Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Образование. Клуб. Дети. / Тактика

Подготовка наследников


Александр Попов
Школа Гуманитарного Образования
gumteh@tspu.edu.ru
Версия для печати
Послать по почте

Возможности педагогики самоопределения
Его привела буквально за руку мама. Посадила за большой круглый стол рядом с другими подростками. Отвела меня в сторону и сказала: «Саше-Жене ещё 14 лет, и ему уже ничего не интересно. Говорят, что Вы можете!» И ушла. Сегодня Женя заканчивает экономический факультет, специализируется на каких-то там банках и финансах, мы с ним поддерживаем дружеские и иногда деловые отношения, но чего же я все-таки «мог», или вернее может построенная нами инкубационное пространство — своеобразная пайдейя — ШГО (Школа Гуманитарного Образования) «подготовки Наследников» я не задумывался. Предложение «Со-Общения» хороший повод это сделать.


Я начал этот проект в 1993 году как проект легитимизации пространств самоопределения человека в посттоталитарной стране. В 1996 уже оформились базовые форматы, темы, содержание, название (Школа Гуманитарного Образования) и, что важно, появились первые клиенты, заказчики, потребители. Эпоха 90-х была бурная: государство и бизнес не знали ещё, кем они будут. Мы про себя этого тоже не знали, но сохраняли порой необоснованную последовательность: четыре раза в год проводили пятидневные сессии (от 70 до 240 участников), на которые ученики и их тьюторы порой добирались из разных регионов страны по два-три дня. Ещё создавали культурно-образовательные центры на местах, проводили публичные форумы, выпускали газету и журнал etc., успевая при этом защищать кандидатские диссертации, концептуально описывающие всю эту стихию.

Как к этому относились чиновники? От непонимания до иступленной агрессии, и тут всё ясно. А вот отношения родителей были очень разными, поскольку у них тогда зачастую не было (у многих и сейчас нет) целей по поводу детей, а если и были какие-то амбиции, то из дежурного советского набора. Что же касается ребят, то некоторые из них даже подрабатывали, чтобы участвовать в образовательных программах. Был даже эпизод, когда мама одной из учениц с раздражением жаловалась, что её дочь либо учится в школе, либо занимается у нас, либо сидит в читальном зале, а с родителями фактически перестала общаться. Я ей тогда ответил (после эту фразу повторял родителям много раз): «Семье не надо конкурировать с образованием детей, необходимо образование детей сделать семейной стратегией». И сегодня у нас есть площадки, которые организуются советами таких семей, которым есть, что передавать своим детям, т. е. наследство.

Сегодня многим понятно, что наследник не возникает автоматически по факту своего рождения. Порой принятие наследства и управление им требует особой органики — «антропоструктуры». И как выясняется, ни один вуз и ни одна школа специально этим не занимается: не желает, например, сын академика заниматься теоретической физикой, а сын бизнесмена не готов к предпринимательству, а дети известного политика равнодушно относятся к концепту открытого общества. И дело не в отсутствии оспособленности, дело в антропологических возможностях: Мышление, Воля, Терпение, Самоорганизация, Идентификация, Интересы, Стремления, Убеждения, ..., Дух. Школы, даже якобы самые инновационные, с этим не работают, и понятно — у них просто другие задачи.

Итак, проблема не в новом наборе знаний и навыков наследников, а совсем в другом — в рефлексивно-управляющих компетенциях. Наследник должен обладать специфическими формами самоорганизации, позволяющими ему управлять наследством. Родители ему передают наследство, а я как тьютор должен научить его способам конструирования Мира этого Наследства. Ни много ни мало. Наследство без онтологии наследства — бессмыслица: бизнес/дело будет закрыто, спущено. Поэтому тьютор — это конструктор онтологии, мира деятельности и смыслов культуры и жизни людей в этой деятельности.

Конечно же, истинное образование — это образование Верности Человека. Последние 10 лет я писал только про «самоопределение», а самоопределение есть конструирование Пути Восхождения, конструирование Пути Дела. Дело с большой буквы есть легитимизация Мира, то есть Стратегия Наследника. Конструирование Миров — вот базовая деятельность в процессе подготовки наследников. Может быть, это мы делали тогда в том уже далеком 1996-ом.

* * *

Итак, его привела буквально за руку мама. Посадила за большой стол рядом с другими подростками. Отвела меня в сторону и сказала: «Саше-Жене ещё 14 лет, и ему уже ничего не интересно. Говорят, что Вы можете!» И ушла. Привожу текст впечатлений его сверстницы, ученицы ШГО.

Чем был интересен/примечателен этот мальчик? Во-первых, это, конечно же, было имя — Саша-Женя или Женя-Саша — и связанная с его возникновением легенда. Родители, когда пришло время давать имя, не сошлись во мнениях. Отец хотел назвать сына Евгением, а мать — Александром. В свидетельстве о рождении его записали Евгением, но звал каждый из родителей по-своему: один Женей, другой Сашей.

Он выделялся тем, что в публичных режимах делал очень интересные суждения с оправданной претензией быть экспертными. Обладал глубокими знаниями в сфере культурного и был неповерхностен. В частности, большая его гордость — великолепная коллекция классики на дисках.

Он был единственным,кто у нас говорил о родителях, и не наедине, а в компаниях. Всегда был в курсе отцовских дел. Ещё был мотив его постоянных стажировок в организации отца. Причём он стажировался там, где необходимо разбираться в сложных ситуациях с управленческими цепочками, заниматься оптимизацией схем управления и вводом новых элементов. Женя носил одежду и аксессуары с символикой фирмы — основного поставщика отца.

Когда нам случилось вместе работать над текстом «Шаг в будущее», он проявил настойчивость и системность в достижении результата.

И что важно, он всегда отличался широким видением дальнего горизонта. Например, он всерьёз обсуждал выбор вуза, причём в контексте семьи. Если мне не изменяет память, экономический факультет в соседнем городе они выбрали, исходя из семейной логики, что сын должен быть ближе и помогать.

Очевидно, что Сашу-Женю уже к 14-ти годам не интересовал окружающий его мир: банальная средняя школа со своими бесконечными женщинами-учительницами, которым уже к 8-му классу нечего сказать сегодняшним мальчишкам и девчонкам, особенно мальчишкам, и которые ни за что не могут нести ответственности; городской совок (омерзительный в своей обветшалости и унижении людей); сверстники с бытовыми интересами, навязанными «запутавшимися в эпохах» взрослыми. У меня есть подозрение, что бизнес как таковой ни тогда, ни сейчас его особо тоже не интересовал. Сашу-Женю мог заинтересовать «удивительный и чудный Мир», в котором ему было бы место, где он был бы нужен. Необходимо было для него и таких как он создать такое пространство.

Онтологический смысл самого сопровождения наследников, с моей точки, зрения, не несёт манипулятивно-зомбирующего характера управления сознанием, характерных для многих так называемых тренинговых технологий. Мы опираемся, прежде всего, на рациональные, разумные, в том числе мыслительные техники самоорганизации, поскольку убеждены, что природа современных «практик верности» носит рационально-рефлексивный характер. (У наследника не должно быть зависимости от наследства, ему необходимо выработать компетенции управления наследством).

Конструирование Пути Наследника рассматривается нами как организация практики самоопределения. В этой организации принципиально выделение следующих аспектов:

— такое совместное конструирование должно задавать межпредметное единство Мира, создавая своеобразный ответ на ситуацию человека в постмодернизме; — такое конструирование должно происходить в среде, где есть подобные субъекты как с подобной задачей, так с самоопределенческими задачами другого плана;

— в таком конструировании неизбежно должно происходить в процессе проблематизации освобождение от деятельностей, препятствующих принятию поставленной задачи;

— само это конструирование должно быть обусловлено как значимое событие, формирующее индивидуальную историю человека;

— в таком конструировании должны создаваться представления о Мире самоопределения как система знаний, обеспечивающие палитру будущих действий. Ключевой же вопрос организации антропопрактики самоопределения — это вопрос о содержании, статусе и механизмах образовательных задач, через которые проходит человек в таких системах подготовки. Образовательная задача как бы скрепляет категориально-технологические структуры всей системы подготовки, конституирует образовательную среду, управляет реальностью жизнедеятельности людей, включенных в образовательное событие.

Постановка образовательной задачи есть социотехническое действие по организации коммуникаций, обслуживающее процессы самоопределения. В отличие от натуралистических и сенсуалистических подходов, педагогика самоопределения переносит образовательную деятельность на историко-культурные аспекты практик человеческой субъективации. Анализ же практик субъективации на материале личной истории и есть процесс индивидуализации, то есть процесс конструирования Миров своего Будущего. Поэтому принятие образовательной задачи есть принятие идеи наличия собственной исторической задачи. Это и есть главный результат в подготовке так называемого наследника.

* * *

Время персональной опеки в педагогике и образовании давно закончилось; «индивидуально-образовательное сопровождение» не более чем метафора. Искусство тьютора, это организация пространств, многих и разноплановых, в которых возможно осуществление конфигураторов собственной идентичности и соучастие в конструировании этой идентичности. Наверное, проект Школы Гуманитарного Образования был и остаётся гарантией разворачивания веера таких пространств. Собственно, в прямом смысле слова ШГО, конечно же, школой не является, а является площадкой по принятию антропологических решений. Думаю, что без наличия таких развёрнутых площадок никакое «онтологическое

Образование — это образование Верности Человека

образование» невозможно, тем более подготовка наследников. Причём ведь парадокс заключается в том, что в классическом варианте наследники воспитывались в закрытых условиях: персональная опека мудреца, закрытые колледжи, ограниченный контингент общения. Однако, в проекте открытого образования ШГО рецепт иной: вместо мудреца — специально подобранные разноплановые архивы электронных текстов и встречи с независимыми экспертами; вместо закрытого колледжа — перечень образовательных событий, общение с тьюторами; вместо ограниченного контингента — веер коммуникаций, дискуссий, тематические клубы, своё издание. По существу, это пространство собственной пробы своей версии и своего решения, и пока для него (наследника) это проба безопасна. Именно здесь он почувствует силу и слабость позиции, именно здесь он, как в зеркале, может оценить себя через сверстников и мэтров мысли и дела, именно здесь он столкнется с проблемой наличия родовой стратегии. Конечно же, пространство проб не для «тепличных мальчиков и девочек», но всё зависит от того, чего действительно хотят родители?! Ведь, по всей видимости, Наследнику придется делать уже следующий ШАГ!

Да, я чуть не забыл про нашего героя. Но, в общем-то, он написал всё сам. Сохранились записи Саши-Жени разных возрастов о его пребывании в ШГО.

Я И МЫШЛЕНИЕ...


1 курс ШГО, 8 класс.

Следя за собой, я заметил интересную особенность: в различных ситуациях я руководствуюсь разными принципами. Где-то эти принципы взяты из науки, где-то из философии, а где-то из мифологии. Попавших в такую ситуацию я назвал «люди с неорганизованным мышлением».

В какой-то момент эти люди начинают задавать вопросы, например: «какова цена жизни», «кто он такой», «как взаимодействовать с обществом» и т.д. Вообще, эти вопросы сугубо индивидуальны. Задавшись подобным вопросом, они как бы подходят к перепутью дорог/типов мышления. Куда пойти? Какой тип мышления сделать ведущим? А может быть, всё оставить, как было раньше? Это я называю самоопределение в мышлении, т.е. определение рамки мышления.

Организованным мышление становится, когда человек может точно сказать, какой тип мышления у него ведущий, и по жизни действовать, исходя из этого. Сюда можно добавить слова Канта о том, что если человек замыкается в какой-то одной сфере мышления, то ему нечем самопознать человеческий разум. Он становится одноглазым чудовищем, а второй глаз ему нужен, чтобы самопознать разум, без чего у него нет мерила величия наших знаний.

О СЕССИИ ШГО, ОРГАНИЗОВАННОЙ ВО ФРАНЦИИ


10 класс.

Одним из самых потрясающих моментов в нашей поездке было посещение школы. Там произошло то, что называется «столкновением культур». Мы разворачивали смыслы, которые сами для себя фиксировали и создавали, а французские школьники говорили о том же чисто формально. По сути дела, это был спор между формальным и собственным видением себя и мира. Можно сказать, что эти школьники были менее свободны, чем мы: у них гораздо больше формальных смыслов. Здесь у меня появился вопрос: «Понимают ли они эти смыслы?» Вопрос остался без ответа.

Пожалуй, главным результатом моей поездки во Францию стало понимание того, что смысл не может быть вербализован, если не создано пространство его разворачивания (представления). Нельзя объяснить, что такое свобода, предварительно не задав пространство существования свободы.

ИГРЫ И НЕИГРЫ В ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ


1 курс университета.

Всё началось с игр в индивидуальность. Говорят, у всех бывает кризис переходного возраста. Начинается у всех одинаково: ссоры с родителями, громкая музыка, пофигизм. Однажды надоедает протестовать в одиночку. Начинаешь искать себе компанию (точнее не ты её ищешь, а она тебя). Если попадёшь в объемлющую компанию, то от тебя уже ничего не зависит. Твоё мнение должно укладываться во мнение всех остальных. Отнесение себя к подобным движениям придаёт силы: «Я — часть большого», — какая уж там индивидуальность. Маленькие же компании или тихо протестуют, или что-то делают. Мне повезло — я попал во вторую...

Потом начали появляться проектные идеи. Актуальными стали социальные отношения, статусы, имиджи. Это были попытки социализации. Мы начали расходиться по своим углам — проектам. Началась серьёзная социальная индивидуализация, у каждого своё дело...

Желание быть культурно индивидуальным было всегда (несколько наивно, но всё же). Культура, а тем более индивидуальная, — это восхождение к чему-то. Нащупывание сущностей, их фиксация, разворачивание. Это попытка собрать мозаику из смыслов, текстов, воспоминаний, фильмов, музыки. Чаще это какие-то невербальные вещи, прочувствование; «кристаллизация вечности»; попытка нарисовать портрет себя на культурной ткани...

 


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Образование. Клуб. Дети.
Контекст
Образование. В поисках образцов.
Дмитрий Петров
Стратегия
Субъект —или cумма влияний?
Ефим Островский
Гонцы эпох
Образ-овать
Редакция «Со-Общения»
Критические технологии
Сергей Зуев
Семья, волшебный сказ и всё такое
Олег Генисаретский
Путь к своему образу
Данил Зубарев
Тактика
Как передать капитал наследникам?
Чёрный Охотник
Подготовка наследников
Александр Попов
Кого и куда воспитываем?
Елена Паршикова
Большие родители. Большие дети?
Война за детей. И мир
Финита Кашапова
Обыкновенное чудо
Полина Иванова
Дисциплина и тренировка
Андрей Волков
Клубиться. Тренировочный лагерь
Алексей Ширшов
Сетевое сообщество
Наталья Моисеенкова
Спортивные сборы
Вагиф Ширинов
Актуальный сюжет
Что делается с Россией? И кем?
А теперь — дискотека!..
Лев Малахитов
Провал «бархатного путча»
Эдуард Михневский
Что Украина будет делать с Россией?
Сергей Дацюк, Константин Матвиенко
Трымайся, Россия!
Наталья Багинская
Оперативное искусство
Кто создаёт вузы XXI века?
Невский Институт Языка и Культуры
Лояльность брэнду
Катерина Медведева
Управление раздуваемым хаосом
Ширхан Павлов
Может ли бизнесмен мыслить?
Лев Малахитов
Роман с деньгами со счастливым концом
Мария Син-Ше
Как мы сыграли этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.