Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Ключевые тексты года: 2004–2005 / Мировая война и русский мир

Вот воин. Кто ты?


Ирина Шиманская
«Со-Общение»
shimanskaia@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте

Точные вопросы требуют ясных ответов
Настало время отдать должное одной из центральных фигур этого номера — воину — мастеру боевого искусства и главному действующему лицу тренинга. Следует сказать, что непросто писать текст о воине в гуманитарно-технологический журнал Русского Мира, глядя с высоты ветреных холмов на чужое побережье и город под южными звездами. Хотя всего в получасе езды от этих холмов находится небольшое государство, где правит князь Альберт Гримальди, ведущий свой род от хитроумного воина и стратега Франсуа Гримальди — основателя княжества Монако. Глядя на Монте-Карло из своего кабинета, князь Альберт, наверное, может узнать здесь каждый дом и каждую улицу, как мы узнаём стулья и обои в собственной квартире. Можем ли мы — люди Русского Мира, сейчас существующего преимущественно «в книгах и макетах», — в какой-то момент сказать: «Да, мы такие же, как он, — воины по праву рода (даже если род основан нами) и несём ответственность за каждую частицу наших владений»?


ДЕВЯТЬ ГЕРОЕВ

Вот девять героев последних номеров журнала «Со-Общение». И девять наших разных читателей. Консультант. Журналист. Писатель. Владетельный князь. Бренд-менеджер. Певец-скальд. Историк. НR-менеджер. Философ. Что между ними есть или может быть общего?

Ответ, который мы — авторы журнала «Со-Общение» — пытаемся дать из номера в номер, заключен в словосочетании «гуманитарные технологии». Но он далеко не очевиден для этих девяти людей. Поскольку, если бы он был очевиден для них, журнал лежал бы на стойках прессы 100 лучших отелей мира, где бы эта звездная девятка проводила большую часть своего рабочего времени. Признаюсь, этот ответ не столь очевиден и для самих авторов журнала. Иначе бы его штаб-квартира находилась, к примеру, в одном из подмосковных дворцов или в замке под Парижем. Ибо всем известно, что гуманитарные технологи — это люди, мастерству которых звучат аплодисменты в виде денег, по уровню звуковых колебаний сопоставимые с рёвом олимпийского стадиона!

Итак, гуманитарные технологи — это неочевидное, но возможное общее имя для девяти наших героев-читателей. Кто они такие? Мифические полубоги-полулюди, те, кто работает с правилами и рамками поведения и деятельности. Некоторые из наших авторов говорят о том, что гуманитарные технологи — это те, кто раньше двигал мир сталью клинка, а потом сменил её на сталь слова. Так, в нашем рассуждении за фигурой гуманитарного технолога проявляется силуэт воина.

Можно ли поставить знак равенства между гуманитарным технологом и воином? Скорее нет, чем да. Поскольку, чуть забежав вперёд, скажем мы, каждый гуманитарный технолог — воин, но не каждый воин — гуманитарный технолог.

* * *

Фигура воина — это сверхархетип. Можно ли вспомнить хоть одну культуру, в мифах которой нет этого персонажа? Говоря о воине вообще, мы рискуем упасть в пропасть чужих образов, добираясь до подсознания и доязыковых уровней бытия мира. Но мы говорим о воине гуманитарных технологий. А гуманитарный технолог — это тот, кто по определению владеет языком, «языком искусства обращения с человеком».

Поэтому, не теряя язык и осознание, мы вспомним три короткие истории: историю о профессиях ордена иезуитов, историю о каллиграфическом владении мечом и историю основания княжества Монако.

ИСТОРИЯ О ПРОФЕССИЯХ ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ

Монашеский орден иезуитов считал, что есть всего четыре профессии, достойные доброго христианина: архитектор, врач, дипломат и военный. Почему именно они? Гуманитарный технолог ответил бы так: «Мастера этих четырёх профессий создают целостность мира и человека с помощью тонких сил Текста». Про архитектора, работающего с сооружением как с текстом и созидающего целое среды обитания; врача, видящего человека как текст и исцеляющего — воссоздающего его целое; и дипломата, удерживающего целое мирового порядка и ткущего со-общение между государями, это ещё понятно. Но воин — тот, кто обучен разрушать жизнь — как он может что-то создавать и где тот текст, с которым он работает?

ИСТОРИЯ О КАЛЛИГРАФИЧЕСКОМ ВЛАДЕНИИ МЕЧОМ

Про китайских мастеров боя говорят, что движениями меча они чертят иероглифы. «Мастера схватки в Китае — это мастера каллиграфии, — рассказывает фильм «Герой». — Кроме тренировки с мечом они упражняются в искусстве написания иероглифов, здесь они отрабатывают плавность движения и точность глаза, здесь они создают свой собственный стиль ведения боя, неповторимый, как почерк».

Бой есть текст. Удары меча или ладони — это слова, которые воин пишет по полотну мира. Мастерское ведение боя — это мастерское написание текста, который, как неотразимый удар, способен заменить ключевое слово в Тексте.

Для жителя Китая этот тезис, следует заметить, звучит совсем по-другому, чем для европейца. Из-за огромного количества диалектов, по сути дела единственное, что позволяет китайцам говорить на одном языке, а значит, удерживать целое страны, — это общая иероглифика. Китайский мастер меча не только ведёт бой, и даже не только творит текст, он — опора государства.

ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ КНЯЖЕСТВА МОНАКО

На центральной площади Монте-Карло перед замком семьи Гримальди стоит скульптура основателя династии Франсуа Гримальди. Ее название «Malizia» — «Хитрость». Памятник посвящён событию в истории Монако, которое бы на русском блатном жаргоне назвали подставой. Основатель династии монегасков, родовитый итальянец Гримальди решил отбить занятые враждебным домом земли, вместе со своими воинами под видом монахов прошёл в крепость, вокруг которой позже вырос Монте-Карло, и ночью перебил ее защитников.

В этой истории нетрудно увидеть способ действия, характерный для некоторой части населения России в первой половине 90-х годов прошлого века. После этого пассажа легко себе представить читателя «Со-Общения», который, откидываясь на спинку кресла, восклицает: «Наконец-то, так вот они о чём на самом деле!» Но нет, вопрос, который ставит история основания княжества Монако, в другом. Есть ли у воина Предназначение? Есть много общего в ситуации России 90-х годов XX века и севера Италии 90-х годов века XIII. Но, в отличие от какого-нибудь Бени Крика или Васи с Большой Марьинской, Франсуа Гримальди не только взял власть над территорией будущего княжества Монако.

Говорят, власть — это служение. Франсуа Гримальди служил своему владению и роду. Он принял на себя ответственность за своё владение, за благополучие и безопасность жителей своих земель. Он заложил основу семисотлетнего княжения рода Гримальди, который сегодня входит в число нескольких тысяч семей на пяти континентах, проектирующих и программирующих будущее лицо мира. По-видимому, в этом и было его Предназначение.

И СНОВА ДЕВЯТЬ ГЕРОЕВ

Те из героев журнала «Со-Общение», кто хочет стать гуманитарным технологом, могут стать воинами. Они могут взять не меч, но слово, и чертить им текст своего Предназначения. Они могут принять на себя бремя владения и основать род (в том числе и род деятельности). И каждый из этой девятки может вдруг понять, что он очень похож на остальных — в своём владении «языком искусства обращения с человеком». Наверное, благодарность за их действие вернётся им не завтра (впрочем, возможно, у некоторых ещё есть шанс получить памятник на главной площади своего княжества при жизни).

Как видите, в этом тексте нет чёткого «воин — это …». О том, кто такой воин, как он действует и зачем, скажут наши девять героев. Возможно, не сейчас. А тогда, когда станут гуманитарными технологами.

И это будет гораздо увлекательнее и полезнее, чем подробно им об этом рассказывать на трёх страницах.

ФИЛОСОФИЯ КАРАТЕ-ДО КАК СТРАТЕГИЯ

Ударь наполненным по пустому
Юрист по образованию и самурай по воспитанию, Мацуура Рёсуке входил в совет управляющих и консультировал несколько влиятельных организаций в пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона. Во время беседы он демонстрирует многажды сбитую кожу на костяшках пальцев рук и вполсилы — жалея собственность ресторана — бьёт добротный деревянный стол.

Стол почти повержен. Главная фигура умолчания, вокруг которой заворачивается наш разговор, — это стратегия победы в холодных войнах современности. «Больше нет надобности убивать противника, — не говорит мне, но явно имеет в виду господин Рёсуке, — его можно сделать своим союзником, обучив его своему способу думать и драться».

— Какой иероглиф используется в японском языке для карате-до? Что он означает?

— Первая часть иероглифа значит «пустота». Вторая — это знак руки. Третья переводится на русский язык как «путь», «дорога», «направление», или — иначе — «цель». Один из смыслов иероглифа «путь» — это «постоянное движение», «изучение». То есть дословно карате-до — это «пустое — рука — путь».

***

 «Ударь наполненным по пустому» — эта стратагема схватывает не только смысл понятия «карате-до», но и способ действия мастеров этого вида единоборств последние полвека. Сегодня, по словам Мацуура Рёсуке, карате занимаются около 100 миллионов человек. Эта цифра — результат точно выверенной стратегии экспансии школы.

После поражения Японии во Второй мировой войне страны-победительницы заставили её не только отказаться от действующей армии, но и свернуть программы преподавания карате-до. Мировая война должна была a posteriori стать лебединой песней самурайской элиты, поскольку карате делало японцев излишне воинственными.

Тогда школа разослала эмиссаров по разным уголкам западного мира.

Они несли следующее послание: «Карате — это не только спорт, но и философия. Оно укрепляет и тело человека, и силу его духа. Обучаясь карате, человек не только становится здоровым и выносливым, но и занимает позицию лидера в своей области деятельности». Преподавательская и пропагандистская деятельность эмиссаров от карате совпала (а по одной из версий послужила причиной — играя рука об руку с волной культурной экспансии буддийского мира) с расшатыванием экзистенциальных оснований мира Запада в 60—70-х годах. Образовалась пустота. И в нее был направлен удар, наполненный новой философией — карате-до.

— Какие качества воспитывает в человеке карате-до?

— Физическую крепость, психологическую устойчивость, крепость духа, доброту. При этом карате — это просто спорт, воспитание тела. А если вы говорите «карате-до», то вы говорите и о воспитании духа. Это «до», указывающее на цель, — оно связывает карате незримой нитью с буси-до — путем самурая.

— Каков путь самурая? В чём его цель?

— Буси-до — это путь воина. Само существование государства Япония ассоциировалось с буси-до. Смысл жизни самурая заключался в том, чтобы, защищая свою страну, развивать искусство ведения боя. «Деньги не нужны. Не нужна слава, почёт и положение. Будь готов в любой момент отдать свою жизнь» — эти слова становятся девизом человека, встающего на путь воина.

«Деньги не нужны. Не нужна слава, почёт и положение. Будь готов в любой момент отдать свою жизнь» — эти слова становятся девизом человека, встающего на путь воина

Один из основополагающих постулатов кодекса самурая — посвящение себя, своего тела и духа служению государству. Самурай готов отдать служению свою жизнь без тени сомнения. Отсюда вытекает принцип чёткого выполнения своих обязательств и обещаний. Для самурая было важно поддержание дружеских отношений внутри сообщества, чувство взаимного доверия. И чтобы сохранять это доверие, самурай должен был всегда помнить о возможном стыде. Постоянное осознание стыда — это ещё один принцип буси-до. Самурай не должен был делать того, последствия чего могли ввергнуть его в состояние стыда, сделать его «бесстыдным человеком».

— Вы принимали участие в деятельности нескольких влиятельных организаций. Каким образом карате-до вам помогало?

— Основная цель, которую я преследую, — это распространить посредством карате по всему миру философию пути самурая. В сферу моих интересов попала политика, экономика, культура. Ведь тот, кто живет в философии буси-до, обязан быть широко эрудирован, этодолжен быть разносторонне развитый человек, и он должен уметь применять буси-до в разных сферах — и в политике, и в финансах.

Да, в своей деятельности я использовал принципы карате-до. Это было эффективно. И не я один. Сегодня большая часть политической и экономической элиты Японии вновь заинтересовалась карате. Значит, им это нужно.

— Означает ли это, что элиты возвращаются к пути самурая и готовятся к войне?

— Нет. Сегодня политическая структура Японии выстроена по образцам и рекомендациям Америки. Американцы в основу своей политики всегда ставили желание не допустить самураев к управлению страной. И сейчас среди политических лидеров Японии нет ни одного самурая.

***

Мацуура Рёсуке приехал в Москву для проведения переговоров об организации масштабного чемпионата по карате-до. Он обещает собрать около 3000 участников со всего мира, практикующих различные направления в карате. И становится понятно, что если политическая элита Японии и не следует бу-си-до под давлением США, то мастера искусства ведения боя держат в фокусе своего внимания будущие элиты западного мира.Точнее, создают их — согласно тому высокому образу человека, к которому ведет путь самурая.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Ключевые тексты года: 2004–2005
Концепт
А он, мятежный, просит бури?..
Дмитрий Петров
Через год после отплытия
Редакция «Со-Общения»
Мировая война и русский мир
Война и MIP. Том 5
Камелот, или интеллектуальная мобилизация России
Александр Неклесса
Русский MIP
Ширхан Павлов
Война на моём столе
Сергей Переслегин
Царь в голове или жар-птица на сковородке?
Михаил Веллер
Вот воин. Кто ты?
Ирина Шиманская
Украина ставит Россию на порог регионализации
Павел Малиновский
Гуманитарные технологии
Русская литература и государство в новом веке
Александр Гаврилов
В ожидании дирижёра
Всемирная история гуманитарных технологий
Чёрный Охотник
Как поймать дух бренда
«Агентство эффективной культуры»
Чтобы победить, элиты должны изменить себя
Виктор Осипов
Тренировочный лагерь
Алексей Ширшов
Кто готов вложиться в РОС?
Игорь Писарский
Дело. Род. Наследники
Праздновать ненапрасность жизни
Президент и русский мир
Редакция «Со-Общения»
Есть такая миссия — советы давать
Руфина Кашапова
Подготовка наследников
Александр Попов
Если вы хотите передать дело детям
Елена Русская
Возвращение человека
Олег Алексеев
Актуальный сюжет
Где проходит линия фронта?
Вам послание. От Президента Российской Федерации
Дмитрий Петров
Очередь на революцию
Оксана Хазанова
Призрак революции
Павел Шеремет
От Москвы до Бреста
Катера и яхты. 2005
Алексей Ширшов, Максим Костыркин
Мы — не рабы? Рабы — не мы?
Как мы делали этот журнал…


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.