Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Развитие. Регион. Social software / Оперативное искусство

Ночь. Развитие. На грани


Чёрный Охотник
Бюро эффективной истории
blackhunter@newsoob.ru
Версия для печати
Послать по почте

Из сырого в варёное
О том, как происходила подготовка греческого юноши к взрослой жизни — в статье из цикла «Всемирная история тренингов». Превращение из юного грека в полноправного гражданина происходило в течение зимы, по ночам, за пределами города: с помощью этого процесса греческий полис занимался освоением своего приграничья. Капитализация пространства перехода — как это было в дремучие времена…


Кто скажет, что это девочка, пускай кинет в меня камень. О. Бендер

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МАЛЬЧИКИ

Как мальчик становится мужчиной? Неужели именно так? В одном из интервью екатеринбургский поэт Александр Новиков сказал, что мужчиной можно стать только пройдя армию или места не столь отдалённые. Однако вряд ли он имел в виду, что всем поголовно нужно туда попасть для возмужания. Хотя, например, те, кто попал в армию тогда, когда были изъяты льготы для студентов, имеют о ней только самые радостные воспоминания. А если про себя, молодой человек? — спросит читатель. Отвечу: пока именно в стадии перехода. На грани. Иногда уже там, иногда ещё там: мужчина — это очень ответственное звание, статус, позиция. Оно не даётся, оно — завоёвывается. И удерживается. Как и права, о попрании которых (с прибавленным к ним словечком «гражданские») так истово любят рассуждать в современном российском обществе. Которое именно поэтому часто и называется инфантильным. Говорить за себя, а не о чём-то отвлечённом, трудно.

Бюро эффективной истории называется «Чёрным охотником» неспроста: именно так называли в Древней Греции эфебов, юношей, готовящихся стать мужчинами, воинами, отцами семейств, главами рода. То есть гражданами. Теми, кто со-держит полис, защищая его целостность. Полис, греческий город-государство, в переводе значит множество. Множество граждан, живущих в городе, огороженном пространстве. Чем же обеспечивается целостность множества? Ответ очевиден: самими гражданами. В обоих смыслах этого слова. Греческий гражданин — это аристократ, владеющий земельным капиталом, часто населённым рабами. Политика — мастерство связывания многого в целое, искусство модерирования коммуникациями и превращения болтовни, какофонии, многоголосия в симфонию оркестра-диалога. Иногда превращающейся в звуки боя: оркестр, гармония и Арес (имя бога войны) — однокоренные слова. А какая же война без полководца?

МЕЖДУ МИРАМИ

Чёрный охотник стоит на грани двух миров, ищет и находит своё место в обществе. Под покровом темноты, в одиночестве или в составе маленькой группе, на «краю света», «в чужом краю», с помощью ловкости, хитрости, сетей, ловушек, он добывает себе пищу. Ползает в зарослях, карабкается по стенам и зарослям. Разрывает зубами сырую рыбу, приправляя её драгоценной украденной солью. Вступая в конфликты с чужаками, он захватывает оружие и другую добычу. Волосы коротки — он их состриг в знак того, что перестал быть мальчиком. Его лёгкая одежда темна: днём он отсыпается, выходя на охоту ночью. Он скитается, осваивает территорию, тренируясь и мужая: так закалялась человеческая сталь в колыбели европейской культуры.

Подобный институт мы находим и в Древней Спарте, там он назывался криптией (в переводе — тайна, загадка). Её основные черты (изоляция, которой подвергаются определённные группы людей в момент созревания, жизнь в лесу и горах, убийства, жертвами которых становятся рабы-илоты) характерны для обрядов перехода и инициации в тайные общества (люди-волки и люди-пантеры) чёрной Африки.

Юноша — мужчина; нагой (или вооружённый лишь коротким кинжалом) — тяжёловооружённый; юноша, бегавший ночью в горах, — боец фаланги, сражающийся при свете дня на равнине; хитрый убийца — доблестный воин; стаи юношей — содружества совершеннолетних мужчин. Эти оппозиции были предельно живыми для древних греков, пересекаясь с такими казалось бы рафинированными бинарными категориями как сырое –варёное, хаос — порядок, дикое — устроенное.

Для адептов современной культуры такие вещи могут показаться ужасными, дичайшими, преступными и бесчеловечными. Однако в древних мирах только пройдя через своё Другое, через испытание запрещённым, через преступление грани законного и культурного можно было стать полноправным членом сообщества граждан. Такова была селяви. Прохождение тренинга чёрного охотника ещё не достаточно, чтобы стать древнегреческим мужчиной. Нужно ещё купить вооружение и стать главой семьи. Участвовать в жизни сообщества, войнах, состязаниях. И охотиться, но единственный допустимый вид охоты — это охота, соответствующая духу всадника и гоплита, псовая охота или охота с рогатиной, где охотник действует собственными силами. Ночная охота с силками, сетями, западнями отменяется. Теперь это уже не комильфо.

Но и это ещё не всё. Элита греческого общества — это полноценные мужчины, те, кто имеет право участвовать в особых коллективных трапезах. А для доступа туда нужна была клубная карта, выдаваемая за подвиги и участие в политической жизни. То есть — жизни полиса. Владеть телом и оружием недостаточно: обязательное условие — владеть и словом. И за то, чтобы познать искусство публичной коммуникации, политической речи, греки платили достаточно высокую цену философам и софистам. Затем эти знания реализовывались на агоре, городской площади, где принимались решения. Так через освоение тонких сил происходил переход от грубости «черноты» к тонкости «белой кости».

МАРГИНАЛИИ

«Человек границы», — так ещё называли чёрных охотников. Их тренинг проходил обычно в гористых и труднодоступных землях, прилегавших к границам греческих полисов, в районах охотников и пастухов, в пограничных зонах, служивших предметом постоянных конфликтов. Эти маргинальные, «сумеречные» зоны выполняли роль полигона, тренировочного лагеря для воспитания молодых воинов. И уже этим функционалом территории «на грани» или «за гранью» оправдывали свою важность для полиса. Опоясывающее город пространство — среда хаоса, необходимого любому порядку для развития. Причём этот хаос сознательно поддерживался, поскольку было понимание того, что это — чрезвычайно важный ресурс.

Бывшие подростки, испытавшие искушение хитростями, обманами, применявшимися ими в ситуации перехода, становились аристократами, человеками чести. «Чёрное» прошлое было необходимым, но не достаточным условием вступления в сообщество «белых» граждан. «Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит», — говорил один из персонажей Достоевского, очевидно ещё не возмужавший.

А как вы, уважаемый читатель, видящий и понимающий вот эти строки, проходили этап взросления? Или он ещё не наступил? А как это происходит у ваших наследников? Пришлёте свою историю для портфеля исторических кейсов «Чёрного охотника»? Ждём с нетерпением!

ПРИМЕЧАНИЕ: Попытка прямого переноса данного исторического кейса в современность чревата. Чёрный охотник — это метафора. Помните, что грибница не приживается в патроне для лампочки. Ей для роста нужна своя «культурная» среда. Каждой эпохе — своего охотника!


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Развитие. Регион. Social software
Концепт
Субъект - Или cумма влияний?
Ефим Островский
Стратегия
Направление экспансии —ввысь!
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Развитие. Регион. Social hardware
Редакция «Со-Общения»
Управление регионами — восстановление власти?
Владимир Княгинин
Актуальный сюжет
Зимнее революционное обострение
Демократия в условиях «спецоперации»: как убить государство
Рифат Шайхутдинов
2004: год Украины в мире
Михаил Кутузов
…С надеждой, что Путин ещё станет национальным героем украины…
Наталья Багинская
Что Украина будет делать с Россией?
Сергей Дацюк, Константин Матвиенко
Царь в голове или жар-птица на сковородке?
Михаил Веллер
Тактика
Кто инвестирует развитие?
Продадим ли Литву?
Реда Улинскайте
Крымская Швейцария и крымская Сицилия
Евгений Сабуров
Точки роста определяются наличием элит
Леонид Иогман
Тихоокеанская Россия
Михаил Терский, Даниил Добрынченко
Корпорации как субъект
Олег Алексеев
Оперативное искусство
Tertium non datur?
Павел Малиновский
Сеанс одновременной игры
Константин Симонов
Джокеры развития
Алексей Тупицын, Людмила Дудорова, Александр Гальчин
Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко…
Ольга Муратова
Ночь. Развитие. На грани
Чёрный Охотник
От инаугурации до инаугурации... И ничего личного!
Как мы делали этот номер…


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.