Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Образование. Клуб. Дети. / Стратегия

Образ-овать


Редакция «Со-Общения»
mail@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте

Против без-образия/а-морфности
Мобильность. Подвижность. Зыбкость. Неопределённость. Таковы индикаторы состояния современной эпохи. В мире, который описывается с помощью бессодержательных приставок пост-, нео-, транс- etc, без мобильности — никуда. Скорость изменений, трансакций, коммуникаций, информационных потоков заставляет адаптироваться к ним и осваивать новые компетенции. Способность к передвижениям, сложным карьерным траекториям, миграциям, быстрому обучению новым навыкам становится общим местом в современных условиях глобального мира. Какие проблемы возникают в связи с этим?
Цель греческой paideia (образование) есть arеte (благородство)
Мартин Хайдеггер
Бог создал Арракис, чтобы развивать чувство верности
Принцесса Ирулан


МОБИЛЬНОСТЬ

«Утечка мозгов». Российское образование даёт сведения, а современный мир учит подвижности. И вот «мозги» двигаются за границу. Было бы странно, если б не двигались.

«Текучка кадров». Вкладываешь, вкладываешь в сотрудника, оплачиваешь тренинги, курсы, а сотрудник уходит, унося дорогие, образованные компетенции к конкуренту. Вот в связи с кадровым голодом берут на работу студентку без опыта, дают приличный оклад и дотягивают до нужного уровня. А она записывает себе в резюме три-пять месяцев работы и идёт дальше по рынку труда. Таков человеческий капитал — в отличие от физического и финансового, он неотчуждаем от человека.

Иногда не на что и не на кого опереться. Всё зыбко. И горизонтальная семья, и вертикальная (род) стоят перед вызовом подвижности. Возникают сложности с передачей наследства, семейных дел, профессий (которые сегодня создаются и исчезают со скоростью звука).

Удивительная вещь: несмотря на изменчивость мира, одна из проблем современности (актуальная и для корпораций) — это скука. Часто именно с ней переплетена чрезмерная мобильность (в виде беготни из фирмы в фирму). С другой стороны, причина этой беготни — в эрозии и инфляции Идеального. Сакрального. Сверхфизического. Трансцендентного. В забвении и утрате такой ценности, как верность чему-то высокому. В том числе — слову.

Недавно на сайте E-xecutive.Ru появилась статья «Practicing benevolent leadership»[1] , в которой на основании исследований делается вывод, что эффективный управленец — это наставник. «Среди наиболее успешных топ-менеджеров подавляющее большинство — это те, кто привлёк лучшие таланты и вдохновил их на достижение исключительного уровня эффективности. Изучение их опыта показало, что они играли роль наставников талантов своих партнёров, подчинённых и даже вышестоящих руководителей.

Benevolent leaders создают атмосферу открытой коммуникации, честности и доверия, делегируя как менее значимые, так и важнейшие задачи. Когда внимание лидера сфокусировано на успехе членов команды, высокая эффективность и лояльность сотрудников становятся естественным результатом. В современной бизнес-среде, где кризис следует за кризисом, benevolent leadership[2] уместно и важно, как никогда ранее. Люди стремятся работать в атмосфере, где желание успеха является правом каждого, а командная деятельность управляется на основе набора этических ценностей»[3] . Однако отметим: в обсуждении этого текста встретились две противоположных точки зрения. Сторонники первой утверждали, что да: такой подход обеспечивает лояльность сотрудников. Защитники другой настаивали, что единственный бонус практикования наставничества — это тёплые отношения с теми, кто после выведения на более высокий уровень уходит в другую компанию, а «благосклонный лидер» начинает всё сначала.

ВЕРНОСТЬ

Сообщать мобильность уже научились... Но достаточно ли тренировать только подвижность, коммуникативность, лидерство? Можно ли позволить себе забыть о таком качестве, как верность? О тренинге верности/мобильности?

Верность — так с английского переводится «лояльность» (loyalty). Вспомним, как описывается это слово в наших словарях. Например, «быть лояльным» — в значении быть терпимым. Право, это не слишком грамотно. Но вот уже из языка англоязычных брендоделов берутся «лояльность бренду», «лояльность потребителей» и кажется, что русский язык и его носители почему-то боятся своего слова «верность», в то время, как носители английского употребляют его постоянно.

Казалось бы, верность (или лояльность), это некая экзотика — вспоминаются южнокорейские чёболи, японские корпорации, французские семейные дома вин, династические кланы Кеннеди, Ротшильдов уес.

Труднее найти примеры верности, сочетающейся с мобильностью. Приходит в голову системный терроризм. Люди «без границ», но верные своей идее. Ясно, что должны существовать и позитивные примеры верности/мобильности, не разрушающие, а созидающие, не мертвящие, а исцеляющие и оживляющие, не убивающие, а рождающие. В дуалистических мировоззрениях Зло и Добро равномощны в их вечной войне. Но, например, в христианской парадигме, зло не субстанциально, не самостоятельно. Оно всего лишь недостаток, нехватка добра.

Думается, амбициозные корпорации, астероидные группы, о которых пишет наш постоянный автор Александр Неклесса, могут стать оргструктурами, соединяющими верность и мобильность, повышающими общественную связность, несущими жизнь.

Или возьмём китайский мир — сеть диаспор, чайна-таунов, раскинутых по всему миру. Рванув за тридевять земель, китаец обживает новое место, создаёт сообщество, ищет своё место в новой ситуации, сохраняя при этом верность китайскому языку и традиции.

ВЕРНОСТЬ/МОБИЛЬНОСТЬ

Можно привести не «пугающие», а вдохновляющие примеры верности/мобильности. Солдатская присяга, присяга Президента, клятва Гиппократа. Обряд инициации. Присяга вассала суверену.

«При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу»»[4] .

Быть верным слову и присяге — основа кодекса чести аристократии. Верность слову в России постепенно перестаёт быть маргинальной — идеальное начинает восстанавливаться в правах. Грубые силы (кулаки, пистолеты, дубинки) отступают перед тонкими, сохраняющими возможность жить и заботиться о спасении души. Кто знает, может быть, Россия сейчас единственный оазис Европейского. Европейского в том смысле, что Европа до ХХ века несла на себе силу идеального. Но потом — устала: крылья превратились в непосильную ношу. «Закат Европы» Шпенглера, «Бог умер» Ницше, не стыдясь, тыкали пальцем в старушку Европу.

Проблема темы верности и идеального в том, что порой они ассоциируются с тоталитаризмом. А после Карла Поппера (учителя Джорджа Сороса) — ещё и с Платоном как «отцом тоталитаризма». Заговорите вслух о верности, и на вас тут же повесят ярлык «тоталитарного сектанта». Идеальное, трансцендентное табуировано так называемым образованным классом в самом полном и мрачном смысле этого слова.

««Раскол между первым и третьим миром всё более проходит по линии противопоставления долгой, полной материального и культурного достатка, сытой жизни и посвящением жизни трансцендентному Делу… Хотя Запад воспринимают как господина-эксплуататора, тем не менее, мы занимаем позицию раба, хватающегося за жизнь и её удовольствия, тогда как неимущие радикалы — господа, готовые рискнуть своей жизнью», — слова Славоя Жижека, сказанные после краха двух башен, продолжают обретать плоть. Инфляция идеального приносит свои плоды. Это — естественный процесс вроде Аристотелевского самозарождения мышей в куче мусора. Это — вызов Искусству»»[5] .

И — Образованию.

ОБРАЗОВАНИЕ

Высшее образование сейчас — это пиво, девочки-мальчики, отмазка от армии. И коммьюнити, площадка для общения с себе подобными. Школьное образование — это армия учительниц, устаревшие предметы и выпускники педвузов. Плюс — частные школы, перегружающие детей и создающие им тепличные условия с целью обеспечить выживание в борьбе за финансы родителей. При этом вся махина образования — дошкольное, школьное, высшее — создавалась в мире, который можно назвать Старым. Один раз — это Советский мир, другой раз — Индустриальный.

Что делать? — Брать на себя ответственность за будущее своих детей. Своих дел, которым нужны новые человеческие ресурсы. Среды, в которой живём. А кивать на общество, чиновников etc — удел «стрелочников», популистов, толпы.

Сегодня семья — один из главных ресурсов образования. Образования самости себя, семьи, Страны. Кого, чему, куда и как воспитывать, учить, наставлять — это вопросы. Можно отдавать детей в частные школы, в зарубежные университеты — и получать в результате нечто, образованное чужими и снабжённое чужим образом будущего.

Короля делает свита, а свиту делает народ. И наоборот. И если не планировать побег на необитаемый остров, то в пору задумываться о среде, об окружении. И приступить к переустройству среды, контекста текста, прописываемого собственной жизнью.

С кем образовывать? Кому делегировать образовательные функции? Эти «делегаты» только нарождаются. Семья, в которую включены семейные врачи, юристы, консультанты наряду с дружественными семьями. Образовательный туризм, тренинг наследников, институт гувернёров (дядек, нянек, наставников), новых репетиторов. Клубы боевых искусств. Тренировочные лагеря, развивающие гуманитарные компетенции наряду с телесными. И просто клубные сообщества (сейчас ими являются университеты).

Новые рыночные ниши нуждаются в обновлённых институтах, ждут новых людей. Ими могут стать выпускники педвузов, мастера боевых искусств, ветераны спецподразделений, бизнес-тренеры. Но только то, что способны к переходу в новое качество. И имеют для этого силы и волю. Главное же требование к тем, кому доверяется образование детей, сотрудников, граждан, — наличие верности. И значит, сначала им нужно её сообщить, передать. Найти её в себе, и совершить подвиг к её обретению другими.

Это же относится и к соратникам, советникам — доверенным лицам. Возможна ли личная верность (именно верность, а не привязанность) без верности двоих чему-то третьему? Возможна ли верность троих, ста, тысячи чему-то, что, существуя вне рядов их рати, объединяет её? Лама Оле утверждает[6] : «Люди расстаются, когда у них нет ничего надличностного… Людей должно держать что-то более высокое, чем ты и я. Это должно соединять и тебя, и меня, и светить на весь мир». Но ведь для этого нужен образ будущего, идеал (в переводе с др.-гр. и есть образ), недостижимый образец?

И если взять отдельного человека, что отличает личную историю от бездомного блуждания, без-образное существование от образа жизни?

Издавна образование было уделом элит (или аристократии?) и средством передачи наследникам необходимых качеств. Наследника и то, что передаётся по наследству — верность предназначению рода — образовывается. Точнее их образовывают.

Кто?

Гуманитарные технологии — искусство владения тонкими силами — уникальны тем, что гуманитарный технолог применяет свои слова в первую очередь к себе. «Она сказала «предназначение», и он почувствовал, как это слово будто ударило по нему»[7]


[1] Практикование благорасположенного (благосклонного) лидерства

[2] Ведущий, склоняющий к благу — так можно перевести на русский язык это словосочетание без потери смысла

[3] http://www.e-xecutive.ru/career/article_2971/

[4] Конституция РФ, глава 4, статья 82.

[5] См. сентябрьский выпуск О-О «Интеллектуальная мобилизация. Фабрики мысли. Игра»

[6] Cм. газету «Большой город», март 2005.

[7] Фрэнк Герберт. Дюна


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Образование. Клуб. Дети.
Контекст
Образование. В поисках образцов.
Дмитрий Петров
Стратегия
Субъект —или cумма влияний?
Ефим Островский
Гонцы эпох
Образ-овать
Редакция «Со-Общения»
Критические технологии
Сергей Зуев
Семья, волшебный сказ и всё такое
Олег Генисаретский
Путь к своему образу
Данил Зубарев
Тактика
Как передать капитал наследникам?
Чёрный Охотник
Подготовка наследников
Александр Попов
Кого и куда воспитываем?
Елена Паршикова
Большие родители. Большие дети?
Война за детей. И мир
Финита Кашапова
Обыкновенное чудо
Полина Иванова
Дисциплина и тренировка
Андрей Волков
Клубиться. Тренировочный лагерь
Алексей Ширшов
Сетевое сообщество
Наталья Моисеенкова
Спортивные сборы
Вагиф Ширинов
Актуальный сюжет
Что делается с Россией? И кем?
А теперь — дискотека!..
Лев Малахитов
Провал «бархатного путча»
Эдуард Михневский
Что Украина будет делать с Россией?
Сергей Дацюк, Константин Матвиенко
Трымайся, Россия!
Наталья Багинская
Оперативное искусство
Кто создаёт вузы XXI века?
Невский Институт Языка и Культуры
Лояльность брэнду
Катерина Медведева
Управление раздуваемым хаосом
Ширхан Павлов
Может ли бизнесмен мыслить?
Лев Малахитов
Роман с деньгами со счастливым концом
Мария Син-Ше
Как мы сыграли этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.