Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Развитие. Регион. Social software / Тактика

Корпорации как субъект


Олег Алексеев
Заместитель генерального директора ЗАО «РЕНОВА» по корпоративной политике
oleg_alekseev@inbox.ru
Версия для печати
Послать по почте

Регионального развития
В силу базового процесса, формирующего современный российский капитализм — приватизации, — все крупнейшие российские компании имеют ярко выраженный территориальный акцент. Буквально это означает, что субъекты федераци и, на территории которых располагаются их основные активы, являются источником развития других бизнесов этих корпораций.


Сегодня редко можно встретить случаи, когда крупные компании вдруг начинают завоёвывать новые территории: слишком велики административные издержки такой политики. Не каждый может себе их позволить. В каком-то смысле использование укоренённости корпораций на определённой территории можно отнести к инструментам снижения институциональных рисков. Понятное дело, что если корпорация знает, что местная администрация рассматривает её в качестве субъекта развития территории в целом и постоянно предлагает ей соответствующие проекты, то разумно поучаствовать в самом процессе выработки региональной стратегии, начать диалог между всеми заинтересованными сторонами территориального развития.

Алексеев Олег Борисович. С 1993 по 1999 гг. — президент консультационной фирмы «ИМС». В 2000 - 2002 гг. — первый заместитель директора Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа, с 2002 г. возглавил «ЦСИ ПФО». В 1998 - 1999 гг. руководил группой экспертов Совета по местному самоуправлению РФ при Президенте РФ. Автор более 100 публикаций по местному самоуправлению, региональному развитию, социальной политике и управлению.

В оценке каких ресурсов территории прежде всего заинтересованы корпорации? Если это сырьевая корпорация — то сырьевых, если же у неё другая направленность деятельности, то трудовых. В отдельных случаях важна и демографическая составляющая, потому что она указывает на ёмкость внутреннего рынка региона. Например, «РЕНОВА» работает как в республике Коми, так и в Свердловской области, однако по ёмкости внутреннего потребления Свердловская область значительно превосходит Коми. Вот в этой точке мы впервые подходим к теме регионального развития. Почему потенциал одной области выше другой? Потому что Свердловская область является центром исторически сложившегося Уральского региона. Всё, что происходит в области и в её столице Екатеринбурге, оказывает самое серьёзное влияние на Тюменскую, Курганскую, Пермскую области. Именно поэтому встает задача выхода на такие понятия, которые бы позволяли корпорации строить свою деятельность, во всяком случае, осуществлять стратегическое планирование поверх административных границ. На сегодняшний день уже целый ряд наших бизнесов развивается в такой региональной рамке.

С какими проблемами сталкивается корпорация, переходя к региональной стратегии? Прежде всего, это установление партнёрских отношений в согласованном региональном планировании со своими коллегами по бизнесу из других компаний. Мы часто видим, как портятся отношениямежду компаниями в борьбе за административный ресурс, право быть наиболее близко к власти и оказывать влияние на принимаемые решения. Сколько копий было сломано в разных выборных компаний корпорациями? Однако результат даже в среднесрочной перспективе почти не оправдывал сделанных вложений, потому что реализация многих проектов блокировалась другими компаниями. Во всяком случае, необходимая для развития всего региона синергия так и оставалась заоблачной мечтой.

Но времена меняются, и борьба за административный ресурс территории перестаёт быть определяющей в роли и месте компании в региональных процессах. На мой взгляд, на первый план выходит необходимость консолидации компаний на территории. Поэтому для бизнеса сегодня определяющим является темп смены площадки консолидации с административной на иную. На какую же?

По моему мнению, наиболее валентной как к организационной структуре, так и ресурсам регионального развития является образовательная площадка. Для нашей компании из этого утверждения следует два вывода. Первый вывод по Свердловской области. Мы уверены, что начатые в области не без нашего участия (скажем скромно) проекты большого евразийского государственного университета являются центральными в определении граничных показателей регионального развития Уральского региона. Во всяком случае, послевоенное развитие Урала напрямую было связано с созданием возможной образовательно-научной инфраструктуры. Слава богу, на Урале остались люди, которые не только это помнят, но и принимали в этом непосредственное участие. В этом университете мы видим лакмусовую бумажку и катализатор регионального развития Урала. Сам проект предполагает объединение на новой территориальной и организационно-правовой площадке наиболее продвинутых екатеринбургских высших учебных заведений. Для нас этот проект напрямую связан с технологическим и профессиональным развитием наших промышленных активов, развитием транспортного узла в Екатеринбурге и созданием на его основе современного ХАБа, реализацией проектов по городской модернизации.

В районе Новорижского шоссе, недалеко от МКАД, появится первый в России частный город. За пять лет возвести 2,7 миллиона квадратных метров элитного жилья и полный комплекс инфраструктуры, включая бизнес-центры, магазины, образовательные и развлекательные учреждения планирует компания «Нафта-Москва». Скупать земли по Новорижскому шоссе структуры компании начали около полутора лет назад. Сейчас ей принадлежит примерно 430 га в пойме Москвы-реки в районе деревень Архангельское, Гольево и Захарково. Стоимость проекта оценивается в 3 миллиарда долларов. Пока финансирование происходит за счёт собственных средств компании, однако «Нафта» ведёт переговоры с потенциальными соинвесторами.

Новости гуманитарных технологий

Очень важным для нас является проект регионального развития, который мы строим, отталкиваясь от территориальных ресурсов Иркутской области. На сегодняшний день здесь действуют 8 из первой полусотни крупнейших российских компаний, но до этого времени отношения между ними нельзя было назвать дружескими.

Этим умело пользовалась местная администрация, сталкивая компании и решая таким образом свои задачи. В Иркутске местная администрация уже не является, в отличие от администрации Свердловской области, местом консолидации (в решении вопросов регионального развития), поэтому в Иркутске мы были вынуждены с самого начала искать новую площадку.

Ею могли быть партийно-политические площадки, законодательные органы, однако мы выбрали образовательную площадку. Наше решение оказалось близким и понятным нашим коллегам по бизнесу. Мы договорились о том, что мы интенсифицируем спонсорскую поддержку разного рода конференций и семинаров, посвящённых как темам корпоративного развития, так и регионального.

Я очень рассчитываю, что наше сотрудничество сможет за короткий промежуток времени повысить общий управленческий уровень и управленческую культуру в регионе, расширит границы влияния Иркутской области на весь Байкальский регион, снизит ревность и непродуктивную конкуренцию между органами госвласти и местного самоуправления, а также заложит основу для развития новых мощных производственных ресурсов, таких как Ковыктинское газовое месторождение.

Чем же хороши образовательные площадки для регионального развития? Тем, что они по своей сути и истории являются прототипами корпораций. Кто не знает про университетские средневековые корпорации? В большинстве регионов руководители бизнеса, органов госвласти и местного самоуправления и деятели культуры являются выпускниками нескольких крупных университетов в своем регионе, пронося через всю жизнь университетские связи.

Это первое место, где формируются институты доверия, так необходимые для ведения бизнеса.

Во-вторых, в силу нашей традиции у выпускников сохраняется уважительное отношение к своим профессорам-наставникам.

Выпускники поддерживают свою alma mater, активно взаимодействуют со своими преподавателями, а те сохраняют возможность к организации коммуникации между своими выпускниками.

И в-третьих, образовательные площадки (как никакие другие) реагируют на потребности рынка труда и одновременно становятся источником пополнения руководящих кадров как для органов власти, так и для бизнеса. Если принять во внимание, что в основе любых процессов развития лежит коммуникация, что без неё нет ни проектов, ни программ, ни стратегии, образовательный процесс по принципу не иерархичен, то именно образовательные площадки в наибольшей степени подходят для запуска любых процессов развития, в том числе и региональных.

Таким образом, корпорации являются одним из субъектов регионального развития, а также все те, кто строит свою деятельность экстерриториально.

Местные власти не являются субъектом такого развития, потому что рассматривают свою деятельность в пределах одной территории, а чтобы стать субъектом регионального развития, надо смотреть на мир с экстерриториальной позиции, в том числе и с политической (которая не может быть иной по своей сути). Субъектом также могут быть политические партии, разного рода международные институты и общественные организации. В том числе и крупные университеты.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Развитие. Регион. Social software
Концепт
Субъект - Или cумма влияний?
Ефим Островский
Стратегия
Направление экспансии —ввысь!
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Развитие. Регион. Social hardware
Редакция «Со-Общения»
Управление регионами — восстановление власти?
Владимир Княгинин
Актуальный сюжет
Зимнее революционное обострение
Демократия в условиях «спецоперации»: как убить государство
Рифат Шайхутдинов
2004: год Украины в мире
Михаил Кутузов
…С надеждой, что Путин ещё станет национальным героем украины…
Наталья Багинская
Что Украина будет делать с Россией?
Сергей Дацюк, Константин Матвиенко
Царь в голове или жар-птица на сковородке?
Михаил Веллер
Тактика
Кто инвестирует развитие?
Продадим ли Литву?
Реда Улинскайте
Крымская Швейцария и крымская Сицилия
Евгений Сабуров
Точки роста определяются наличием элит
Леонид Иогман
Тихоокеанская Россия
Михаил Терский, Даниил Добрынченко
Корпорации как субъект
Олег Алексеев
Оперативное искусство
Tertium non datur?
Павел Малиновский
Сеанс одновременной игры
Константин Симонов
Джокеры развития
Алексей Тупицын, Людмила Дудорова, Александр Гальчин
Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко…
Ольга Муратова
Ночь. Развитие. На грани
Чёрный Охотник
От инаугурации до инаугурации... И ничего личного!
Как мы делали этот номер…


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.