Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2005/2/3/4


Тихоокеанская Россия

В поисках форм интеграции
Все мировые экономики, включая Соединенные Штаты Америки и европейские страны, уже решили задачу входа на китайский рынок. Было просчитано, что налаженные отношения с Китаем как «мировой фабрикой» могут обеспечить любой стране существенные экономические преимущества в XXI веке. Россия отстать не могла. В тот период времени она, как и другие государства, подхватила «китайскую лихорадку».

БЕСШОВНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

На границе между Россией и Китаем до последнего времени существовало два узловых пункта сухопутной торговли: Забайкальск — Манчжурия (600 км от Читы) и Гродеково — Суйфэньхэ (200 км от Владивостока). Через эти два направления проходило 95% всей приграничной торговли.

К началу второго тысячелетия грузооборот через пограничные пункты пропуска резко сократился: Россия в тот период не могла предоставить Китаю затребованную им товарную массу в связи с собственными проблемами по объемам добычи нефти, со спадом в производстве лесной продукции.

Именно в этот период у российской стороны и сформировалась потребность в новой системе, позволяющей сохранить конкурентные позиции транспортного пути.

Терский Михаил Васильевич. Кандидат философских наук, доктор экономических наук, профессор. Автор и идеолог концепции создания региона «Тихоокеанская Россия». Руководитель ряда стратегических разработок и комплексных работ в области морского транспорта, рыбного сектора экономики, приграничного сотрудничества, финансовых услуг, пространственного проектирования. Директор «Тихоокеанского Центра Стратегических разработок».

Добрынченко Даниил Владимирович.
Методолог.
Руководитель ряда проектов по стратегическому позиционированию, организационному строительству, кадровому менеджменту, корпоративному предпринимательству, проектным формам и принципам организации, образовательным технологиям, созданию инфраструктур проектного консалтинга. Директор проектно-консалтинговой группы «Образ Будущего». Эксперт «Тихоокеанского Центра Стратегических Разработок».

Выход Россия нашла в «бесшовной интеграции», которая возможна между соседями.

Так был придуман уникальный масштабный проект «Пограничный — Суйфэньхэ».

Предпосылкой к нему стал проект «социокультурной интеграции», который осуществлялся между странами-соседями в конце XX века.

Для того, чтобы увеличить объёмы внешнеторгового оборота и обеспечить поддержку своим устаревшим производствам, Китай целенаправленно проводил стратегию культурной интеграции на границе с Россией.

Тем самым Китайская Народная Республика последовательно добивалась свободного пропуска жителей приграничных районов через российско-китайскую границу.

Российская Федерация, в свою очередь, тоже поддержала эти намерения и дала добро на безвизовый въезд китайцев туристическими группами.

Это позволило китайской стороне резко увеличить объём поставок товарной продукции на российский рынок, активно используя известную схему челночного бизнеса.

Спустя какое-то время выяснилось, что контролировать передвижения китайских челноков по российской территории становится практически невозможно. Они растворяются, уходя с территории Приморского края по Транссибирской магистрали в Сибирь и дальше по России.

Обилие китайских товаров на Дальнем Востоке стало угрожать экономике приграничных районов. Кроме того, назрела необходимость в укреплении безопасности приграничных территорий.

Для того, чтобы сохранить конкурентные позиции транспортного пути, повысить уровень контроля передвижения по стране иностранных граждан и обеспечить приграничную безопасность, была предложена схема «бесшовной интеграции».

Идея состо ит в том, чтобы границу между двумя государствами отнести в глубь территорий Китая и России и создать в этом бесшовном пространстве зону совместной юрисдикции России и Китая — приграничный торгово-экономический комплекс «Пограничный — Суйфэньхэ».

Впервые этот масштабный российско-китайский проект был представлен на выставке инвестиционных проектов в рамках форума АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества — APEC), проходившего в сентябре 2002 года во Владивостоке.

Его заметили и запомнили, оценив масштаб задуманного на Дальнем Востоке и открывающиеся в связи с его реализацией перспективы.

Российская идея начала работать, появились участники-инвесторы. С российской стороны это ЗАО «Информационно-аналитическое агентство «Приморье». С китайской — строительная компания «Шанхай Шимао».

С обеих сторон границы под комплекс были выделены земли. Теперь здесь в ближайшие 5-7 лет появится достаточно крупный торговый город.

ОБЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО

Приграничный торгово-экономический комплекс (ПТЭК) придаст приграничной торговле между Россией и Китаем и двусторонним связям более цивилизованный характер. Попасть на территорию приграничного торгово-экономического комплекса можно будет без визы, через контрольные пограничные пункты пропуска. Человек, находясь в этом пространстве, сможет свободно совершать сделки, перемещаться из одного правового пространства в другое без получения на это соответствующего разрешения.

Но перемещается не только и не столько человек, перемещается экономический ресурс: производство, товары, деньги. Внутри создаваемой территории снимаются все ограничения на мобильность.

На территории ПТЭК планируется изучать культуру и достижения медицины КНР, организовать совместные банки, создать условия для совместного отдыха, гостиницы, аквапарки и пр. Отрабатывать схемы внедрения инновационных технологий, создавать производства, в том числе фармацевтические, с использованием дикоросов и других даров тайги и моря, которые сейчас попросту варварски истребляются браконьерами обеих стран.

Организаторы рассчитывают на то, что многие российские и китайские компании будут заинтересованы разместить в комплексе постоянные экспозиции своей продукции.

Существует ли мировой опыт подобных проектов?

Да. Такой проект был сформулирован в 50-х годах двадцатого века и назывался он «Создание общеевропейского рынка». Общеевропейский рынок в том виде, в котором он сейчас складывается, — это и есть результат реализации того проекта. Проекта создания общего социально-экономического пространства жизни людей из разных стран, где снимаются все ограничения на мобильность ресурсов. Европейский общий рынок создавался в течение сорока с лишним лет.

Здесь же, на Дальнем Востоке России, в рекордные сроки создаётся общий рынок между двумя государствами в миниатюре. То есть перед нами уникальный миниатюрный общий рынок, где каждая из сторон полностью сохраняет свой правовой, политический и экономический суверенитет.

Когда вы входите на этот рынок, ваш суверенитет сохраняется, но он попросту никого не интересует, ведь вы добровольно входите в зону совместной деятельности с общими нормами и правилами. По существу, речь идёт о своеобразной модели общего рынка для стран АТР, который может здесь быть реализован как пилотный проект.

НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ИГРЫ

Сложность и уникальность проекта ПТЭК состоит в его полной правовой неопределённости. Первые четыре года работы ушли на то, чтобы соединить кусок российской территории с китайской. Притом, что в отсутствие правовых нормативных документов по данному проекту он мог быть остановлен в любой момент.

Это уникальный опыт использования в проектном управлении политической риторики высшего руководства страны

Что же поддерживало проект как целостный? Основой этого проекта была политическая воля. Следует подчеркнуть, что ссылка шла не на нормативную базу, а на политические заявления высшего должностного лица России.

Британский телеканал Chanel4 предлагает своим зрителям определить самое некрасивое архитектурное сооружение страны. Это здание будет разрушено осенью 2005 года, а на его месте возведут новое, которое, как предполагается, будет соответствовать эстетическим представлениям британцев. Каролина Росс Пири, продюсер Chanel4, отметила: «Реставрация — это забота о сохранении прошлого, а разрушение — беспокойство о будущем». О процессе разрушения и начале строительства нового здания будет снята четырехсерийная телепередача.

Министр обороны Иванов готов использовать находящиеся в его подчинении железнодорожные войска для возобновления строительства БАМа. На это предполагается пустить деньги Стабфонда, поскольку средства на подобный проект в гособоронзаказе на 2005 год отсутствуют. Речь идёт об использовании рузвельтовской модели выхода из экономического кризиса 1930-х годов, когда в ходе «Великой депрессии» создание транспортной сети в США активно осуществлялось на бюджетные деньги.

Франция создаёт Агентство промышленной инновации. Источником финансирования его деятельности станут доходы от приватизации госпредприятий. К 2007 году на нужды агентства будет выделено два миллиарда евро. Главной задачей нового ведомства президент Франции назвал «поддержку секторов будущего», которые позволят французской промышленности занять «наступательную позицию для завоевания завтрашних рынков». Агентство промышленной инновации будет кредитовать такие программы, как телекоммуникации, создание «чистого автомобиля», сокращение выбросов угарного газа в атмосферу.

Чётко прописанные и правильным образом поданные инновационные проекты будут являться стимулом для частного бизнеса вкладывать средства в развитие инновационной сферы в России, считает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. По мнению министра, государство должно участвовать наравне с бизнес-сообществом в первую очередь на первоначальных стадиях инновационных разработок.

Хиллари Клинтон возглавила список возможных претендентов на пост президента США. За бывшую первую леди, которая является сенатором от штата Нью-Йорк, готовы проголосовать 40 процентов сторонников Демократической партии. У политиков-республиканцев лидером является экс-мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани. За него высказались 34 процента опрошенных сторонников Республиканской партии.

ИА Новости гуманитарных технологий

И это тоже уникальный опыт использования в проектном управлении политической риторики высшего руководства страны.

Сейчас позиция федерального правительства очень выгодна для реализаторов проекта. Оно говорит: «У вас рядом колоссальный рынок. Воспользуйтесь своей географической близостью к этому рынку. Зайдите на него. Обустройте его для себя и для кого-то ещё. Получите всё возможное из этой ситуации». Ключевым моментом при создании приграничного торгово-экономического комплекса является то, что впервые удалось выстроить схему, в которой при неравных инвестиционных вкладах оказывается равным вес управленческого решения обеих сторон. В условиях несоразмерности инвестиций — соразмерность управленческого решения.

И это уникальная ситуация, когда от сторон требуется выработать новый механизм выстраивания коммуникации. Встаёт необходимость решать определённый круг вопросов, идя по логике поиска консенсуса, но без процедуры голосования.

Здесь голосование не может быть использовано как инструмент. В течение этих лет происходит наработка нового опыта коммуникационного взаимодействия людей с разной культурой, step by step. То есть участники проекта всё это время сами создаюти правила взаимоотношений, и правовые условия своего поведения.

Перед нами комплексный проект, который не просто решает все традиционные аспекты инвестиционного проекта — окупаемость, прибыльность, а ещё и является проектом, где формируется новый социальный капитал. Наиглавнейшая ценность проекта в том, что создаётся новое социальное, коммуникационное пространство.

ПРОСТРАНСТВО НОВЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Главная тактическая задача проекта на сегодняшний день — наработка инструментов управления этим пространством. Внешне ПТЭК похож на создание свободной экономической зоны. Однако что происходит в свободной экономической зоне? В любой зоне сохраняется правовой режим страны, где она находится, и там не нужно создавать новое социальное пространство. Там просто происходит модификация позиций: вводятся некие ограничения на контрольно-нормативное регулирование деятельности, снижаются налоги, но в принципе там ничего не меняется. И вопроса, кто управляет зоной, ни у кого не возникает. Ей управляет национальное государство.

А что происходит в пространстве «бесшовной интеграции»? Кто управляет такой «общей»территорией? Это совместная администрация? Либо это равные администрации? Кто отвечает за внутреннюю безопасность этого пространства?

Уже сейчас понятно, что этот проект полностью соответствует задачам увеличения не только государственной безопасности для обеих сторон, но и личной безопасности граждан.

Над китайцами, которые торговали до сих пор на нашей стороне, угроза насильственных действий висела постоянно. Случалось, что грабили автобусы, убивали торговцев (как российских, так и китайских).

С возникновением приграничного торгово-экономического комплекса задача безопасности решается. Снимаются опасения силовых структур по поводу возможных угроз. Происходит «безопасная интеграция», при которой негативные последствия открытия границ сводятся к минимуму.

Проект также приведёт к тому, что поменяется режим охраны российско-китайской границы.

Президентом дана команда перейти от системы войсковой охраны китайской границы к системе оперативно-поисковой. Это означает, что на следующем этапе системы инженерных сооружений между Россией и Китаем будут убираться. Другими словами, забор между нашими государствами будет разрушен. На его месте возникнет российско-китайский город.

Это будет первым шагом России на северо-восток Китая и Китая на российский Дальний Восток. Опыт совместного проживания российских и китайских граждан накоплен колоссальный. Классические варианты — это Харбин, Далянь, Порт-Артур.

За китайцами уже закрепился имидж невероятно толерантной нации, которая умеет жить с другими нациями вне конфликта.

Организаторы проекта «бесшовной интеграции» уверены, что в приграничном торгово-экономическом комплексе «Пограничный — Суйфэньхэ» будет впервые воспроизведен вариант неконфликтного, многонационального социального города, учитывающий интересы наших стран.

Дата публикации: 09:52 | 17.03


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.