Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Мобилизация. Доспех. Победа. / Концепт

Гонцы эпох


Версия для печати
Послать по почте

Письма тех, кто могли бы стать читателями «Со-Общения»
Проходят столетия, годы… Казалось бы, столько уже сказано и написано, что впору остановиться, присесть и начать, наконец, читать, понимать, принимать… Но нам всё пишут — из разных эпох и стран. А мы, в меру сил, осуществляем со-общение между временем и пространством. Читателям нравится. Значит — не зря.


КОДЕКС БУСИДО

Сообщение на тему «Сокрытое в листве»

В конце XVII века Ямамото был самураем клана Набэсима во владении клана Сага. Каста самураев, будучи воинским институтом, делилась на кланы, подчинявшиеся знатным японским родам. Из «Хагакуре» становится ясно, что самураи не просто входили в тот или иной клан как «дружина князя», но служили как верные слуги главе знатного рода. Служение клану передавалось по наследству. Когда умер господин Ямамото — Мацусигэ Набэсима (около 1700 года), — Ямамото не совершил ритуального самоубийства в знак преданности правителю (тот запретил это перед смертью), а удалился от мира. Вскоре он нашёл себе ученика, записавшего наставления учителя и превратившего записи в текст, известный как «Сокрытое в листве», или проще — «Кодекс Бусидо».

Бусидо и служение

Если нужно в нескольких словах выразить самое главное в жизни самурая, я скажу: душой и телом служи своему господину. Если же меня спросят, что ещё важно для самурая, я отвечу: совершенствуй свой разум, будь человечным и проявляй смелость. Может показаться, что эти три добродетели не могут ужиться в обычном человеке, однако такое заключение далеко от истины.

Разум — это не что иное, как умение разговаривать с людьми. В таких беседах рождается бесконечная мудрость. Человечность проявляется в том, что ты делаешь для людей, а также в том, умеешь ли ты правильно оценивать свои достоинства и отдавать должное достоинствам других. Смелость — это умение скрежетать зубами; это решимость добиваться своего любой ценой, вопреки самым неблагоприятным обстоятельствам. Стремиться к чему-то более возвышенному, чем эти три добродетели, нет необходимости.

Воинская доблесть проявляется больше в том, чтобы умереть за хозяина, нежели в том, чтобы победить врага.

Хороший слуга — это тот, кто безоговорочно подчиняется своему господину. Можно сказать, что это идеальный слуга. Если посмотреть на мир, в котором всё идёт своим чередом, мы увидим многих людей, которые вкрались в доверие, одев личину преданности, мудрости и жизненного опыта. Но стоит только господину уйти в отставку или поселиться в уединении, как сразу же найдутся слуги, которые отвернутся от него и будут искать расположения нового повелителя. Об этом неприятно даже вспоминать. Говорят, что для слуги в отношениях с хозяином главное — преданность. Хотя преданность может поначалу казаться тебе недоступной, в действительности она у тебя перед глазами. Если ты однажды решишь довериться ей, в то же самое мгновение ты станешь безупречным слугой.

Верность клану

Принадлежность к клану, в котором хозяева и слуги всегда были преданы друг другу, — это великое счастье, как для крестьянина, так и для горожанина. Что уж и говорить в этом отношении о самурае. Самурай клана должен, прежде всего, понимать это. За счастье принадлежать к клану он должен платить своим неукоснительным служением. Если хозяин благоволит ему, он должен служить ещё более самоотверженно. Он должен знать, что имеет возможность доказать свою преданность, даже если его делают ронином (низшим слугой) или велят ему совершить сэппуку (ритуальное самоубийство). Он должен быть верным своему клану всегда, даже когда его изгнали в горы или закопали в землю. И хотя человек моего положения не должен говорить таких вещей, я скажу, что не желаю после смерти становиться буддой. Я исполнен решимости и дальше служить своей провинции, даже если для этого мне придётся перерождаться в теле самурая своего клана ещё семь раз. Для этого мне не нужно никаких достоинств и талантов. Мне достаточно одной готовности посвятить себя процветанию нашего клана.

О важности слов

Для самурая, когда бы он ни говорил, важно каждое слово. Ведь одно слово даёт возможность поведать о воинской доблести. В мирные времена слова выявляют смелость человека. В беспокойные времена тоже, как известно, одного слова достаточно, чтобы заявить о своей силе или малодушии. Это одно слово — цветок сердца; это не просто звук, слетевший с уст. Воин никогда не должен высказываться неуверенно. Воин должен готовиться ко всему заранее. Даже в повседневных делах проявляется глубина души.

Воспитание детей

Существуют правила воспитания ребёнка в семье самурая. С младенчества нужно поощрять в нём смелость, никогда не дразнить и не запугивать. Ведь если ребёнок с детства привыкнет бояться, он пронесёт этот недостаток через всю жизнь. Ошибку совершают те родители, которые учат детей бояться молнии, запрещают им ходить в темноте или рассказывают ужасы, чтобы те перестали плакать. Кроме того, если ребёнка много бранить, он станет застенчивым.

Нужно избегать формирования у детей плохих привычек. Ведь если плохая привычка укоренилась, сколько ни упрекай ребёнка, он не исправится. Что же касается правильной речи и хороших манер, нужно постепенно приучать детей к ним. Пусть ребёнок не ведает о корыстолюбии. Если в этом отношении он будет воспитан правильно, всё остальное приложится само собой.

Об учении

Мастер меча преклонных лет сказал следующее: «В жизни человека есть этапы постижения учения. На первом этапе человек учится, но это ни к чему не приводит, и поэтому он считает себя и других неопытными. Такой человек бесполезен. На втором этапе он также бесполезен, но он познаёт своё несовершенство и видит несовершенство других. На третьем этапе он гордится своими способностями, радуется похвале других людей и сожалеет о недостатках своих друзей. Такой человек уже может быть полезен. На высшем же этапе человек выглядит так, словно ничего не знает».

Это общие этапы. Но есть также ещё один этап, который важнее всех остальных. На этой стадии человек постигает бесконечность совершенствования на Пути и никогда не считает, что прибыл. Он точно знает свои недостатки и никогда не думает, что преуспел. Он лишён гордости и благодаря своему смирению постигает Путь до конца. Говорят, мастер Ягю однажды заметил: «Я не знаю, как побеждать других; я знаю, как побеждать себя». Всю свою жизнь прилежно учись. Каждый день становись более искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день — более искусным, чем сегодня. Совершенствование не имеет конца.

Ученик мастера Хагакуре,
XVIII век от Рождества Христова

О ПРАЗДНИЧНО-СПОРТИВНОМ ЧУВСТВЕ ЖИЗНИ

Сообщение о войне и любви

Мы продолжаем публикацию фрагментов речи философа Ортеги-и-Гассета на собрании представителей Немецкого спортивного союза. Она заканчивается словами: «Война (Вторая мировая. — Прим. ред.) закончилась — задушила самоё себя. Насколько новыми и глубокими проблемами обернётся это для человечества, я не могу пока ясно представить. И вы должны теперь заняться куда более тонким делом, чем война. Многое, собственно, уже сделано — мир изумлён ростом производительных сил, которого достигла Германия. Но вы должны снова вернуться к своему глубочайшему призванию: мыслить и сочинять! Но только теперь совсем на новый лад, а именно: соблюдая меру!» Теперь мы публикуем его сообщение о войне за любовь.

Философия тоже есть не что иное, как спорт. Она никогда не была необходимостью. Философия ассоциируется со свободным усилием.

Жизнь, даже с биологической точки зрения, вообще имеет спортивный характер, всё остальное — лишь механическое действие или голая функциональность.

Избыток возможностей составляет характерный признак здоровой, полнокровной жизни, утилитаризм же — это симптом слабости, жизненной ущербности: ведь и больной всегда экономен в своих движениях. Итак, ценность существования состоит в богатстве возможностей, которые мы разом обретаем. Каждое препятствие, встречаемое нами, должно подталкивать нас к новому риску, к изобретению новых возможностей.

Однако давайте от биологии перейдём к истории. Собственно, одно из самых сильных душевных влечений юности — это всё более отчётливое желание проводить время вместе со своими сверстниками. Изоляция раннего детства прорывается, и личность ребёнка полностью растворяется в коллективе ровесников. Теперь он уже не существует исключительно для самого себя. Он живёт и воспринимает мир не как независимый индивид, а растворяется в анонимной личности коллектива, который думает и чувствует за него. Иначе говоря, он живёт как бы внутри команды типа футбольной. Поэтому отрочество и юность — это, как правило, пора дружбы. Я не знаю более истинной дружбы, чем юношеская.

Подросток с ещё не сформировавшейся индивидуальностью сливается со своими товарищами, которые неразлучным роем носятся по саду жизни, куда гонит их ветер. Я называю это явление инстинктом ровесничества.

В человеческой истории, судя по всему, заложен двойной ритм: возрастной и половой. Можно считать твёрдо установленным, что ранняя общественная структура членилась не на отдельные семьи, а на возрастные классы. При наличии трёх таких классов: класса юношей, взрослых и стариков, именно юноши, а не взрослые мужчины, играли главную, верховодящую роль. Даже больше того! Зачастую класс юношей был единственным, обнаруживавшим признаки подлинной организации, — тому есть множество несомненных доказательств, на которых я не могу задерживаться.

Что же произошло при переходе от бесформенной орды, примитивнейшего людского сообщества к организованному племени?

Многие орды, состоящие из тридцати-сорока человек, кочевали, не встречаясь между собой: в то время людей на земле было ещё довольно мало. Лишь отдельные группы крайне редко сталкивались друг с другом. Представьте себе, какой поднимался переполох, когда две группы людей встречались впервые! Но со временем рождаемость росла, что привело к уплотнению населения. Теперь орды находились на прежнем отдалении друг от друга. Рост населения — это несомненный признак повышения жизнеспособности людского рода, развития и совершенствования его задатков.

Случилось так, что юноши из двух-трёх соседних орд, побуждаемые инстинктом ровесничества, решают объединиться — и уж конечно, не для праздного провождения времени. Молодой человек предприимчив и жаждет действий. Настроение, которое им безраздельно владеет, — порой мечтательное, порой дерзкое, порой игривое, но в нём всегда есть стремление к бесшабашному риску.

Все эти юноши, сами не зная отчего, испытывают затаённую неприязнь к женщинам своей орды, с которыми они связаны узами родства. Неприязнь к своим и тоску по чужим, незнакомым женщинам, которых никогда не видели или встречали лишь мельком. Это, конечно, совсем не то, что принято называть любовью — собственно мужской любовью. Будучи насквозь мужским чувством (как и всё в мужчине), настоящая любовь является его личной находкой, собственным открытием. И всё же, когда любовь впервые выступила на арену истории, она была любовью издалека, любовью к далёкой, незнакомой женщине. И это лишний раз подтверждает, что любовь соткана из фантазии.

И вот происходит одно из величайших событий в истории человечества, имевшее грандиозные последствия. Эти юноши решают похитить девушек из соседних орд. Среди поздних примеров такого рода — знаменитое похищение сабинянок. Однако это всегда было принято у людей и, по-моему, принято до сих пор. Задуманное предприятие отнюдь не походило на увеселительную прогулку: орды не позволяли безнаказанно похищать своих женщин. Необходимо было сражаться, и война стала пособницей любви. Но какая же война без вождя и без повиновения? Во время войны, вдохновляемой любовью, возникли власть, закон, социальная организация и дисциплина. Крупнейший немецкий социолог Макс Вебер не раз повторял: «Дисциплина естественным образом родилась в войске». Но само это войско было придумано в помощь делу любви.

1954 год, Хосе Ортега-и-Гассет


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Мобилизация. Доспех. Победа.
Концепт
Салют — победа! Прощай — поражение!
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Внутренний меморандум №1:
Реванш в холодной войне
Редакция «Со-Общения»
Стратегия
Контекст победы
Битва за будущее
Александр Неклесса
Пора остановить деградацию смыслов!
Сергей Кургинян
Оперативное искусство
Спор и дружба штыка и пера
Священная война
Виктор Осипов
Средневековый спецназ
Чёрный Охотник
И пытались постичь мы, не знавшие войн…
Николай Ютанов, Вера Камша
Писатель и война…
Андрей Лазарчук
Непокорённые образы
Вера Румянцева
Дальнобойные объективы
Михаил Сидлин
«Битва с головой» как главный фронт
Олег Нечипоренко
Актуальный сюжет
От драмы до потехи и обратно
Мир праху его
Яков Мухин
Прорыв к демократии или грань катастрофы?
Екатерина Пруссакова
Сабантуй в Казани! Такой бывает раз в 1000 лет
Серебряный лучник выбирает новые цели
V москоский фестиваль социальной рекламы открылся в апреле
На неделе российской моды дарили красоту. Point passat и bourjois
Национальная премия «медиа-менеджер России» — «знак качества» медиа-индустрии?
Тактика
And it’s cool!
Клубиться. Тренировочный лагерь
Энергетическое айкидо
Алексей Тупицын
Производство дипломированных полуфабрикатов
Ирина Чукомина
Возвращение России
Пройти сквозь страх
Власть золота. Неизбывное наваждение
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.