Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Образование. Клуб. Дети. / Тактика

Большие родители. Большие дети?


Версия для печати
Послать по почте

Яблочко от яблоньки…
Негласный девиз этого номера — «говорить правду!» Поэтому мы, говоря об образовании, семьях, капитале и наследниках, не могли обойти вниманием состоятельных и состоявшихся людей и то, как они воспитывают своих детей. Каждая семья — это большая маленькая история, которую в трёх-четырёх абзацах рассказать невозможно. Может быть, впоследствии, с позволения Больших людей, мы выпустим книгу, а сегодня только приоткрываем завесу над тем, как же воспитывают и в чём видят образование своих будущих наследников успешные родители. Итак, перед Вами три рассказа...


Марина Щедровицкая
мама троих детей,
учредитель «Со-Общения»
sumar57@mail.ru
ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Как с пользой провести школьные годы
Нормальный родитель воспринимает походы в школу как скучную необходимость. Это как игра по чужим правилам. Но ведь можно придумать и свои.

Образованием старших детей я начала заниматься до того, как они пошли в школу. Я закончила педвуз и определённо не хотела, чтобы они ходили в детсад советского образца. Я взахлёб читала им детские книжки, которых не было в моём детстве, а что касается игр, то я человек азартный. Сын Паша, научившись читать в три с половиной года, сразу же стал писать «книги», вероятно копируя папу и дедушку, всё время что-то писавших. Он усаживался за прадедушкину машинку и одним пальцем печатал свои произведения, иллюстрировал их и скреплял степлером. Если Паша с удовольствием писал в тетрадках, то Полина предпочитала раскрашивать обои и мебель. Она училась совсем по-другому, вероятно Вальдорфская система подошла бы ей идеально.

Поэтому когда дети пошли в школу, мне всегда было важно выяснить истинную причину возникающих проблем. В какой-то момент было изобретено первое правило нашей домашней работы со школьным образованием: нужно отделить предмет от учителя, математику от Нины Петровны с её странным характером.

Родители часто ловятся на «коммуналку», которую подсовывают им дети и бегут отстаивать своё несправедливо обиженное чадо. Дети обладают невероятными управленческими способностями и легко провоцируют родителей встать на борьбу со школой. Разгадав эти хитрости, я не разбиралась с учителями, а спрашивала детей: что в этом предмете есть такого, что ты не в состоянии понять? И здесь появилось второе правило: ты же умный, в программе школы нет предмета, который ты не можешь освоить. Дети жаловались, что заниматься химией не будут никогда, но правило было направлено на развитие стремления к преодолению, шире — к вере в свои силы и способности. В этом пункте мы были обречены на успех: и Паша и Полина охотно принимали вызовы.

Через некоторое время стало понятно: в школе умеют требовать, но не всегда умеют учить. Например, писать сочинения. Так, нами было выработано третье правило: если требуют, но не объясняют, значит, надо действовать самим. И вот перед нами картинка: пионер в классе прячет знамя, а в окошко видно, что по улицам маршируют фашисты. Паша вздыхает и охает: что писать? Надеется, что я это сделаю за него, а он мухой во двор и на коньки... Начинаем разговор: «Что изображено на картинке?

— Пионер прячет знамя, в окне немцы…о чём писать не знаю.

— Ну, а что всё-таки происходит?

— Прячет знамя!

— Что, ворует?

— Нет. Мама, кругом же фашисты!

— А они тут при чём?»

Трудились, пока ребёнок не произнес: «А … — это подвиг! Писать надо про подвиг!».

В случаях с химией или физикой я просто находила вменяемого преподавателя, который приходил на дом и доходчиво объяснял, как решаются хитрые задачки.

Когда у дочери в пятом классе ввели второй иностранный язык, я сразу поняла: при двух часах в неделю она его не осилит. Поэтому она ходила на курсы с довеском в виде похода в Макдональдс. А чтобы языки у детей «пошли», мы отправляли их на летние каникулы в Англию и Францию. Так появилось четвёртое правило: надо пользоваться структурами дополнительного образования.

Какой бы престижной и известной не была школа, она никогда не ответит всем стремлениям ребёнка! Но в школе родители могут проверить, что на самом деле интересно, важно и по силам их детям, на что они способны. И начнут задумываться над вопросом: «А куда после школы?»

Важно, что в школе есть возможность учиться не только детям, но и родителям. Вы можете пройти школу понимания друг друга и выработать совместный взгляд на окружающий мир и как в нем действовать. Тогда может, и не будет столь трагичной последующая драма оторванности и непонимания отцов и детей.

Юрий Гордон
дизайн-студия Letterhead
info@letterhead.ru

 

Ольга Василькова
дизайн-студия Letterhead
info@letterhead.ru
НЕ-УЧЕНИЕ?

Мягкое и ненавязчивое воспитание таланта
Юрий Гордон и Ольга Василькова — создатели дизайн-студии, художники, дипломированные полиграфисты и родители Иллариона Гордона — дизайнера 22 лет. Они известны благодаря разработке «забавных штучек вроде открыток и стикеров»[1], созданию нового имиджа телеканала, умению создавать оригинальные шрифты, например такие, что с помощью них можно влюбить в себя или, наоборот, породить ненависть. Первая «взрослая» работа Иллариона была продана за 50 долларов в США, когда ему было 9 лет. С тех пор расценки изменились.

Юрий. Сын ещё «проектировался», а мы уже видели — рисовать он будет не хуже нас. Так оно и вышло. Уже в год он рисовал, а позже стал думать как художник. Этому предназначено было всё: мы с Ольгой всегда работали у него на глазах, разговаривали с ним... Ему что-то нравилось, он смотрел, спрашивал. И, включаясь в происходящее, чувствовал — художником быть естественно. И сейчас, когда ему 22, мы работаем вместе. Например, делаем комиксы для «Огонька», где я делаю текст и макет, а Илларион рисует картинки.

У нас нет наставников и учеников. Илларион специально рисовать не учился (за исключением уроков в Строгановке), всё само собой получалось, с детства у него собственный выраженный стиль. Максимум, что я ему говорю: «Вот здесь чуть не так». Но и он мне может сказать то же самое.

Ольга. Наш сын рос как будто сам собой. Он что-то впитывает-впитывает, а потом раз — и у него получается. И навязывать что-то ему бессмысленно. Может быть, так у всех: когда человек дорастает, он научается сам? И роль учителя здесь фоновая. Либо человек совершает усилия и научается, либо не совершает и не научается. И мы давали Иллариону возможность выразить на бумаге доступными и органичными средствами свои эмоции, чувства. Для меня пример сына — пример пути становления художника. Юрий и я взрослели так же: накапливаются впечатления, опыт, а потом — качественный переход.

Юрий. Нас с Ольгой готовил к институту один педагог. Он сам не слишком хорошо рисовал, но при этом из простых мальчиков и девочек мог сделать художников. Он говорил примерно так: «Красивый натюрморт. Почему? Вот эти два предмета связаны по цвету, а вот этот — контрапункт. Фиксируйте ощущения и анализируйте их». Это была постановка профессионального взгляда, «очищение глаз». Он научил смотреть «незамыленно».

Обычный человек просто смотрит. У художника же должна сработать машинка: я вижу и сумею передать то, что вижу. Этому можно научиться в кружке. И то же самое произошло внутри нашей семьи.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЛЕТЕТЬ

Эвелина Хромченко
главный редактор L'Officiel-Россия
officiel@parlant.ru

Выше родителей

Сыну Эвелины Хромченко восемь лет. Мама, вспоминающая свои школьные годы с ужасом, хочет, чтобы её сын стал классным универсальным специалистом. И намерена этого добиться.

Программа начальных классов ужасает необоснованной сложностью. Жалею, что не отдали сына сразу во второй класс. В итоге мальчишка, великолепно читающий, пишущий и считающий, вдруг начал читать по слогам, писать с ошибками. Слава Богу, у нас есть бабушка, а у неё — желание и квалификация восполнять пробелы школьной программы. В то же время я не доверяю платному образованию. Уверена: в частных школах в 80% случаев ставят хорошие оценки потому, что педагогам страшно портить отношения с родителями.

Особое место отвожу языкам, и пока недовольна уровнем английского в его школе, поэтому нанимаю репетитора. Несколько лет малыш c частным учителем изучает испанский как базу для французского и итальянского. Cложно ждать от ребёнка хорошего вкуса без знания живописи, композиции и истории искусств, поэтому планирую организовать для сына арт-уроки. А ещё он занимается вьетнамской борьбой, шахматами, музыкой.

Ему необходимо стать классным универсальным специалистом, уметь адаптироваться. Нужна привычка к труду, знания, умение быть инициативным и добиваться максимума. И, главное, уверенность в себе. Сын должен помнить: он лучший. А моя задача — не позволить повесить на него комплексы, что в своё время пытались привить мне. Хотя это во многом была школа преодоления! Я смогла противостоять моральным садистам в лице преподавателей, и поэтому мне в дальнейшем стало многое по плечу. Но я не допущу такого опыта в жизни сына. Скоро придёт время проанализировать прогнозы перспективных профессий и разобраться в предложениях основных университетов мира. Я уже изучаю предложения страховых компаний по вкладам в образование детей.

Я знаю: мой сын будет делать большие дела. Не уверена, что его заинтересует издательский бизнес, и не хочу, чтобы это было журналистское ремесло. Он призван оперировать иными бюджетами. Хочу вырастить работодателя, а не наёмного работника. Моя карьера нужна для того, чтобы, достигнув максимально высокой точки, я могла утоптать площадку для старта его ракеты. Дети должны лететь выше родителей — в этом смысл нашего дела.


[1] цитата из журнала КАК — Graphic Design Magazine


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Образование. Клуб. Дети.
Контекст
Образование. В поисках образцов.
Дмитрий Петров
Стратегия
Субъект —или cумма влияний?
Ефим Островский
Гонцы эпох
Образ-овать
Редакция «Со-Общения»
Критические технологии
Сергей Зуев
Семья, волшебный сказ и всё такое
Олег Генисаретский
Путь к своему образу
Данил Зубарев
Тактика
Как передать капитал наследникам?
Чёрный Охотник
Подготовка наследников
Александр Попов
Кого и куда воспитываем?
Елена Паршикова
Большие родители. Большие дети?
Война за детей. И мир
Финита Кашапова
Обыкновенное чудо
Полина Иванова
Дисциплина и тренировка
Андрей Волков
Клубиться. Тренировочный лагерь
Алексей Ширшов
Сетевое сообщество
Наталья Моисеенкова
Спортивные сборы
Вагиф Ширинов
Актуальный сюжет
Что делается с Россией? И кем?
А теперь — дискотека!..
Лев Малахитов
Провал «бархатного путча»
Эдуард Михневский
Что Украина будет делать с Россией?
Сергей Дацюк, Константин Матвиенко
Трымайся, Россия!
Наталья Багинская
Оперативное искусство
Кто создаёт вузы XXI века?
Невский Институт Языка и Культуры
Лояльность брэнду
Катерина Медведева
Управление раздуваемым хаосом
Ширхан Павлов
Может ли бизнесмен мыслить?
Лев Малахитов
Роман с деньгами со счастливым концом
Мария Син-Ше
Как мы сыграли этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.