Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Мобилизация. Доспех. Победа. / Тактика

Производство дипломированных полуфабрикатов


Ирина Чукомина
специальный корреспондент «Со-Общения» в Санкт-Петербурге
chukomina@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте

Молодых специалистов заказывали?


За последние 10 лет в производстве специалистов по «связям с общественностью» установились покой и идиллия: вузы нашли, куда пристроить бывших преподавателей истории КПСС и научного коммунизма, авторы «пиарбуков» — кому адресовать свои произведения, а родители — где обучать своих чад помоднее и подороже. В 2004 году из 20 вузов Санкт-Петербурга вышло около 600 выпускников специальности «связи с общественностью»1. Но как смотрят на эту идиллию работодатели? Чего ждут от выпускников? Нужно ли им столько специалистов? Будут ли они их покупать? Об этом наш спецкор в Санкт-Петербуге Ирина Чукомина беседует с ведущими РОС-специалистами северной столицы — руководителями агентств и профильных департаментов корпораций. Многие из их свидетельств более чем показательны.

ОБРАЗОВАНИЕ: НЕ ТАК МНОГО, КАК КАЖЕТСЯ

Кирилл Семёнов, управляющий директор Маркетингового агентства Promaco: «В первую очередь, нам не хватает консультантов, способных работать автономно, понимать бизнес клиента, ставить задачи и переносить их в набор конкретных действий. Я бы назвал их не специалистами, а «генералистами». Специалистов же в какой-то узкой области найти гораздо проще. Они, по сути, хорошие исполнители конкретных задач, которые ставит «генералист».»

Лазарь Залманов, помощник генерального директораОАО«ЛОМО»,

Наталья Константинова, начальник управления общественных связей ОАО «ЛОМО»: «Мы видим общественные связи в вузах такой же дисциплиной, как, например, математика. У любого управленца должен быть в программе вводный курс «общественные связи как технология управления». Самая большая неприятность для PR-специалиста — попасть в компанию, где руководитель не понимает назначения этой деятельности, ведь его этому не обучали»

Андрей Баранников, генеральный директор SPN Ogilvy Public Relations Worldwide: «Работодатель заинтересован в том, чтобы к нему приходил человек с опытом. Но мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда приходилось проводить переподготовку людей, уже работавших. Если человек обучен некой технологии и придерживается определённой философии бизнеса, ему тяжело перестроиться. Поэтому мы стараемся набирать людей с не очень большим опытом, а в первую очередь, смотрим на его личные качества»
Сергей Москвин, начальник службы по связям с общественностью ООО «Лентрансгаз»: «Выпускнику, чтобы развиваться, надо попасть в агрессивную и амбициозную компанию. Что же касается амбициозности самого молодого специалиста, то она должна быть умеренной. Поначалу от него требуется выполнение простых, чётких заданий. Но ему следует и выступать с предложениями, пробовать, искать…»
Марина Балабанова, директор по связям с общественностью холдинга «Веда. Объединённые компании»: «На собеседовании я спрашиваю у соискателей, почему они выбрали именно эту профессию. Считаю, что в нашей сфере, как нигде, важны личностные качества. Со специалистом в области общественных связей должно быть приятно общаться»

— Есть мнение, что работодатели не довольны качеством выпускников специальности «связи с общественностью». Так ли уж строги требования к багажу, с которым выходят дипломированные специалисты?

Андрей Баранников. Чтобы стать успешным молодым специалистом в сфере общественных связей, не требуется так много, как может показаться на первый взгляд. В подборе персонала мы демократичны и исповедуем принцип: главное, чтобы человек был хороший. Замечательно, если он умеет писать и хорошо владеет русским языком. Но мы не выставляем это как обязательное требование.

Кирилл Семенов. Для нас важно, чтобы человек понимал, в первую очередь, бизнес клиента. А навыки можно развить в ходе работы, тем более, в вузах навыков всё равно не дают. При приёме на работу специалиста по медиари-лейшнз нас интересует, умеет ли человек писать и общаться с прессой. Но я ещё не видел студента, который с первого раза мог написать пресс-релиз так, как нужно журналистам, а не так, как пишут в учебниках.

Сергей Москвин. Специалист должен уметь писать в любом жанре для любых медиа, находить и выделять главное из всего, что он делает, хорошо представлять конечный результат. Эти навыки может дать только практика в хороших компаниях.

Марина Балабанова. Общественные связи — это сфера, где фундаментальные теоретические знания не так важны, как практика. Из вузов никогда не выходят готовые специалисты. Это справедливо для любой отрасли. Важно, есть ли у студента потенциал к дальнейшему обучению на практике.

В условиях, когда сами работодатели получали знания и развивали свои навыки уже на практике, им сложно предъявить требования к профессиональному 1 По данным СЗ РАСО.

образованию студента и вообще представить, что есть какие-то альтернативные варианты развития. Студентам же остается заморозить свой потенциал к обучению во время пребывания в вузе, чтобы потом как следует оттаять на практике. Но наличие высшего образования всё-таки требуется работодателями. Какое образование нужно и что оно может дать?

А.Б. Важно, чтобы человек был гуманитарно-образован. Я имею в виду не диплом, а то, как человек может показать себя. На собеседовании мы задаём простые вопросы, дающие представление о том, что из себя представляет человек: читал он Достоевского, Толстого, чем занимается вечерами...

К.С. В западных моделях бизнес-образования большое внимание уделяется практике: преподают люди, которые сами практикуют, — бизнесмены, консультанты. Студент получает взгляд на бизнес как на систему.

У нас в рамках университетского образования учат думать, но ты выходишь не приспособленным к жизни — «недоделанным».

ОГОНЬ В ГЛАЗАХ. И НИКАКОГО ПИАРА

— Чтобы довести выпускника специальности «связи с общественностью» до уровня помощника менеджера, его приходится доучивать минимум год. По-видимому, до этого уровня можно довести выпускника любой другой специальности (немного умеющего читать, писать и говорить минут 15 о Достоевском). Чем же остаётся руководствоваться работодателям?

Лазарь Залманов. Я руководствовался следующим: у человека горят глаза, знает пару терминов, а теории его подучат. Важно, чтобы человек понимал суть профессии — то, что лежит в основе коммуникации.

С.М. «Корочка» для меня не является основным критерием. Я бы взял того, кто сказал: я очень хочу работать в вашей компании, у меня нет достаточных знаний и умений, но я готов приложить максимум усилий.

К.С. Для нас важно желание человека заниматься нашим делом — горят ли у него глаза.

— Видимо, желание работать не есть какая-то специфическая черта выпускника специальности «СО», а процент горящих глаз распределён по факультетам более или менее равномерно. Зачем же тогда учиться на «связях с общественностью»? Нужна ли вообще эта специальность в вузах?

А.Б. Специальности «СО» учатся не только чтобы обрести навыки. Это сообщество людей, тусовка. Если человек хочет стать PR-специалистом, то чем раньше он попадёт в тусовку, тем лучше. Но это задача студента, а не вуза.

У нас слишком много вузов, выпускающих специалистов по «СО».

Им приходится выживать, и они выбирают специальности, вызывающие наибольший интерес у мальчиков, девочек и их родителей.

С.М. Я не понимаю, чему можно учить студента пять лет на этой специальности. Для теоретического курса трёх лет, чтобы заложить базовые знания, вполне достаточно. А оставшиеся два года — посвятить жёсткой практике.

ЯЗЫК БИЗНЕСА И УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ. ПРАКТИКИ И ТЕОРЕТИКИ — КТО КОГО?

М.Б. Я не уверена, что преподавательский состав на специальности «СО» соответствует должному уровню. Вузам необходимы преподаватели-практики. Привлечение вузами практиков является основным пожеланием работодателей, и воспринимается многими как панацея. Но не каждый практик может быть преподавателем. К тому же на специальности «СО» вузы, согласно существующим официальным правилам, должны иметь 60% штатного преподавательского состава, из которых 70% должны быть с научной квалификацией. Едва ли найдётся много сподвижников среди успешных практиков, готовых ради преподавания защищать диссертации и вливаться в штаты учебных заведений. Выходом для многих вузов стала организация на своих площадках конференций, где встречаются преподаватели, практики и студенты. Этот формат взаимодействия с профессиональным сообществом полезен студентам, но программы таких конференций напоминают обычно винегреты из мастер-классов и круглых столов, цель которых — накормить молодую поросль впечатлениями от встреч с «живыми» практиками.

Сами практики редко участвуют в организации этих мероприятий, а действуют по формуле «пригласили — выступил». Профессиональное и вузовское сообщества остаются двумя разными мирами, говорящими на разных языках. Работодатели не говорят на языке учебных планов, но ждут, когда вузы заговорят на языке бизнеса.

К.С. Ситуация, когда абитуриенты и работодатели вынуждены принимать решения, основываясь на интуиции, изменится, если изменится отношение к образованию как к бизнесу. Если бы велась статистика, какова средняя зарплата выпускника вуза, это был бы понятный показатель. Насколько успешны выпускники, насколько они востребованы, куда устраиваются — это ориентиры для абитуриентов и работодателей.

Л.З. Логика производства дипломированных специалистов должна строиться классически по маркетингу. У института интерес — научить: это их продукт. Они деньги получают за то, что у них на выходе специалист, которого берут работодатели. И чем лучше будут брать выпускников, тем больше людей захотят заплатить им.

Но несмотря на пожелания к вузам, чтобы те изменялись, сами работодатели не видят в себе достаточно желания и сил поучаствовать в этих изменениях.

К.С. С одной стороны, работодатель кровно заинтересован в том, чему студента научат, но с другой — вуз всё же оказывает услуги не ему, а студенту. И мы не можем поменять учебные планы.

А.Б. Мы не врачи, чтобы писать рецепты, как обучать студентов. Я не сторонник внесения кардинальных изменений в существующую систему образования. Кто же в таком случае более заинтересован в сотрудничестве «вуз — работодатель»?

А.Б. Если исходить из потребностей рынка, первый шаг должна сделать компания. Потому что вуз, с точки зрения экономики, свою задачу выполнил: получил студента и вырастил его. Как вырастил — вопрос второй, но диплом о высшем образовании выдал. И значит, жалобы компаний не должны приниматься вузами, потому что если компания ничего не делает, чтобы вузу легче жилось, то ей сложно что-то от него требовать.

М.Б. У нас пока не такая ситуация на рынке, чтобы работодатели боролись за умные головы и специально приходили в вуз выбирать себе людей. В условиях, когда предложение превышает спрос, вузы должны сами делать шаги в сторону работодателей.

Таким образом, получается, что задача вуза — получить студента, а задача студента не в получении интересной высокооплачиваемой работы по специальности, а в обретении диплома. Но так как дипломированными специалистами рынок перенасыщен, то у работодателя нет причин встраиваться в эту систему, ну разве что подстроиться где-нибудь на выходе.

МЕЛКИЙ СЕРВИС КАК ОБРАЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. И НЕМНОГО О СОБАКОВОДСТВЕ

А.Б. Если говорить о том, покупатель мы или заказчик выпускника, то мы — заказчик. Аналогия, может, не очень уместная, но достаточно выразительная: пришли вы и увидели новый собачий помёт — маленьких щенков. Брать их ещё нельзя, но видите — один более резвый. А потом вы приходите через несколько месяцев и забираете его. Тут то же самое, «звёздочки» видны уже на первом-втором курсе, и дальше задача наша, вуза и родителей — следить, чтобы они не потухли.

Через эту метафору и описываются отношения «работодатель — молодой специалист». Для покупателя выпускника вопрос в том, как из резвого щенка с горящими глазами воспитать послушного пса, обучив элементарным командам, а не как сделать так, чтобы «щенок» перенял опыт «хозяина» и образовался в специалиста. Такой подход — следствие того образа профессии и собственной деятельности, который транслируется сегодня многими работодателями и профессиональным сообществом.

С.М. Ко мне приходят молодые специалисты и думают, что будут определять стратегию развития компании, её позиционирование на рынке. Но мне приходится объяснять им более приземлённые вещи — функциональные обязанности и рамки их деятельности. Я не рассматриваю общественные связи как управленческую функцию — в России это функция исполнительская.

К.С. Моё глубокое убеждение, что стратегический PR нужен в России ста компаниям. Остальным нужен PR тактический, т.е. тот самый, о котором пишет Котлер, — как составная часть маркетинговых коммуникаций. Конечно, всем нам хочется командовать полком в 16 лет. Но считать, что все поголовно выпускники PR-отделений вузов будут заниматься стратегией, по крайней мере, самонадеянно.

А.Б. Я полностью согласен с Мэтью Андерсеном, что PR не является высокотехнологичным продуктом. Это, прежде всего, сервис: вы делаете клиенту так, чтобы ему было удобно. Есть компании, которые убирают офисы, есть компании, которые кормят, а есть компании, которые обслуживают в области связей с общественностью.

При таком подходе работодателям образование в этой сфере действительно не шибко нужно. А нужна совокупность людей от 18 до 22, которая, идентифицируя себя как будущих специалистов в сфере общественных связей (в худшем случае — в сфере PR), в течение пяти лет будет ходить на конференции, посещать встречи с практиками, писать работы на конкурсы — таким образом интегрироваться. В этой ситуации задача вуза — обеспечить «вольер для щенков», а задача студента — показать, что у него в зубах диплом, а глаза его — самые горящие и преданные.

Очевидно, ситуация будет меняться с развитием профессии и изменением моделей образования. Поэтому выигрывать будут выпускники вузов, не выспрашивающих у покупателя выпускника, что ему нужно конкретно в данный момент, чтобы залатать дыры, а тех, что уже сегодня могут сделать заказ на будущего специалиста, опираясь на измерение реальных потребностей и трендов. Спрос работодателей на своих выпускников сформируют вузы, обладающие достаточными ресурсами и амбициями, чтобы установить собственные стандарты на новую специальность, саккумулировать существующие технологии и направить свои программы не на обезличенный поток студентов, а на будущего профессионала.

 

 


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Мобилизация. Доспех. Победа.
Концепт
Салют — победа! Прощай — поражение!
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Внутренний меморандум №1:
Реванш в холодной войне
Редакция «Со-Общения»
Стратегия
Контекст победы
Битва за будущее
Александр Неклесса
Пора остановить деградацию смыслов!
Сергей Кургинян
Оперативное искусство
Спор и дружба штыка и пера
Священная война
Виктор Осипов
Средневековый спецназ
Чёрный Охотник
И пытались постичь мы, не знавшие войн…
Николай Ютанов, Вера Камша
Писатель и война…
Андрей Лазарчук
Непокорённые образы
Вера Румянцева
Дальнобойные объективы
Михаил Сидлин
«Битва с головой» как главный фронт
Олег Нечипоренко
Актуальный сюжет
От драмы до потехи и обратно
Мир праху его
Яков Мухин
Прорыв к демократии или грань катастрофы?
Екатерина Пруссакова
Сабантуй в Казани! Такой бывает раз в 1000 лет
Серебряный лучник выбирает новые цели
V москоский фестиваль социальной рекламы открылся в апреле
На неделе российской моды дарили красоту. Point passat и bourjois
Национальная премия «медиа-менеджер России» — «знак качества» медиа-индустрии?
Тактика
And it’s cool!
Клубиться. Тренировочный лагерь
Энергетическое айкидо
Алексей Тупицын
Производство дипломированных полуфабрикатов
Ирина Чукомина
Возвращение России
Пройти сквозь страх
Власть золота. Неизбывное наваждение
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.