
Камелот, или интеллектуальная мобилизация России
Александр Неклесса
Русский MIP
Ширхан Павлов
Война на моём столе
Сергей Переслегин
Царь в голове или жар-птица на сковородке?
Михаил Веллер
Вот воин. Кто ты?
Ирина Шиманская
Украина ставит Россию на порог регионализации
Павел Малиновский
Гуманитарные технологии
Русская литература и государство в новом веке
Александр Гаврилов
В ожидании дирижёра
Всемирная история гуманитарных технологий
Чёрный Охотник
Как поймать дух бренда
«Агентство эффективной культуры»
Чтобы победить, элиты должны изменить себя
Виктор Осипов
Тренировочный лагерь
Алексей Ширшов
Кто готов вложиться в РОС?
Игорь Писарский
Дело. Род. Наследники
Праздновать ненапрасность жизни
Президент и русский мир
Редакция «Со-Общения»
Есть такая миссия — советы давать
Руфина Кашапова
Подготовка наследников
Александр Попов
Если вы хотите передать дело детям
Елена Русская
Возвращение человека
Олег Алексеев
Актуальный сюжет
Где проходит линия фронта?
Вам послание. От Президента Российской Федерации
Дмитрий Петров
Очередь на революцию
Оксана Хазанова
Призрак революции
Павел Шеремет
От Москвы до Бреста
Катера и яхты. 2005
Алексей Ширшов, Максим Костыркин
Мы — не рабы? Рабы — не мы?
Как мы делали этот журнал…


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.