Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Современное искусство. Искусство современности / Оперативный простор

Бумажный кирпич


Эдуард Михневский
Версия для печати
Послать по почте

В руках буйного пролетария умственного труда

Рецензировать эту книгу было не обязательно. Книги, задача которых — учинить скромных размеров скандальчик, чтобы компенсировать неудовлетворённое честолюбие автора, обычно не рецензируются. Но мы это сделали. Почему? А потому, что речь в ней идёт о людях, работающих в отрасли, стоящей в центре внимания нашего журнала.



Политолог, Александр Проханов,

УльтраКультура, М.:2005

Соловей генштаба

Когда у писателя есть прозвище, это о многом говорит.

Вообще, клички — это важные атрибуты сообществ, членам которых мало имён, а нужно ещё нечто, способное лучше отразить их сущность.

Живёт, например, на Первой Переяславке хулиган Валера Кириллов. А толку-то? Ну, Валера, ну Кириллов… Кому и что это говорит? Ничего и никому. Но всей округе (включая пацанов с Большой Марьинской) много говорит другое: этот биток известен им как Валера Бешеный. А когда с ним Орёл (Толик Орлов) и Груз (Миша Рамишвили), у которого в кармане есть не большая, но многим достаточная базарная гирька — тада ваще… А Бешеный Валера потому, что по любому поводу хватает ближайший кирпич и бьёт, бьёт, бьёт.

Так вот, когда люди слышат, что он Бешеный, они быстро и о многом догадываются.

Это всё к тому, имя и фамилия Александр Проханов — это не более чем просто имя и фамилия. Пусть даже и писателя. А вот когда о писателе говорят, что он — Соловей Генштаба, то в ушах читателей звучит уже совсем другая песня.

Соловьём Проханова прозвали за тексты об афганской войне, написанные языком, каким пишут оды благородным победителям. За тексты, прославляющие ту войну, причём изданные в то время, когда большинство изданий не уставали критиковать эту кровавую операцию как «позорную агрессию», «ненужную бойню» или «трагическую ошибку». Проханов же писал о войне как о правильной, справедливой, необходимой и героической. В своей оценке он шёл вразрез с мейнстримом, был вызывающе неполиткорректен — строго перпендикулярен по отношению к доминирующему подходу. Он сделал перпендикулярность своей политикой. И пошло: газета «День», её наследница — «Завтра», толстенные яростные романы-памфлеты «Господин Гексоген», «Крейсерова соната»… Эти продукты фабриковались, как подчёркнуто, рассчитано и непримиримо враждебные стилю и образу жизни, который распространяется ныне в России. Политической системе, которая создаётся в стране. Схеме экономических отношений, которая в ней утверждается. Так Проханов выбрал удобную позицию (или позу?) — место «бешеного огурца».

Впозе «бешеного огурца»

Чем же она удобна?

С неё очень удобно клеймить и порицать «хозяев жизни», глумиться и измываться над людьми, исповедующими другие ценности. И быть при этом в безопасности. Ведь слово в России свободно. За слово не карают.

И даже больше того — можно забрызгать власть и богатство кислой слюной и площадной бранью, но при этом встречать со стороны их носителей даже своеобразную благосклонность.

Почему? Как сказал небезызвестный русский публицист в беседе с не чуждым исканий русским издателем «элитариям очень интересно читать про себя: ведь вот — целая книжка вышла, а там — про меня! Это ж как прикольно»…

А то, что обзывают, так это же ещё смешней.

Другое дело, если б буйный автор при встрече публично руки не подал, или, может, ушиб… Если б взаправду опасное сделал… А так ведь все всё понимают — жизнь есть жизнь, книга есть книга, и прочитать её надо так, чтобы не было мучительно обидно за оскорбления, а было бы весело и интересно: ну-с, что там опять напел этот Соловей?

Трель

Наверное, Александру Проханову хочется, чтоб его трель напоминала очередь. Чтоб к штыку прировняли перо его…

А выходят — жалкий писк и хрюканье, упакованные в картон обложки. Не сердитесь. Я вовсе не дразню г-на Проханова и его любителей. Но использую язык, которым взял за обыкновение пользоваться автор. Плюс — ещё один его любимый приём — полную необоснованность суждений. Что, впрочем, в литературе допустимо. Не правда ли? В этом отношении показательна последняя трель Соловья — роман «Политолог». Это сочинение любопытно тем, что его персонажи — все как один — мерзопакостные злодеи, предатели, шантажисты, растленные извращенцы, а также их сатрапы и прислужницы.

Человекоподобные твари, заложившие души в бесовской лавке, или душ этих от рождения лишённые, набитые по самые уши демонами, погрязшие во зле, они изгаляются в подлостях, низостях и преступлениях. В угаре алчности и властолюбия, они топчут и валяют в грязи всё, что могло бы быть самым светлым, если б существовало.

Но с другой-то стороны — им это не под силу. Ведь они всего лишь персонажи — рабы Проханова, запечатанные в сумбур чёрных буковок.

Потому и выходит, что топчет и топит в нечистотах «самое светлое» не кто иной, а автор — пользуясь для этого ногами и руками персонажей.

И пока главный антигерой — политолог Стрижайло — мечется по страницам между подставленными им лицемерами-«коммунистами», преданными им мерзавцами-«патриотами», обманутыми им зазнайка-ми-«демократами» и прочими участниками похабени, которую г-н Проханов выдаёт за выборы, автор упражняется в ехидстве и злословии, адресованном всем без исключения участникам «политического процесса». И в первую очередь — своим недавним друзьям, лидерам «красных» товарищам Зюганову, Мельникову, Анпило-ву, Симигину.

В книге комми-боссы — продажные, лживые, пропитанные жадностью и похотью существа, продающие верящий им народ за грязное бабло российских олигархов и западных воротил. Для них нет ничего святого. И они имя самого Сталина готовы сперва цинично употребить, а затем показно испоганить.

Думается, г-н Зюганов, обмусоливший комплиментами роман Проханова «Крейсерова соната», теперь не должен бы здороваться с автором за руку, а то и вообще никак не должен.

Но будет ведь, будет… Ведь знает Соловей, про что поёт.

О людях власти и говорить нечего. Нет такой зловонной гнусности, в которую бы ни мешал их Проханов…

С чего бы это? А с того, говорят, что ни коммунисты, ни другие объекты нападок просто-напросто не признают в Проханове таланта. Писателя не видят... Он рвётся в певцы земли русской, а ему с хохотом: ну что ты, Саша, в самом деле, куда лезешь, дружок?

И тогда Соловей берёт бумажный кирпич в кило весом. И, обиженный, подобно Валере Бешеному — лупит во все стороны. Попутно впихивая главного антигероя — «политолога», которого делает средоточием пороков и символом падения в ад современного мира — во все собственные тайные фантазии, сексуальные грёзы и мускулинные амбиции.

Ну да ладно. Ничего. Бывает.

И всё же, если дочитаете книгу — подумайте, как нам повезло, что эти его тайные фантазии и амбиции так и остались нереализованными.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Современное искусство. Искусство современности
Концепт
Волшебный инструмент управления
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Секретная лаборатория рамок и правил
Редакция «Со-Общения»
Искусство пути или путь искусства
Виктор Осипов Агентство эффективной культуры
Любопытная Россия
Екатерина Дёготь критик, куратор
Бренд против Рембрандта
Татьяна Апатовская менеджер по маркетингу «СЖС Восток Лимитед»
Практика
В будущее возьмут только амбициозных
Виктор Мизиано критик, куратор, главный редактор «Художественного журнала»
Гаммы и концепты
Кто матери-современности ценен?
Сергей Соловьёв арт-критик, РДВ-медиа
Золотая нить Натты Конышевой
Вильям Мейланд искусствовед
Терещенки
Михаил Кутузов OOO «Клуб Династия»
Боевые искусства
Третья макушка планеты
Константин Возников Почётный Президент Крымской Федерации Го
Анатолий Чубайс обогрел современное искусство
По материалам газеты «Коммерсантъ»
Ноль is the message, или как «быть понятым своей страной»?
Ирина Чукомина, специальный корреспондент «Со-Общения» в Санкт-Петербурге
Члены РАСО обсудили структуру управления ассоциации
Алексей Екимовский Центр содействия коммуникациям
PRoba 2006: «пиар» и брызги шампанского в Эрмитаже
Ирина Чукомина, специальный корреспондент «Со-Общения» в Санкт-Петербурге
Новый взмах «белого крыла»
По материалам агентства «Ньютон» www.newton-pr.ru
Оперативный простор
Блестящий базар иллюзий
Ольга Муратова Обозреватель журнала «Со-Общение»
Mедиа из — ?
Музыка русской Америки
Олег Дивов писатель
Бумажный кирпич
Эдуард Михневский
Из ящика — в литературу
Арсений Несмелов
«Дурь». Цель рождает средства
Кирилл Шаманов
Как мы делали этот номер...
Уважаемая редакция
Актуальный сюжет
Оппозиция: горячий декабрь
Эдуард Михневский обозреватель «Со-Общения»
Московские выборы 2005: пир победителей
Дмитрий Мисюров политолог, корреспондент журнала «В мире науки»


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.