Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2005/3/4/4


Война за детей. И мир

Можно воевать, но лучше —договариваться и вместе создавать
Сначала эта статья называлась Школа ненависти, ведь то, что учителя и классные руководители насаждают своё понимание жизни и её правил, может вызвать и у детей и у родителей ненависть. В школе главное —порядок и дисциплина. Там замазываются конфликты и столкновения. И ребёнок привыкает носить под спудом своё настоящее, стоящее. Но в ходе работы всё повернулось иначе. Итак, статья, написанная разворачивающей проекты в сфере образования матерью подростка, подходящего к самоопределению.

Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Основное, чему учат в школе — быть дисциплинированными людьми. Следовать порядку — хорошо, но вот вопрос: чьему порядку? Не так давно в школе и стране был единый мир и стандарт поведения — советский. Но теперь стандартов, миров много. И родитель ищет ту школу, которая поможет его ребёнку создать карту мира. Карту, с которой двигаться по жизни легко и радостно со всеми возможными приобретениями. Но...

Cитуация: сын приносит из школы красивые книжицы, на обложке которых лица, полные ненависти, а внутри под личиной социальной рекламы, осваивающей городские бюджеты, следующие буквосочетания: «половая распущенность молодёжи», «курение разрушает не только тело…», «алкоголь — это ад» etc. И такие «социальные» буклеты приносят в класс с благополучными детьми, у которых родители часто и курят, и, понятное дело, иногда пьют качественные алкогольные напитки, а также любят друг друга. А потом ещё просят школьников поставить свою подпись. Последнее, что переполнило мою родительскую чашу терпения: у сына проклюнулись иждивенческие нотки и мировоззренческие кунштюки, идущие вразрез моей позиции. Он вдруг мне заявляет: «Пока олигархи не вернут то, что у нас украли...»

И я поняла — я что-то упустила, и кто-то уже активно засоряет сознание моего сына, играя тем, что так тщательно и бережно взращивалось мною. И я решила: не отдам, ни за какие коврижки... Поговорим, как родитель с родителем?

КАК ВЫБИРАТЬ ШКОЛУ

Школа призвана давать ребёнку то, что ему потом пригодиться в жизни: способность к действию и принятию решений, мастерство самопрезентации, умение договариваться и многое другое — всё то, что называется эффективность. Но школа (по крайней мере, большинство) этому не учит. Более того, в школе дети утрачивают приобретённое до неё. Елена Кравцова в статье «Образование для «чучела»» пишет: «У шестилетних детей творческая игра есть. А после 3-4 лет школы воображение у детей исчезает. Ведь чем ближе сделаешь к образцу, тем лучше. Ребёнок привыкает всё видеть однозначно. Это ситуация деградации, дизонтогенеза».

Дети часто ссорятся, это нормально. Говорят: «Добраяссора — соль земли». Но учителя конфликтов боятся, им важнее порядок, да и психологической компетентности не достаёт. А ведь конфликт порождает со-толкновение, толк (talk). В нём школьник может проявить себя, свои принципы, и здесь нужны навыки коммуникации. Но в школе отсутствуют уроки общения, а те правила, что выпестовываются на уроках, мешают осваивать сложное искусство взаимодействия. А потом наши, уже взрослые, дети выходят в мир, и приходится им всему учиться на ходу, в жёстких конкурентных условиях. Напрашивается решение: срочно забирать детей из школ! Но я решила не торопиться, а поискать хорошие школы. И нашла — в Интернете, в директорском клубе «Русского журнала». Смелые и творческие руководители школ рассказывают, как у них здорово, несмотря на все трудности. Александр Рывкин, директор Центра образования № 1811«Измайлово» так определяет, чему ребёнок должен научиться в школе:

«Первое — это порождение идеи, определение того, что я хочу делать. Затем нужно инициировать возникновение круга людей, которые эту идею вместе со мной будут реализовывать. Далее — умение проектировать ход реализации. Умение коммуницировать. Создание нравственного образа: быть терпимым, что значит любить, как бороться с ненавистью». А чтобы этому учиться, нужно уже в школе определяться, проектировать, реализовывать эти проекты, причём действуя командно. Нельзя научиться проектировать, читая книжки. А это уже совсем другая среда, она не вписывается в классно-урочную систему. Формирование компетенций — это практика действия, смелого, рискованного. Такой подход разрушает все каноны школьной жизни.

Но большинство школ этому не учит

Некоторые практикуют образовательные разновозрастные сессии. В других школах учителя и ученики осваивают психодраму как способ достижения эффективной коммуникации.

Ефим Рачевский пишет: «Мы сэкономили около полутора миллионов рублей! Дети вместе со взрослыми законопатили окна и регулировали температуру в батареях. И когда стали делить деньги, они сказали мне: «Это ж мы работали, ты учти это, пожалуйста. Сделай нам стоянки для велосипедов. И ещё мультимедийный класс». И мы сделали стоянки. И мультимедийный класс… Образование ужасно азартная штука. У нас в оранжерее на крыше не только бананы и кофе растут — вчера (в Москве, в октябре!) хлопок распустился! Это ж здорово!»

Школа задаёт качество жизни. Если этот опыт будет удачным, ребёнок сможет его развить и за счёт этого состояться во взрослой жизни. Таких школ мало, всех желающих они не вместят. Да и не в каждом городе они есть. Что же делать?

ОБЪЕДИНЯТЬСЯ

А теперь, уважаемые родители, представьте. Финансирование школ отменили. Как быть? Объединяться с другими родителями. А что этому мешает сейчас? Просмотрев статьи, с одной стороны, родителей, а с другой — учителей, понимаешь, им есть о чём говорить, вокруг чего объединяться, и те и другие не знают, как это сделать. Значит нужно с разных сторон идти навстречу друг другу.[1]

Ведь нетрудно маме (или папе) прийти в школу и спросить учителя, директора: «Как наши дети?» Ведь дети в каждой школе наши, общие, пока мы их вместе ведём. Не сразу всё получается. Я, например, наблюдая за плохой физической подготовкой сына и понимая, как важны для него друзья-школьники, предложила в школе организовать факультатив и даже тренера нашла, но пока не получилось — мало старалась.

Нужно вместе создавать способы взаимодействия. Может быть, для начала стоит пригласить специальных модераторов, и у них научиться эффективной коммуникации. Тогда родительские собрания станут меньше походить на отчёт одних перед другими. Собрание — собирание разного в одно целое, в один мир для наших общих детей. Первый шаг — выстраивание коммуникации и кооперации между родителями, учителями и детьми хотя бы одного класса. И пусть потом наши дети пойдут по разным дорогам. Но в памяти у них останется любовь и сила семьи и школы. А на таком прочном фундаменте нашим детям будет легче построить уже свой собственный мир.


[1] С позицией учителей по отношению к родителям можно ознакомиться в том же директорском клубе, а с позицией родителей в интервью с одним из лидеров проекта «Родительское собрание» Игорем Литвененко.

 

Дата публикации: 04:16 | 05.04


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.