Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Развитие. Регион. Social software / Стратегия

Развитие. Регион. Social hardware


Редакция «Со-Общения»
mail@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте

Вниманию консультантов, девелоперов, трансрегиональных компаний и новых династий. А также — Федерального министерства регионального развития
Когда говорят и пишут, что там, во глубине России, царит гробовая тишина, справедливо имеют в виду неподвижность, пассивность, безвестность. Регионам предстоит избавиться от этих характеристик. Стать регионами деятельностей. Иначе… Короче, это очень нужно стране.


ЭКСПАНСИЯ. С ЧИСТОГО ЛИСТА

Начнём с ходу. Регион — это не территория. Регион — это царство. Хотя мы и привыкли, что так часто называют субъекты федерации.

Регион — это правление. В буквальном переводе с латинского. А кроме того — дворец, столица — град, соединяющий людей. И больше — властелин, собирающий советников, дружину, консулов-консультантов. Царь-батюшка… Отец республики… И просто — отец: глава семьи, начальник династии, пролагающий длинную волю рода, семейного клана.

Но подчеркнём: речь идёт не о новой регионализации или о неофеодаль-ном дроблении, а наоборот — о повышении связности российского общества на уровне провинций. И значит — о её упрочении в масштабе государства.

Понятно, что в рамках выполнения такой задачи человек, управляющий регионом — частью большой Страны — это современная версия князя, облечённого доверием верховной власти, если угодно — императора. Это чиновник, ответственный за своё правление перед Центром и подданными государства. А император, царь здесь — это метафора точки сборки. В частности — сборки внутренней: помните русскую идиому «царь в голове»? Она здесь к месту. Ведь «регион» — как уточнялось выше, это не столько территория, сколько регион деятельности — область, где осуществляются цели государства и совершаются дела государственных людей. В соответствии с их предназначением. И с теми обременениями, которые они приватизируют — берут на себя.

«Обременения — те же крылья. Они придают элитам объёмность. Совершая движение по родовым траекториям, элиты формируют рельеф антропо-сферы, удерживая вертикаль предназначения.

…Длинные воли родов прочерчивают временные меридианы и полюса. <…> Узоры времён отражаются в застывших каменных песнях — замках и кремлях, устремлённых к звёздному небу»[1].

В ходе имперской экспансии Россия прирастала территориями. Города и крепости создавались как базы, опорные точки, узлы коммуникаций, обеспечивающие экспансию, на острие которой шли княжеские дружины (средневековая аристократия), казаки Ермака, посланцы купцов Демидовых, гренадёры императора Петра, солдаты генерала Скобелева… Эти походы окончены. Направление экспансии изменилось.

НАПРАВЛЕНИЕ ЭКСПАНСИИ — ВВЫСЬ…

Regius — царский, величественный, роскошный
Regnum — царство
Regno — господствовать, властвовать, царствовать
Rego — править, управлять
Regula — линейка, норма
Regia — царский дворец, замок
Консультант — от лат. saleo — прыгать, скакать, танцевать. Consul — один из двух «заместителей» римского царя-rex’а, избиравшийся из числа Салиев («Прыгунов»), членов аристократическо-жреческой группы, своими корнями уходящей в элитный боевой отряд.

Как территория становится картой? Её взрезают границы, прочерчивая новые ландшафты. Так возникает регион, развивающийся в точках роста и набирающий силу для экспансии. Когда-то Россия и США прошли очень сходный путь территориального продвижения, но упёршись в океаны и сопредельные границы, были вынуждены разработать инновационные стратегии развития, направленные не вширь — вдоль судоходных рек, торговых путей и железнодорожных магистралей, а вверх, туда, где на смену количеству приходит качество.

Ведь американские поселенцы, отодвигая фронтир на Запад, не только искали ещё не занятые ими земли и доступные возможности новых предприятий. Они приватизировали обременение строительства обетованной земли для себя и потомков. И многим воздалось за это сторицей!

Это — пример отношения к прибыли как к плате за принятые на себя общественные обременения (такое отношение пока называют «социальной ответственностью»; думается, вскоре будет предложен более удачный концепт).

Поход на Запад — свидетельство того, что Великая Американская Мечта — это не обывательская грёза о красивом доме, стабильном счёте и розовом ка-диллаке, столь жадно обсосанная красными пропагандистами. Наоборот — это стремление людей обрести своё место свободных граждан в свободной стране. В 60-е годы, играя на этой мечте, администрация Джона Кеннеди предъявила концепцию «нового фронтира» (The New Frontier), с целью сформировать новые идеалы и новый образ Америки.

А что же Россия? «Старое расчищено, пути свободны», — писали Ефим Островский и Пётр Щедровицкий в 1997 году[2]. «С чистого листа», — под таким девизом прошла в 2005 году церемония вручения «Серебряного Лучника», перевервнувшая страницу пресловутого «пиар’а» и превратившая «Лучник» в национальную премию в области развития общественных связей. Неудивительно, что в номинации изданий и сайтов первый приз получил журнал «Со-Общение», с самого начала взявший курс именно на развитие общественных связей. Кстати, древние племена, говорившие на проторусских языках, так и развивали регионы: приходили на новое место, расчищали пространство, и осваивали его, как новый серебряный лучник.

Подобным образом действуют и современные девелоперы, строя оазисы коммуникаций — точки роста и их social hardware (инфраструктуру жития) — практически на пустом месте. А затем, развивая технологии сообщения и заселяя территорию персоналом вместе с семьями, создают ту коммуникативную среду, где жителям удобно.

IT И ГТ: ОБЩИЙ РЫНОК?

Помимо среды и инфраструктуры коммуникация нуждается и в social software — общественном программном обеспечении. Его главная цель — реализация эффективного взаимодействия участников между собой: как внутри группы, так и между группами. Здесь social software — метафора формата коммуникации. На него влияет и social hardware. Например, появление Интернета и сетей мобильной связи не только проложило каналы коммуникации там, где прежде летали только почтовые голуби, но и изменило правила и рамки поведения и деятельности людей.

Эффективность коммуникации — важная проблема современного мира. Форум, чат, живой журнал, ICQ, SMS, e-mail, слэшдот, e-mail, викки… это что — примеры повышения интенсивности и результативности сообщения людей, или же свидетельства его вырождения? Спам (сетевое бла-бла-бла) — это проблема не только он-лайновой коммуникации, но и офф-лайновой. С одной стороны, мы живём в условиях жёсткого цейтнота, нехватки времени, а с другой — на нас обрушивают невыносимо много слов. Меж тем, сообщение остаётся жизненной необходимостью. Как быть? Возможное решение — развивать качество и содержание коммуникации, «повышать её градус».

Это и есть одно из полей деятельности гуманитарных технологов: организация, форматирование коммуникаций и их организация, управление ими. А региональное развитие — это, в том числе, развитие коммуникации в регионах территориальных и в регионах деятельности. Создание оазисов коммуникации, собирающих людей, ресурсы, энергии вокруг точек роста. Наглядные примеры: мятежный украинский Майдан. Или легендарный русский город Мышкин, превратившийся из Золушки в Принцессу стараниями автора нашего журнала — профессора МАРХИ Вячеслава Глазычева[3].

Однако период перехода — кризис — очень непрост. Да, он чреват новыми возможностями. Но чтобы явится в мир, им нужна помощь повитухи-трансляции. Ведь коммуникация крепится вокруг того, что транслируется. Поэтому в деле социальной мобилизации[4] человеческих сообществ и приведения их в движение нужна поддержка эфира, печатных медиа и «звёздных» фабрик. Но мало надеяться только на их поддержку: начинать надо с себя.

Делать новое, говорить о новом и по-новому всегда тяжело и немного ненатурально, вернее непривычно. Но в этом деле есть и бонусы — преодоление, восторг побед и открытий.

ПРОЕКТЫ В ДВИЖЕНИИ. ТУРБОКАПИТАЛИЗМ

Наша эпоха — это время мобильных команд. Эра коммуникаций, сетей сообщения, собирания и разбирания. Эра турбулентного разума, как называет её французский философ Гастон Башляр.

Развитие созданных в прошлом веке фабрик мысли, решающих задачи интеллектуального обеспечения интересов элитарных групп, вывело на сцену мыслетанки нового поколения — бутики мысли. Это подвижные точки сборки социальных сценаристов, проектировщиков, консультантов, экспертов, заказчиков. В этой отрасли хорошие шансы на лидерство имеют наиболее подвижные центры производства идей, прогнозов, советов, курсирующие по сетевым сообществам, подобно купцам минувших времён. Вместо сундуков у них ноутбуки, вместо пряностей и тканей — сценарии и решения.

Статичные фабрики мысли стареют, не поспевая за переменами. Они напоминают аксакалов из фильма «Белое солнце пустыни». Близкий взрыв может сорвать с их голов чалмы, но ни единый мускул на лицах не дрог-нет… Они безусловно заняты чем-то важным, но обязательно не связанным с актуальными требованиями и заказами этой минуты. Не менее странен и консультант-одиночка, подобный хитроумному пехотинцу Сухову; он, тем не менее, уступит по всем статьям небольшому конному отряду. Ибо современная мысль и её стоимость рождаются на острие коммуникативной турбулентности.

Делать новое, говорить о новом и по-новому всегда тяжело и немного ненатурально, вернее непривычно. Но в этом деле есть и бонусы — преодоление, восторг побед и открытий

Слово «собрать» обычно указывает на сбор в одном времени и месте. Но если говорить о региональном развитии, то экстенсивное расширение, прирост и частные улучшения интересуют нас куда меньше, чем интенсивное движение. Но кто станет его живым мотором, обеспечив энергетическим, организационным, кадровым ресурсом? Да, возможно, это проектные и исследовательские центры и группы стратегирования, действующие сегодня на Северо-Западе, в Приволжье и Сибири, на Урале, Юге и Дальнем Востоке. Но достаточно ли их? И кто сказал, что уже все подобные структуры находятся в поле зрения тех, кто отвечает за региональное развитие? Призыва «выйти из тени» тут мало. Нужен организованный поиск, отбор, методическая подготовка и конкурсы кадров.

Не даром говорят, что новое — это хорошо забытое старое. Припомним, что советники (консультанты) — это далеко не только те, кто собирается на совет или берётся советовать. Это не столько штатные или временно нанятые подсказчики решений или организаторы коммуникации, но и наставники потомков аристократических родов, члены княжеских дружин и телохранители римских царей — rex’ов[5] (имя которых имеет один корень с глаголом rego — править, делать — от которого произошло понятие «регион»).

Лёд тронулся! Под таким девизом вышел номер «Со-Общения» год назад. Похоже — действительно тронулся. И год 2005 — первый год существования Министерства регионального развития — вполне может стать временем, когда к стандартным функциям института исполнительной власти оно может добавить задачи, цели и возможности, выводящие его за пределы бюрократического контура. И делающие одним из субъектов качественного прорыва в развитии российских регионов — одного из главных условий скачка в развитии страны.


[1] См. редакционную статью в «Со-Общении» № 11, 2004.

[2] Манифест «Орёл расправляет крылья».

[3] См. статью Вячеслава Глазычева «Регион. Инвестиции. Капитал», «Со-Общение», № 11, 2004.

[4] См. статью Виктора Осипова «Из замкнутого круга выживания», «Со-Общение» № 1, 2003.

[5] См. редакционную статью № 3, 2004, а также статью Руфины Копыловой «Есть такая миссия — советы давать» в том же номере.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Развитие. Регион. Social software
Концепт
Субъект - Или cумма влияний?
Ефим Островский
Стратегия
Направление экспансии —ввысь!
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Развитие. Регион. Social hardware
Редакция «Со-Общения»
Управление регионами — восстановление власти?
Владимир Княгинин
Актуальный сюжет
Зимнее революционное обострение
Демократия в условиях «спецоперации»: как убить государство
Рифат Шайхутдинов
2004: год Украины в мире
Михаил Кутузов
…С надеждой, что Путин ещё станет национальным героем украины…
Наталья Багинская
Что Украина будет делать с Россией?
Сергей Дацюк, Константин Матвиенко
Царь в голове или жар-птица на сковородке?
Михаил Веллер
Тактика
Кто инвестирует развитие?
Продадим ли Литву?
Реда Улинскайте
Крымская Швейцария и крымская Сицилия
Евгений Сабуров
Точки роста определяются наличием элит
Леонид Иогман
Тихоокеанская Россия
Михаил Терский, Даниил Добрынченко
Корпорации как субъект
Олег Алексеев
Оперативное искусство
Tertium non datur?
Павел Малиновский
Сеанс одновременной игры
Константин Симонов
Джокеры развития
Алексей Тупицын, Людмила Дудорова, Александр Гальчин
Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко…
Ольга Муратова
Ночь. Развитие. На грани
Чёрный Охотник
От инаугурации до инаугурации... И ничего личного!
Как мы делали этот номер…


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.