Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Образование. Клуб. Дети. / Контекст

Образование. В поисках образцов.


Дмитрий Петров
petrov@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте


«Это кто здесь желает высшее образование? — язвительно вопрошал, прохаживаясь перед спешенными бойцами, красный комэск Васьков. — Шаг вперёд»

Вперёд выходил мой дед. Он не успел поступить в юнкерское училище или университет до октябрьского переворота, и вот, уже после гражданской войны, на срочной службе, читал книжки — готовился в советский вуз. И чуть не на каждой поверке Васьков вызывал его перед строем, чтоб, значит, пропесочить.

И хотя у деда всё было отлично и с выездкой, и с рубкой, и с уставами, доставалось ему и нарядов, и выговоров изрядно. За то, что никак не мог он до идеальной белизны вычистить своего коня — единственного чисто белого в эскадроне. «Вот ведь люди! — пенял командир. — Советская власть даёт им коня, а они его вычистить не могут! А туда же — образование. Так-тебя-разэтак!!! Три наряда вне очереди!»

***

В последние годы империи гимназисты старших классов и студенты щеголяли таинственным выражением: «Нам нет ничто с нашим образованием!» Точный смысл этой удивительной фразы смыли и спалили кровь и пожар гражданской войны и всего дальнейшего. Но звучит она здорово: самого «ничто» им, видите ли, нет с их образованием! То есть, можно так понимать, что никаких преград, мол, всё преодолеем. Ишь, размахнулись! А прикладом в лоб не желаете?

Впрочем, прошло немного лет, и в последующие красные времена студенты, преподаватели, профессора — люди образования — стали не только снова сами о себе «много понимать», но и пользоваться саркастическим уважением народных масс. Массы, с одной стороны, брюзгливо хамили: «Какие умные все стали, образованные, куда прёшь, шляпа?», — а с другой, при случае хвалились: «А мой-то, студент, образование получает, выучится — не нам будет чета: всё его!». Курсанты, само собой, котировались выше, чем штатские; помните гениальный крик девичьей души: «И на кофте кружева, и на юбке кружева — неужели ж я не стану лейтенантова жена?» Так или иначе, а престиж военного, гражданского, мужского и женского образования, точнее того, что принято так называть, высок был в России всегда.

Впрочем, 90-е годы подвергли этот престиж испытанию. Если прежде (во всяком случае — после Великой отечественной) вход в карьерный лифт лежал через вузовский диплом, а лифт ехал тем выше, чем престижнее был вуз, то тут всё изменилось: заскочить на высокую полку в обществе и заработать денег стало можно и без диплома. Старые образцы и образы действия были утрачены. А новые не были приняты. Тем временем профессура массово впадала в полунищенское отчаяние, студенты почти поголовно утрачивали образ успешного будущего, а почтеннейшая публика интерес и к тем, и к другим.

И ни призывы благополучных академических мэтров, ни гранты Джоржда Сороса поправить дело не могли: никто не обращал на образование внимания, а если обращал, то чтоб тихо всплакнуть. Тем временем навстречу друг другу катились два процесса: бурный рост социальной мобильности (в основном — горизонтальной) и всё большая утрата ценностей, амбиций и веры во что бы то ни было. А без веры, о какой верности (и чему?) можно говорить?

Тут-то один очень влиятельный западный стратег и объявил, что с русскими нельзя иметь дела. И не потому, что там мафия и все они враги, а потому, что у них утрачено стремление к трансцендентому — к диалогу с идеальным, высоким, запредельным. Им только б деньги и деньги. А те, что не утратили, либо стесняются этого и акцентируют свою меркантильность (ну как с такими дело иметь?), либо входят в ОПГ и, конечно, верны, но только совсем другим клятвам, кодексам и лидерам. «А причём здесь образование?» — спросит кто-то. А притом, что невозможно образовать личность, не снабдив её стремлением к такому диалогу. Обучить — да. Образовать — нет. Впрочем, об этом на страницах номера: в редакционной статье (стр.16), в текстах Олега Генисаретского (стр.24), Финиты Кашаповой (стр. 47), Полины Ивановой (стр.49) и других.

Однако прошло время, и об образовании заговорили вновь: в семьях, высоких кабинетах, публично. Причём, не как прежде — со слезой, но с интересом. Внутренний вопрос заинтересованных лиц звучал так: что мы будем делать с собой и страной, если в ней не будет образования? Если мы встанем перед необходимостью образовывать детей на чужом языке и в чужой культурной среде? Кем станут наши наследники, кому передавать капиталы?

Нельзя сказать, что на эти вопросы и другие, связанные с ними, ответы уже найдены. Но их ищут. Ищут многие. И можно уже назвать не имена академических и политических светил, а вузы и тренинговые программы, где эти ответы не выдумываются, но вырабатываются: Высшая школа экономики, МГИМО(У) МИД РФ, Тольяттинская академия управления, Академия народного хозяйствапри Правительстве РФ, Невский институт языка и культуры (НИЯК), Школа гуманитарного образования (ШГО) и ряд других. В этом номере вы найдёте тексты людей, ставших душой этих вузов и проектов: руководителя ШГО Александра Попова (стр. 36), проректора АНХ Андрея Волкова (стр.53), материалы круглого стола в НИЯКе (стр.83). Давать советы — большая ответственность, но скажем прямо: многие наши авторы, читатели и сотрудники рекомендуют своим детям поступать именно в эти вузы, ибо знают, что в них происходит, кто их делает и каким образцам следует в своих делах.

Команда «Со-Общения» считает важным прописывать позицию журнала через себя и собственную правду. Не случайно же, в самом деле, сотрудники и друзья журнала участвовали в Совещании по образованию, организованном Школой культурной политики Петра Щедровицкого; в Фестивале клубов и профессиональных сообществ; во встречах клубного заведения «Э-философия»; в круглом столе «Кто создаёт вузы XXI века»; в студенческом и «взрослом» Днях политконсультанта; в заседания жюри «Хрустального апельсина» — национального конкурса студенческих работ в области развития общественных связей; в тренировках по боксу Детско-юношеской школы олимпийского резерва; в заседании клуба профессионального общения Communique (агентство событийных коммуникаций «Экстраваганза») и многих других. Не скроем: мы участвовали и в организации, и в проектировании многих из них. А вот в украинской «оранжевой революции», как и в «оранжевых» и «контроранжевых» пропагандистских операциях в России, не участвовали. И потому полагаемся на мнения экспертов, которые и приводим в разделе «Актуальный сюжет» (стр.63). Идёт война за души и сердца людей, за будущее. И образование — одно из орудий в этой войны. Не случайно этот номер предшествует другому — посвящённому Победе.

***

Кстати, мой дед, отслужив положенный срок в кавалерии, получил-таки высшее образование в Советской России, а затем, будучи верен традиции семьи, стал военным, (хоть и не кавалеристом), прошёл войну и потом с гордостью носил ордена и медали, звание полковника и образованного человека.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Образование. Клуб. Дети.
Контекст
Образование. В поисках образцов.
Дмитрий Петров
Стратегия
Субъект —или cумма влияний?
Ефим Островский
Гонцы эпох
Образ-овать
Редакция «Со-Общения»
Критические технологии
Сергей Зуев
Семья, волшебный сказ и всё такое
Олег Генисаретский
Путь к своему образу
Данил Зубарев
Тактика
Как передать капитал наследникам?
Чёрный Охотник
Подготовка наследников
Александр Попов
Кого и куда воспитываем?
Елена Паршикова
Большие родители. Большие дети?
Война за детей. И мир
Финита Кашапова
Обыкновенное чудо
Полина Иванова
Дисциплина и тренировка
Андрей Волков
Клубиться. Тренировочный лагерь
Алексей Ширшов
Сетевое сообщество
Наталья Моисеенкова
Спортивные сборы
Вагиф Ширинов
Актуальный сюжет
Что делается с Россией? И кем?
А теперь — дискотека!..
Лев Малахитов
Провал «бархатного путча»
Эдуард Михневский
Что Украина будет делать с Россией?
Сергей Дацюк, Константин Матвиенко
Трымайся, Россия!
Наталья Багинская
Оперативное искусство
Кто создаёт вузы XXI века?
Невский Институт Языка и Культуры
Лояльность брэнду
Катерина Медведева
Управление раздуваемым хаосом
Ширхан Павлов
Может ли бизнесмен мыслить?
Лев Малахитов
Роман с деньгами со счастливым концом
Мария Син-Ше
Как мы сыграли этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.