Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2005/3/4/2


Кого и куда воспитываем?

Родители о детях, истории и будущем
Сейчас много разговоров о школе и университетах, о подготовке кадров. И почти нет о тех, кто до школы ещё не дорос. Будто нет вопроса о следующем поколении, эта тема оставлена почти исключительно в пространстве семейно-родового. Впрочем, может это и хорошо? Семье возвращается её исконное. Эта статья родилась в ходе вдохновляющей коммуникации между психологом и тренером: матерью двухлетней дочери, матерью подростка и ещё будущих детей и будущим отцом. Иногда в общение вступала и двухлетняя Катя, по-своему делая вклад в разговор. Поставленные здесь вопросы не просто рассуждения, а дыхание о становлении детей и семьи, о настоящем и будущем. Публикуемый текст уникален: где вы ещё сможете прочитать–услышать язык матери двухлетнего ребёнка, вынужденной искать сообщение с только-только начинающим говорить?

СЕГОДНЯ

В советское время система была проста: ясли — детсад — школа — ПТУ или институт, — воспитывались все одинаково. Сегодня этой цепочки нет. Вся ответственность за развитие и воспитание детей легла на папу и маму — на семью. И родители стремятся вложить в ребёнка то, чего самим не хватало. А не хватало многого: внимания бабушек и дедушек, тёплого семейного пространства и просто свободного времени мамы, её настроя исключительно на ребёнка, когда она не думает постоянно о заработке и производственной дисциплине. Отыгрывая свои комплексы, родители погружаются в мир детства, достраивая то, что не успели достроить в собственном взрослении. Получается так: дети растут и родители растут вместе с ними, иногда соревнуясь друг с другом. И вместе прорастает самостояние семьи, родителей и ребёнка.

ШКОЛЫ

Как же воспитывают и развивают маленьких детей? До пяти лет закладывается база, на которой впоследствии разворачивается интеллект: эстетическое, спортивное, логическое, творческое, интерес к развитию. Творя, ребёнок открывает мир и себя в нём. Это музыка и рисование, лепка и иностранные языки, танцы и игры...

Школы раннего развития появились не так давно. Идёт это из США и Европы, при этом американцы готовят своих детей к материальной независимости, чтобы, достигая совершеннолетия, они могли «вылететь из гнезда» оперившимися, не требуя помощи и постоянного внимания родителей. В Европе же детям дают хорошую почву под ногами на основе творческого наследия. При этом сохраняются длительные родовые отношения. В России передача наследия — это проблема, учитывая советский период разрушения семейно-родовых отношений: только-только прорастает понимание семьи и её роли в развитии ребёнка, поэтому родители стремятся вложить в детей по максимуму, а дальше — как получится. Невозможно сегодня сказать, что будет завтра, но полезно постоянно задавать вопрос: «Для чего делается это, и что из этого получится?»

Школ много: школы разностороннего развития и другие, где учат чему-то одному — языку, музыке, спорту, живописи или математике. Выбор родителей непрост. Что вы хотите дать ребёнку? В какой мир ввести? И в пределе: каким вы видите и как формируете будущий мир своего ребёнка, в котором ему жить-поживать и добра наживать?

Мы с дочерью начали ходить в одну из таких школ (система Марии Монтессори), когда ей исполнилось полтора года, и мне говорили, что это поздно. В этой школе ребёнок всё делает вместе с мамой, но занятие себе выбирает сам, мама сначала показывает, как правильно действовать, а затем уже пробует дитя. Отдельное внимание уделяется порядку и чистоте: ребёнок обязательно убирает за собой место.

В школе создаются несколько маленьких миров, в которых малыш погружается в разные стихии: воды, воздуха, земли; изучает цвета, формы... Много упражнений направлено на развитие мелкой моторики: просев крупы, конструирование. Но вот беда: в той школе мало уделяется времени коммуникативным навыкам, языку, говорению. Поэтому через некоторое время мы перешли в другую, где Катя начала говорить уже после пары занятий. Хотя здесь и меньше было «учебных пособий» (тренажёров), но зато больше внимания каждому.

Так мы вошли в эту систему, ведущую ребёнка с одного года до семнадцати. Важно отметить, что такой учебный комплекс становится для детей основным, а обычная общеобразовательная школа — дополнительной.

Интересно, что плата за час в этой основной школе в два раза выше, чем в первой. Я не спрашивала, сколько получает именно воспитатель, работающий с моим ребёнком, но почувствовала, что достаточно. Впрочем, всё же стоит узнать размер зарплаты человека, кому вы доверяете своего ребёнка, ведь это своеобразный энергообмен: количество и качество того, что воспитатель может дать вашему ребёнку, зависит от количества и качества денег, которые получает воспитатель. Если они достаточны и достойны, то Ваш ребёнок может рассчитывать на персональное внимание, если же нет — то вы сможете рассчитывать только на массовый подход.

ЧТО?

Воспитывая свою кроху, я поняла, что для развитиямалыша лучше всего идти за ним, за его устремлениями. Мама может (и должна) предложить разное, но потом важно увидеть и принять его (малыша) выбор. Порой я злилась на дочь за то, что она не делает так, как надо мне. Со временем поняла: чтобы не разрушить только появляющийся мир ребёнка, нужно строить с ним партнёрские отношения. Надо учиться доверять. Если не дать ему пространство для собственных действий, проб и ошибок, он не сможет потом быть самостоятельным.

Но поколение, которое выросло в стихии творческого развития, не может и не знает, куда и как применять свой потенциал, и встаёт вопрос, а куда и для чего мы так старательно пичкаем (словно ребёнок — это ящик, в который нужно успеть запихнуть всё) и пытаемся всесторонне развивать своих детей? Уже вырастают подростки, которые попробовали и узнали всё, как им кажется. И научились всему. К переходному возрасту они уже ничего не хотят. Им всё известно, они всему научены и из-за этого — скучно. Может возникнуть впечатление, что это сделано специально, что это создание таких безвольных кубиков-рубиков сведений и навыков — кому-то нужно.

Если в детстве всё совершается легко и без усилий, то дети не учатся преодолению. Тепличные условия семьи и постоянно предлагаемый выбор (а не выбор, право на который нужно завоёвывать) порождают безволие и пассивность. Нужно обустраивать переход от благополучного мира семьи в другой — внешний, взрослый мир, переход к самостоянию ребёнка.

А значит, нужно формировать условия для соревновательности, для достижений и преодолений. Мало отправить ребёнка в спортивную секцию к тренеру, важно и самим быть «спортсменами», хотя бы для собственного здоровья. Тогда родителю легче понять и почувствовать своего ребёнка, трудности его побед и поражений.

КАК?

В деле воспитания нельзя центрироваться на ребёнке. Если семья — это целое, где родители любят друг друга и каждый из них при этом самоценен, у каждо го есть своё достойное дело, и эти дела складываются в одно общее, то в ребёнке взращивается стержень, на который он может опираться всю жизнь, продолжая и развивая его.

И здесь у каждого из родителей своя задача. Отец — это «паровоз», он двигает семью, задаёт образцы действий и поведения во внешнем мире, задаёт планку устремлений, свершений, целей. Мать — хранительница культуры и ценностей, внимательная к нюансам и чуткая к изменениям опора мужа. Но опираться можно только на то, что самостоятельно, поэтому маме, жене важно самой развиваться, удерживая свою интенцию. И стержень семьи, с одной стороны, они держат оба, каждый по-разному, а с другой, он возникает между ними в натяжении между двумя векторами направленностей за счёт ценности целого. Если дерево каждого из родителей растёт вверх, то и маленький росток детского дерева будет тянуться к «небу», вплетаясь в родительские ветки и со временем перерастая их, формируя дерево рода.

ИСТОРИЯ

В истории немалую роль в формировании детей играли наставники. Это были духовники, люди церкви. А ещё кормилицы, няни — женщины из народа. Например, няня Пушкина Арина Родионовна. Она рассказывала ему былины, сказки. А Пушкин, став взрослым, весь этот богатый сказочный мир воплотил в своих текстах, сделав его доступным для будущих поколений.

Часто дворянские дети воспитывались вместе с крестьянскими — детьми нянь и кормилиц. Существовали такие понятия, как «молочный брат», «молочная сестра». Они росли вместе и не чувствовали разницы в сословиях. Родная традиция и культура впитывалась буквально «с молоком матери» (кормилицы). И вырастая, дети знали, как строить отношения с подопечными.

Затем ребёнку в возрасте пяти лет нанимали иностранного гувернёра, который учил языку, наукам, вводил будущего наследника в мир европейской культуры. Так, формируя богатый и разноуровневый мир, детей готовили к большому делу, делу жизни: служить царю и Отечеству.

Нужно возрождать семейные дела. Сколько ярких династий можно привести в пример: Шереметьевы, Романовы, Третьяковы, Дуровы, Михалковы и т.д. Все они передавали своё дело от сына к отцу, растили приемников, продолжателей дела. При этомдля дворянских детей обязательной была военная подготовка и служба.

КУДА?

Для чего мы живем и растим своих детей? Чему служим мы, и чему будут служить наши дети? Отвечая на эти вопросы, я понимаю, что начинать нужно с себя — создавать, писать и переписывать свою историю, рассказывая своим детям о дедах и прадедах, формируя преемственность от прошлого к будущему. И не так важно, кто твои родители и прародители, важно, что ты от них возьмёшь, на каком фундаменте будешь создавать свою состоятельность, дело своей семьи.

Мало писать историю — семья творит её «здесь-и-сейчас». Ребёнок снимает образцы с родителей постоянно: во время прогулки, обеда, праздничного застолья, задушевных и профессиональных встреч. И здесь важна правдивость, неподдельный интерес, чуткость к совместному проживанию, переживанию. Взаимоуважение родителей откликается в ребёнке, задавая его стремление продолжить дело семьи.

Но пока неясно, что это за дело. Время трудовых династий прошло, профессии рождаются и умирают с калейдоскопической быстротой. Очень хочется, чтобы дочь переросла меня и добилась больших результатов. И я могу ей в этом помочь, будучи рядом и принимая её любой, чтобы не случилось. Ребёнку необходимо знать, что он справится с любой ситуацией, и родители его поддержат.

Поскольку наши малыши берут примеры с нас, родителей, важно держать рамку всегда и везде. Ребёнок многому научится у вас, если вы даже иногда будете брать его в «свои» места, к своим взрослым друзьям и разрешать слушать серьёзные разговоры. НО, есть ещё один важный момент — всё это должно быть правдивым, тогда ребёнок не увидит фальши, а значит, захочет быть достойным вас.

 

 

Дата публикации: 02:09 | 05.04


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.