Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2005/12/4/0


Блестящий базар иллюзий

Чем торгуют дамские журналы

Каждый месяц с обложки на вас смотрит новое лицо. Очень похожее на то, что было в прошлом месяце. Но другое. Это — лицо-образец. Лицо, в котором каждой женщине надлежит увидеть себя. Достижимую. Возможную. Желанную. Тут же — вынесенные на обложку темы: отпуск, быт «звёзд», мода, фитнес и секс, внешность (которая — не главное), карьера и депрессия. Их море — журналов для золушек, белоснежек и дюймовочек больших и малых городов, нашей необъятной страны. Это их «совсем другой мир!», это «глоток свежего воздуха!». Так молоденькие барышни пишут в редакции про свои заветные журналы. А там читают и публикуют. Для нас. Зачем?

Лет 20 назад советские читатели знали про глянец разве, в основном, из голливудских фильмов. Был, конечно, свой «Огонёк», был доступен (хотя и считался дефицитным), журнал «Burda Moden»… И соотечественницы зачитывали его до дыр, снимали копии с выкроек, строились в очереди за право быть в курсе новостей глянцевой моды. Глянцевой жизни… Передавали её из рук в руки.

А дождавшись своей очереди, искренне веселились от возможности прикоснуться, побыть рядом с этой красотой и блеском. Но в то же время расстраивались, ибо примерить на себя «это всё» было практически невозможно. Потому как сшить было не из чего. А соответствовать «мировым образцам» хотелось. Ох, как хотелось. И приходилось идти на выдающиеся, порой — почти героические ухищрения, чтобы, вопреки всему, оставаться самыми прекрасными женщинами планеты.

Времена изменились. Не стало Энне Бурды, основательницы знаменитого в своё время Дома «Burda Moden». Журнал «Бурда» утонул в море ему подобных. Всего стало много везде. И жажда иметь его стала острее. А производителям и продавцам красоты это самое всё стало необходимо транслировать в массы. Вот и появилось в России больше сотни глянцев, наперегонки предлагающих нам это всё.

Наши девушки и женщины по-прежнему интересовались всем, что связано с красотой. И по-прежнему оставались и остаются самыми-самыми…

Красивыми?! Успешными?! Счастливыми?! Так ли это?!

И зачем вообще нам эти ежемесячные тонны дамского глянца?!

***

Но он захватил витрины.

Прекрасному полу пришлось туго. А как же — нужно выбирать, а это непросто. На хрупкие плечи читательниц ложится груз порядка 70-80 журналов ежемесячно. То есть если среднестатистическая женщина захочет прочитать их все, то ей придётся осваивать, как минимум, по два журнала ежедневно. И это при том, что количеству страниц в этих журналах, не говоря уже о тиражах, завидуют почти все авторы и все герои (может, только Гарри Поттер не позавидует)…

Если перелистать большую часть дамских изданий, возникает ощущение, что они сговорились между собой и принялись учить всех наших соотечественниц прекрасного пола трём вещам: любви, красоте и успеху. Да, научить всему этому можно. И задача красивая. Вот толь косомневаюсь, что её можно решить в таком формате. Но… имеем то, что имеем. И вот из месяца в месяц тысячи и тысячи глянцевых страниц погружают сотни тысяч девочек, девушек и женщин в мир, который издатели глянца продают как место, откуда рукой подать до жизненного успеха. А то и до счастья.

И кто же объясняет нам, что это — счастье/успех/красота/привлекательность? Да сами журналы! Для этого они долго рассказывают и в деталях показывают, как и в соответствии с какими нормами женщине дано определить наличие или отсутствие основ желанной жизни в её буднях и праздниках. Ну, а следом красочно демонстрируют, как сохранять достигнутое и навёрстывать недостающее.

Тонны глянца. Зачем?

По большому счету, все журналы говорят об одном и том же: жизнь сложна, не слишком красочна, а порой это просто какой-то безнадёжный замкнутый круг. Но, заявляют они, глянец для того и существует, чтобы обратить твоё внимание на бесконечное многообразие возможностей. Чтобы шепнуть на ушко: «если сегодня плохо — завтра может стать лучше», а дальше с интонациями старой подружки раскинуть веер приёмов превращения жизни в сказку.

Не потому ли сотни тысяч женщин (и мужчин) раз в месяц прилежно покупают заветный сверкающий томик? Чтобы либо набегу, либо жадно глотая каждую строчку и фотографию налюбоваться прекрасным, успешным, богатым «настоящим». Таким настоящим, которое есть не только у «звёзд», но и, скажем, у Натальи — менеджера отдела продаж, или Анисьи — специалиста по работе с клиентами, или у Дарьи — стилиста... Глянец дарит надежду. В том числе и на хэппи-энд. И веру. В то, что будущее будет светлым и именно таким, как ты хочешь. И главное — у тебя. И совсем скоро…

Не родись красивой

Красота — сила страшная. И женщины этим, несомненно, пользуются. А чем же им в первую очередь пользоваться, как не красотой?! Тем более в мире, созданном СМИ — мире пользователей. Ведь даже в библиотеках вы сегодня не встретите на табличках надписи «Уважаемые читатели…». И там теперь пользователи.

Вот чему учат дамские журналы — пользоваться. Они подчиняют этой идее всё. Как стать красивой?! Как подчеркивать своё обаяние?! Как совершенствовать шарм?! И, наконец, как применить всё это?!

Стоп. А пользоваться — чем? Косметикой? Одеждой? Вкусом? Шармом?

Только ли?

Миф о принце. и белом коне

Впрочем, это даже не миф. А, скорее, архетип, сидящий глубоко и крепко в подсознании. Как он туда попал — разговор особый. Сейчас для нас важно то, что глянец научился с ним работать. Внедряя в сознание читательниц (вслед за многими мамами и бабушками) простой штамп: все незамужние женщины (без исключения), независимо от социального положения, возраста и рода занятий ждут своего принца. А все, кто дождался — то есть замужние — это уж по ситуации: кто ждёт нового принца, а кто возится со старым. Помните песню главной Сердючки России и Украины: «Даже если вам немного за…»? Ну и вот.

И оно действительно становится так. И главное, в эту игру в сказку включается самая правдивая правда. А она в том, что на самом-то деле найти счастье можно. Говорят, в это надо только поверить и начать об этом мечтать…

Но со времён старинных сказок многое изменилось. И времена, и нравы. Сейчас ожидается, что принц будет на коне железном, серебристом, да и более мощном. Но чтоб атрибуты имелись в наличии — все, что принцам полагаются.

То есть, и требования к женихам изменились, и женихи сами. Да и невесты не отстают. Они сегодня не хотят проводить годы в ожидании ненаглядного. А предпочитают действовать. Глянец этому вторит и обучает с азов. Оно и ясно — всем известно, что «принцев мало и на всех их не хватает». Потому видимо «Cosmo» и прописывает так старательно «глянцевые правила охоты на принцев»…

Ух ты, какая получается формула…

Успешная женщина — хищная женщина.

А счастливая?..

Принцы. Мужчины и женщины

Многократно озвучивается одна и та же мысль, для того чтобы найти счастье — надо найти его. Он — это мужчина, возлюбленный, «вторая половинка». Получается, что он и счастье — практически синонимы.

А далее следует множество советов, как и где их искать.

Но вот почему-то почти никто не пишет, а что делать тем, у кого мужчина уже есть!

Анализ этой ситуации даёт следующее. Вариант первый: раз всё хорошо, то и писать не о чем, ведь все счастливые счастливы одинаково! Вариант второй: а вы уверены, что вы именно счастливы? Что всё в порядке? Э, не-е-ет. И тут начинается игра на Бог знает когда внедрённых в сознание страхах. А вдруг ваша дражайшая половина вам, к примеру, изменяет? Что не думает только о том, чтобы сбежать куда подальше. Что? Не задумывались об этом? Так задумайтесь! А вот и парочка тестов для определения уровня вашего супружеского и личного счастья… А вот и парочка историй… Приятного дня!

И вот ещё что. В каждом номере — рассказ. А порой несколько. Авторы — никому ни о чем не говорящие женские имена. Финал всегда и только счастливый. Подкупающий. Помогающий читательнице бессознательно перенести все счастливые свершения непосредственно на себя.

Но с удовольствием укладываясь спать в свою нетёплую постель, кто-то из женщин наверняка задаст вопрос: а зачем эти рассказы? К чему хэппи-энды? Чтобы мы ждали принцев, не обучившись самим себе толком завтрак сготовить?..

Кандидатки в принцессы. Женщины и женщины

Идеал женщины для женщины: красивая, уверенная, успешно расправляющаяся как с врагами на экране, так и с жизненными проблемами вне его…

Женщина женщине кто?! Мать, дочь и сестра. Подруга или коллега. А ещё — соперница. Женщины, конечно, ссорятся из-за мужчин… Но по-глянцевому выходит, что чаще — из-за женщин.

«Elle» утверждает, что нас редко раздражают женщины, у которых чего-то мало. Например, ума, темперамента, красоты. Такая не встанет ни поперёк горла, ни поперёк пути. Куда ей?! Наоборот — мы выигрышно смотримся на её фоне.

Зато очень не нравятся женщины, у которых «много» либо вообще — всего, либо — чего-то.

Что же рекомендует «Elle»? Следовать правилу, предъявляемому как единственное: если кто-то тянет одеяло на себя, надо потянуть его в свою сторону. Только сильнее. Или — вставай из-под одеяла и уходи… Правда, и то, и другое есть поведение, которое принято называть мужским. Правда, гламурненько?!

Успех? Карьера?

Глянцевая работа — это вещь для женщины важнейшая. Не только потому, что она глянцевая, но и потому что работа приносит деньги. Свои. А не принцевы. Но есть ещё глянцевая карьера — процесс, приносящий удовольствие.

Отсюда — множество советов о том, как зарабатывать, как зарабатывать ещё больше, как открыть своё дело. Плюс инструктажи — как вести себя на собеседовании, как — во время испытательного срока. Сотни страниц написано о всевозможных подводных камнях на пути по карьерной лестнице женского успеха.

А толку-то?

Разве всякий раз, готовясь ступить на новую ступеньку своего развития, мы смотрим в «Glamour»? Нет — в себя.

Шопинг. Болезнь века

Отчего же болезнь? — возмутятся прелестные создания. Ведь каждой хочется быть красивой и модной. А шопинг существует для этого.

Журналы, в числе прочих рекламоносителей, превращают нас в отчаянных «шопоголиков». Где ещё, как не на их страницах, помимо стандартных рекламных модулей, ты увидишь россыпи нарядов, косметики и аксессуаров? И это всё для тебя любимой — для дома, для сада, для киски.

Это здесь тебе покажут всё многообразие новинок и не забудут сотни раз намекнуть, что всё приобретённое е сегодня (на крайний случай — не вчера), уже не актуально и с каждой секундой ещё более безнадежно устаревает. И если ты промедлишь ещё чуть-чуть и не отправишься на заветный шопинг, тогда и речи быть не может о том, что ты современная, модная и успешная.

У всех девушек должны быть деньги на цветы, трусы, кофе и книги. А лучшие друзья девушек — это бриллиа-а-анты.

Колдовство

А если активно применяемые рекомендации не дают желанных результатов, тогда… Гадания, нумерология, примитивные гороскопы, предсказания — неотъемлемая часть глянца. Палочкой по песку или карандашом по бумаге — этого там столько, что возникает уверенность в полном отсутствии безработицы у российских волшебников. Надо же успевать столько написать и наговорить каждому изданию! И так из месяца в месяц!

И, в общем, природная глубокая интуитивность женщин, и склонность к иррациональному вполне оправдывает такое количество таких публикаций. И ведь наверняка среди этого «мистического многообразия» встречается что-то стоящее и интересное. Вот только смешного и нелепого больше…

К примеру, журнал «Yes» недавно настойчиво не рекомендовал девушкам определённого знака зодиака в четко отведенные дни месяца увлекаться смсками в поисках большой любви участвовать в чатах с целью обретения своей «второй половинки». Так сразу и представляешь себе, как древнее тайное знание проецируется на сеть/компьютер/мобильный телефон; аську-мыло-смс. И когда представляешь, то понимаешь, что вообще-то всё это очень серьёзно. Но не на глянце. А там, где речь идёт о работе со знаками, которой занимаются те, кто знает, что это такое, а не авторы примитивных статеек.

Но люди, утратившие веру в себя, и не знающие подлинных мастеров, впитывают и это.

О спорт — ты…!

Ты глянцевая непременно должна быть стройненькой и подтянутой. А то какой же может быть успех, если одежда минимальных размеров тебе маловата? Так что журналы тщательно тебя программируют не только на шопинг, но и на фитнес, плюс — на диеты и голодания. То есть спортзалы, бассейн, тренажёры — это классно. И йога — тоже очень хорошо. Если, конечно, заниматься ей с профессионалами и согласно правилам, а не в режиме весёлых картинок, предлагаемых большинством журналов. Потому как дело-то серьёзное. И без верной подготовки организма, результат может оказаться противоположным и гармонии, и здоровью. Вот только об этом вам вряд ли расскажут не в специализированных изданиях, посвященных здоровью и спортивной тематике.

Вот и получается, что все относительно темы спорта — это, однозначно, здорово. Только усилий и времени потребуется много, а реальные результаты станут видны лишь через несколько месяцев. Но есть другой выход — диеты. Хотя, между нами, они сколь эффективны, столь и экстремальны по воздействию на человеческий организм в целом, а на женский — в особенности. Но ведь глянец нам продаёт образ и способ жизни. Что ему до частных результатов?

И вот здесь возникают вопросы. А какой образ жизни мы покупаем? Чей он? Каким стандартам мы следуем? Какие смыслы и ценности приемлем? Почему? Думаем ли о чём-либо сверх видимости и формы? Или их довольно?

Заменят ли «принц», «хороший начальник», «гламурное бельё» и «здоровье» счастье своего дела? Об этом глянец молчит.

Дата публикации: 17:59 | 01.01


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.