Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2005/5/4/0


В ожидании дирижёра

Когда Тейлор и Эмерсон в начале XX века делали своё маленькое дело, позже названое «пятой управленческой революцией», они вряд ли распевали Марсельезу. И палаточных городков тоже, вроде бы, не строили. Они скромно «повышали производительность труда». То, что появление нового оргуправленческого типа мышления и нового сословия «менеджеров» переформатировало историю XX столетия, стало ясно чуть позже.

Когда наши современники создают бренд-истории, практикуют коммуникационный консалтинг, направляют потоки смыслов поверх потоков товаров или записывают альбом вдохновляющих песен для молодой страны взамен уже нерелевантной «Я другой такой страны не знаю…», они тоже делают своё дело. Интересно, как оно будет названо лет через 50? «Вторая гуманитарно-технологическая»?

Впрочем, микроскоп пригоден и для забивания гвоздей. Когда парижане рубили головы соотечественникам под выкрики «Свобода! Равенство! Братство!», мало кто из них помнил средневековый – полный – оригинал этого девиза: «Свобода – от греха, равенство – перед Богом и братство – во Христе». Ведь если бы помнили, то Великому Кормчему Мао на вопрос французского посланника о роли и значении Великой Буржуазной не пришлось бы отвечать примерно следующее: «Прошло ещё слишком мало времени, чтобы оценить её эффект». Вот интересно, когда некоторые из некоторых наших современников заполняют цветами и бархатом площади различных столиц, они задумываются о синдроме постэлекторальной депрессии?

Средство должно иметь качество цели. Гуманитарным технологиям с их «властью давать имена» – создавать новые рынки, определять стандарты социального (в том числе, и потребительского) поведения, задавать форматы коммуникации элит и масс – должно служить общественной связности, как скальпелю должно лежать в руке хирурга, а не в кармане хулигана. «Маленький Будда» Бертолуччи рассказывает о том, что божественное может быть найдено только в связности членов буддистской общины. Человеческое тоже может быть найдено только в связности.

Здоровое общество связно тысячами нитей, протянутыми между людьми, их собственностью и капиталами, знаниями и ценностями, семьями и деятельностями, планами на жизнь каждого отдельного человека и образом будущего целой страны. Человек, оторванный от этих питательных нитей, – nonsense – не имеет смысла (в обоих значениях), он превращается в биологический объект. Бессвязное общество открыто для любой мало-мальски грамотной атаки: привет, апельсины!

Идеологема? «Глаголом жжём сердца» ни в чем не повинных людей? Общедоступные форматы социального софта – «демократия», «глобализация» и «общество потребления» – тоже жгут. А до этого зажигали тысячелетний Рейх мировая революция пролетариата, великие христианские империи. Так уж этот social software устроен. Вопрос в том, хотим ли мы его сделать, и если да - то как.

Когда гармония (греч. - скоба, скрепляющая доски в днище корабля) проверяется алгеброй, Моцарт травится очень редко, а вместо – возникает структура и ритм музыкального произведения. Из хаотичного набора созвучий рождается связный строй (в формате партитуры), дающий молодому композитору надежду на «высший музыкальный пилотаж»: полифонию (фуги Баха) и синергию хора (церковные гимны).

Когда общественная связность в качестве альтернативы «каноничным» форматам идеального software проверяется соглашением о намерениях и бизнес-планом создания новой страны, появляется место для эффективных и полезных гуманитарных технологий.

Дата публикации: 09:21 | 17.05


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.