Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2005/12/4/5


«Дурь». Цель рождает средства

Порой — направленные против её достижения…

Нехитрый перевод со сленгового английского junk — «Дурь» — дал название русскому изданию книги Мелвина Бёрджеса, недавно сошедшей с печатных прессов «УльтраКультуры». Видимо, после визитов Наркоконтроля и мощного паблисити с этим связанного, «УльтраКультура» решила выйти на новый рынок. Традиционно издательство работало с т.н. «интеллектуальной» литературой, но Мелвин Берджес рекомендуется на обложке «как самый скандальный автор романов для тинэйджеров». Что же это за книга? И зачем она переведена на русский язык?

Мелвин Бёрджес, «Дурь»,

М.:2005, «УльтраКультура

Именно тинэйджеры из неблагополучных семей являются главными героями этого повествования. Книга в увлекательной для трудных подростков форме со смаком раскрывает опасные темы. «Бёрджес разрушает стереотип сюсюкающей тинейджерской прозы и пишет о детской бездомности, подростковом сексе, юношеской наркомании и тинейджерской жестокости», — кричит анонс, вынесенный на обложку.

За эти самые подвиги тут же на обложке неназванный критик назвал Мелвина Бёрджеса, не много не мало, «Диккенсом будущего». Но, на самом деле, его проза скорее напоминает Берроуза перелицованного и ушитого на подростков настоящего, плюс — стилизованная анархическая прострочка, для «индепендентного» красного перца…

Сон разума

На обложке (которая составляет отдельное произведение) специальная пометка — «Хранить в недоступном для родителей месте» — звучит как приглашение для Наркоконтроля и других агентств, страждущих вместе с «УльтраКультурой» «отпиарить» друг дружку. В устах передовых бойцов Наркоконтроля реклама ведомства окрашивается в совковые тона: «Эй! Чё это у тя в ухе? Серёжка? Шарфик с канабисом? А ну снимай!» — Наркоконтроль как бы наносит первый удар.

А «УльтраКультура», изогнувшись как Джеки Чан в «Доспехах Бога», подобно Капабланке, просчитав все будущие ходы и выходы, свои и противника, для проникновения на ТВ как завзятый медиа-айкидошник использует (о ужас!) силу имени самого Наркоконтроля. «На издательство объявлена травля! Гонения! Где же, господа, хвалёная свобода слова!».

И вот уже несколько минут драгоценного эфирного времени в кармане (стоимость которых, кстати, возможно, близка к оборотам издательства).

Вот так с помощью скандализации и достигается нужный медийный эффект — Наркоконтроль работает, «УльтраКультура» распродаёт тиражи. Таким образом, дорогие читатели, скелет симбиоза понятен, особенно интересно, что столь плодотворный союз случился как бы сам собой, случайно.

Медиа-пространство порождает самых неожиданных химер: Наркоконтроль и УльтраКультура — кто бы мог подумать?!

Дурилка катронная теперь и электронная

Телевидение в отношении эффективной пропаганды против наркотиков после нескольких лет словесных блужданий в передаче «Сумерки» впало в «Кому». Сами названия этих передач и атмосфера, которую они нагнетают, рассчитаны не на лечение больных людей, а на артикулирование разных комических неврозов на эту тему. Огромные средства брошены на мифологизирование и демонизирование наркомании. СМИ с перерывами на пивную рекламу кричат: «Наркотики это смерть!», — что нагнетает агрессивное отношение к любым явлениям, связанным с проблемой и инспирирует «охоту на ведьм», в которой истерия становится «путеводной нитью» и «истиной в последней инстанции». Эта «стихийно наэлектризованная» тема привлекает всевозможных спекулянтов, в том числе, и в писательской среде.

Очевидно, что те, кому доверена эта «борьба», многого в ней недопонимают. В частности, того, что проблема медийного противостояния наркотической угрозе и наметившийся кризис могут быть решены только с помощью непредвзятого анализа мировых опытов и привлечения специалистов, изнутри знакомых с темой, а не путём истеричной «раскрутки» моралистов-фанатиков, спекулянтов-радикалов и обколотых асоциальных «лигалайзеров», поднимающих народ на «Даёшь!». Но пока всё происходит именно так! Потому-то это поле на данный момент не охвачено ни одной вразумительной технологией.

Если роман «Дурь» чего-нибудь и стоит, то только потому, что раскрывает основные штампованные романтические наркотические тренды для подростков. Дома всё плохо, мальчик с девочкой, ограбив родителей, run away и встречаются с кучей «взрослых» проблем и наркотиками — это «типа, круто». Ну, потом всё, конечно, непросто и тяжело — «взрослая жизнь»… Но ведь за неё и боролись! Значит всё равно — «круто». Плюс на плюс...

Разбор полётов или некоторые аспекты шоу-бизнеса

Мелвин Бёрджес родился в 1954. Писать начал в середине семидесятых, но его первая книга — «Крик волка» — была опубликована только в 1990. Сразу после выхода первого романа Бёрджес был оценен как «лучший английский писатель современной детской литературы» — опять таки цитата с обложки. Теперь этот статус, видимо, навсегда в прошлом, да и тираж русского перевода в «УльтраКультуре» — 3000 экземпляров — заставляет сомневаться в справедливости этого мнения.

Бёрджис — великолепный, выпуклый экземпляр «автора УльтраКультура». Если такой роман и мог выйти в России, то только усилиями этого продвинутого издательства. Если рассмотреть стратегию «Ультра-Культуры» в рыночных терминах — без «идеологических соплей» — то она демонстрирует конкретную коммерческую успешность. «УльтраКультура» заняла нишу традиционно много читающей левой и неформальной молодежи. Издательству уже тесно в этих рамках. Бизнесу необходим рост и захват новых рынков. Но «Ультра-Культура» верна своим старым читателям и даже на рынок детской литературы выходит с Хаким-Беем и Мелвином Бёрджисом на перевес. Это такой и правильный, и стратегический выбор, компромисс. Вскоре, развивая рынок, можно будет продавать муляжи взрывных устройств, и тогда пособия по их изготовлению, уже давно пылящиеся на полках УльтраКультуры, пойдут лучше. И жить станет веселее.

Детские погремушки из гранат и тротиловых шашек — стильный молодёжно-революционный подарок для внуков, а если ввести моду греметь в них на митингах — о-о-о!!! А там может быть и …!!! … А если не получится — …!!!..., — то можно прикинуться «отвязным рубаха-парнем в футболке Че Гевары и «косяком» в зубах» и продавать, детишкам советы устами Бёрджисов, как «правильно» убегать из дома. «Потребуется: бельё и другие личные штучки. Непромокаемая куртка. Спальный мешок. Ручка и бумага. Деньги. Банковская карточка отца с кодом. Мозги».

Симптоматично, что «мозги» — последние в этом списке, а про банковскую карточку отца и коде для неё психоаналитики многое могли бы рассказать. Заканчивается этот бурлеск и вовсе рекламным слоганом в духе «Земля крестьянам! Фабрики рабочим!» — «Закажи билет на поезд с помощью Visa-card своего отца. Бери деньги и беги»!!! А в исполненном трудностей и тревог путешествии к неизбежной паранойе, конечно же, читай «УльтраКультуру», — хочется добавить от себя.

Дата публикации: 04:49 | 01.01


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.