Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Современное искусство. Искусство современности / Оперативный простор

Блестящий базар иллюзий


Ольга Муратова Обозреватель журнала «Со-Общение»
olga-911@yandex.ru
Версия для печати
Послать по почте

Чем торгуют дамские журналы

Каждый месяц с обложки на вас смотрит новое лицо. Очень похожее на то, что было в прошлом месяце. Но другое. Это — лицо-образец. Лицо, в котором каждой женщине надлежит увидеть себя. Достижимую. Возможную. Желанную. Тут же — вынесенные на обложку темы: отпуск, быт «звёзд», мода, фитнес и секс, внешность (которая — не главное), карьера и депрессия. Их море — журналов для золушек, белоснежек и дюймовочек больших и малых городов, нашей необъятной страны. Это их «совсем другой мир!», это «глоток свежего воздуха!». Так молоденькие барышни пишут в редакции про свои заветные журналы. А там читают и публикуют. Для нас. Зачем?



Лет 20 назад советские читатели знали про глянец разве, в основном, из голливудских фильмов. Был, конечно, свой «Огонёк», был доступен (хотя и считался дефицитным), журнал «Burda Moden»… И соотечественницы зачитывали его до дыр, снимали копии с выкроек, строились в очереди за право быть в курсе новостей глянцевой моды. Глянцевой жизни… Передавали её из рук в руки.

А дождавшись своей очереди, искренне веселились от возможности прикоснуться, побыть рядом с этой красотой и блеском. Но в то же время расстраивались, ибо примерить на себя «это всё» было практически невозможно. Потому как сшить было не из чего. А соответствовать «мировым образцам» хотелось. Ох, как хотелось. И приходилось идти на выдающиеся, порой — почти героические ухищрения, чтобы, вопреки всему, оставаться самыми прекрасными женщинами планеты.

Времена изменились. Не стало Энне Бурды, основательницы знаменитого в своё время Дома «Burda Moden». Журнал «Бурда» утонул в море ему подобных. Всего стало много везде. И жажда иметь его стала острее. А производителям и продавцам красоты это самое всё стало необходимо транслировать в массы. Вот и появилось в России больше сотни глянцев, наперегонки предлагающих нам это всё.

Наши девушки и женщины по-прежнему интересовались всем, что связано с красотой. И по-прежнему оставались и остаются самыми-самыми…

Красивыми?! Успешными?! Счастливыми?! Так ли это?!

И зачем вообще нам эти ежемесячные тонны дамского глянца?!

***

Но он захватил витрины.

Прекрасному полу пришлось туго. А как же — нужно выбирать, а это непросто. На хрупкие плечи читательниц ложится груз порядка 70-80 журналов ежемесячно. То есть если среднестатистическая женщина захочет прочитать их все, то ей придётся осваивать, как минимум, по два журнала ежедневно. И это при том, что количеству страниц в этих журналах, не говоря уже о тиражах, завидуют почти все авторы и все герои (может, только Гарри Поттер не позавидует)…

Если перелистать большую часть дамских изданий, возникает ощущение, что они сговорились между собой и принялись учить всех наших соотечественниц прекрасного пола трём вещам: любви, красоте и успеху. Да, научить всему этому можно. И задача красивая. Вот толь косомневаюсь, что её можно решить в таком формате. Но… имеем то, что имеем. И вот из месяца в месяц тысячи и тысячи глянцевых страниц погружают сотни тысяч девочек, девушек и женщин в мир, который издатели глянца продают как место, откуда рукой подать до жизненного успеха. А то и до счастья.

И кто же объясняет нам, что это — счастье/успех/красота/привлекательность? Да сами журналы! Для этого они долго рассказывают и в деталях показывают, как и в соответствии с какими нормами женщине дано определить наличие или отсутствие основ желанной жизни в её буднях и праздниках. Ну, а следом красочно демонстрируют, как сохранять достигнутое и навёрстывать недостающее.

Тонны глянца. Зачем?

По большому счету, все журналы говорят об одном и том же: жизнь сложна, не слишком красочна, а порой это просто какой-то безнадёжный замкнутый круг. Но, заявляют они, глянец для того и существует, чтобы обратить твоё внимание на бесконечное многообразие возможностей. Чтобы шепнуть на ушко: «если сегодня плохо — завтра может стать лучше», а дальше с интонациями старой подружки раскинуть веер приёмов превращения жизни в сказку.

Не потому ли сотни тысяч женщин (и мужчин) раз в месяц прилежно покупают заветный сверкающий томик? Чтобы либо набегу, либо жадно глотая каждую строчку и фотографию налюбоваться прекрасным, успешным, богатым «настоящим». Таким настоящим, которое есть не только у «звёзд», но и, скажем, у Натальи — менеджера отдела продаж, или Анисьи — специалиста по работе с клиентами, или у Дарьи — стилиста... Глянец дарит надежду. В том числе и на хэппи-энд. И веру. В то, что будущее будет светлым и именно таким, как ты хочешь. И главное — у тебя. И совсем скоро…

Не родись красивой

Красота — сила страшная. И женщины этим, несомненно, пользуются. А чем же им в первую очередь пользоваться, как не красотой?! Тем более в мире, созданном СМИ — мире пользователей. Ведь даже в библиотеках вы сегодня не встретите на табличках надписи «Уважаемые читатели…». И там теперь пользователи.

Вот чему учат дамские журналы — пользоваться. Они подчиняют этой идее всё. Как стать красивой?! Как подчеркивать своё обаяние?! Как совершенствовать шарм?! И, наконец, как применить всё это?!

Стоп. А пользоваться — чем? Косметикой? Одеждой? Вкусом? Шармом?

Только ли?

Миф о принце. и белом коне

Впрочем, это даже не миф. А, скорее, архетип, сидящий глубоко и крепко в подсознании. Как он туда попал — разговор особый. Сейчас для нас важно то, что глянец научился с ним работать. Внедряя в сознание читательниц (вслед за многими мамами и бабушками) простой штамп: все незамужние женщины (без исключения), независимо от социального положения, возраста и рода занятий ждут своего принца. А все, кто дождался — то есть замужние — это уж по ситуации: кто ждёт нового принца, а кто возится со старым. Помните песню главной Сердючки России и Украины: «Даже если вам немного за…»? Ну и вот.

И оно действительно становится так. И главное, в эту игру в сказку включается самая правдивая правда. А она в том, что на самом-то деле найти счастье можно. Говорят, в это надо только поверить и начать об этом мечтать…

Но со времён старинных сказок многое изменилось. И времена, и нравы. Сейчас ожидается, что принц будет на коне железном, серебристом, да и более мощном. Но чтоб атрибуты имелись в наличии — все, что принцам полагаются.

То есть, и требования к женихам изменились, и женихи сами. Да и невесты не отстают. Они сегодня не хотят проводить годы в ожидании ненаглядного. А предпочитают действовать. Глянец этому вторит и обучает с азов. Оно и ясно — всем известно, что «принцев мало и на всех их не хватает». Потому видимо «Cosmo» и прописывает так старательно «глянцевые правила охоты на принцев»…

Ух ты, какая получается формула…

Успешная женщина — хищная женщина.

А счастливая?..

Принцы. Мужчины и женщины

Многократно озвучивается одна и та же мысль, для того чтобы найти счастье — надо найти его. Он — это мужчина, возлюбленный, «вторая половинка». Получается, что он и счастье — практически синонимы.

А далее следует множество советов, как и где их искать.

Но вот почему-то почти никто не пишет, а что делать тем, у кого мужчина уже есть!

Анализ этой ситуации даёт следующее. Вариант первый: раз всё хорошо, то и писать не о чем, ведь все счастливые счастливы одинаково! Вариант второй: а вы уверены, что вы именно счастливы? Что всё в порядке? Э, не-е-ет. И тут начинается игра на Бог знает когда внедрённых в сознание страхах. А вдруг ваша дражайшая половина вам, к примеру, изменяет? Что не думает только о том, чтобы сбежать куда подальше. Что? Не задумывались об этом? Так задумайтесь! А вот и парочка тестов для определения уровня вашего супружеского и личного счастья… А вот и парочка историй… Приятного дня!

И вот ещё что. В каждом номере — рассказ. А порой несколько. Авторы — никому ни о чем не говорящие женские имена. Финал всегда и только счастливый. Подкупающий. Помогающий читательнице бессознательно перенести все счастливые свершения непосредственно на себя.

Но с удовольствием укладываясь спать в свою нетёплую постель, кто-то из женщин наверняка задаст вопрос: а зачем эти рассказы? К чему хэппи-энды? Чтобы мы ждали принцев, не обучившись самим себе толком завтрак сготовить?..

Кандидатки в принцессы. Женщины и женщины

Идеал женщины для женщины: красивая, уверенная, успешно расправляющаяся как с врагами на экране, так и с жизненными проблемами вне его…

Женщина женщине кто?! Мать, дочь и сестра. Подруга или коллега. А ещё — соперница. Женщины, конечно, ссорятся из-за мужчин… Но по-глянцевому выходит, что чаще — из-за женщин.

«Elle» утверждает, что нас редко раздражают женщины, у которых чего-то мало. Например, ума, темперамента, красоты. Такая не встанет ни поперёк горла, ни поперёк пути. Куда ей?! Наоборот — мы выигрышно смотримся на её фоне.

Зато очень не нравятся женщины, у которых «много» либо вообще — всего, либо — чего-то.

Что же рекомендует «Elle»? Следовать правилу, предъявляемому как единственное: если кто-то тянет одеяло на себя, надо потянуть его в свою сторону. Только сильнее. Или — вставай из-под одеяла и уходи… Правда, и то, и другое есть поведение, которое принято называть мужским. Правда, гламурненько?!

Успех? Карьера?

Глянцевая работа — это вещь для женщины важнейшая. Не только потому, что она глянцевая, но и потому что работа приносит деньги. Свои. А не принцевы. Но есть ещё глянцевая карьера — процесс, приносящий удовольствие.

Отсюда — множество советов о том, как зарабатывать, как зарабатывать ещё больше, как открыть своё дело. Плюс инструктажи — как вести себя на собеседовании, как — во время испытательного срока. Сотни страниц написано о всевозможных подводных камнях на пути по карьерной лестнице женского успеха.

А толку-то?

Разве всякий раз, готовясь ступить на новую ступеньку своего развития, мы смотрим в «Glamour»? Нет — в себя.

Шопинг. Болезнь века

Отчего же болезнь? — возмутятся прелестные создания. Ведь каждой хочется быть красивой и модной. А шопинг существует для этого.

Журналы, в числе прочих рекламоносителей, превращают нас в отчаянных «шопоголиков». Где ещё, как не на их страницах, помимо стандартных рекламных модулей, ты увидишь россыпи нарядов, косметики и аксессуаров? И это всё для тебя любимой — для дома, для сада, для киски.

Это здесь тебе покажут всё многообразие новинок и не забудут сотни раз намекнуть, что всё приобретённое е сегодня (на крайний случай — не вчера), уже не актуально и с каждой секундой ещё более безнадежно устаревает. И если ты промедлишь ещё чуть-чуть и не отправишься на заветный шопинг, тогда и речи быть не может о том, что ты современная, модная и успешная.

У всех девушек должны быть деньги на цветы, трусы, кофе и книги. А лучшие друзья девушек — это бриллиа-а-анты.

Колдовство

А если активно применяемые рекомендации не дают желанных результатов, тогда… Гадания, нумерология, примитивные гороскопы, предсказания — неотъемлемая часть глянца. Палочкой по песку или карандашом по бумаге — этого там столько, что возникает уверенность в полном отсутствии безработицы у российских волшебников. Надо же успевать столько написать и наговорить каждому изданию! И так из месяца в месяц!

И, в общем, природная глубокая интуитивность женщин, и склонность к иррациональному вполне оправдывает такое количество таких публикаций. И ведь наверняка среди этого «мистического многообразия» встречается что-то стоящее и интересное. Вот только смешного и нелепого больше…

К примеру, журнал «Yes» недавно настойчиво не рекомендовал девушкам определённого знака зодиака в четко отведенные дни месяца увлекаться смсками в поисках большой любви участвовать в чатах с целью обретения своей «второй половинки». Так сразу и представляешь себе, как древнее тайное знание проецируется на сеть/компьютер/мобильный телефон; аську-мыло-смс. И когда представляешь, то понимаешь, что вообще-то всё это очень серьёзно. Но не на глянце. А там, где речь идёт о работе со знаками, которой занимаются те, кто знает, что это такое, а не авторы примитивных статеек.

Но люди, утратившие веру в себя, и не знающие подлинных мастеров, впитывают и это.

О спорт — ты…!

Ты глянцевая непременно должна быть стройненькой и подтянутой. А то какой же может быть успех, если одежда минимальных размеров тебе маловата? Так что журналы тщательно тебя программируют не только на шопинг, но и на фитнес, плюс — на диеты и голодания. То есть спортзалы, бассейн, тренажёры — это классно. И йога — тоже очень хорошо. Если, конечно, заниматься ей с профессионалами и согласно правилам, а не в режиме весёлых картинок, предлагаемых большинством журналов. Потому как дело-то серьёзное. И без верной подготовки организма, результат может оказаться противоположным и гармонии, и здоровью. Вот только об этом вам вряд ли расскажут не в специализированных изданиях, посвященных здоровью и спортивной тематике.

Вот и получается, что все относительно темы спорта — это, однозначно, здорово. Только усилий и времени потребуется много, а реальные результаты станут видны лишь через несколько месяцев. Но есть другой выход — диеты. Хотя, между нами, они сколь эффективны, столь и экстремальны по воздействию на человеческий организм в целом, а на женский — в особенности. Но ведь глянец нам продаёт образ и способ жизни. Что ему до частных результатов?

И вот здесь возникают вопросы. А какой образ жизни мы покупаем? Чей он? Каким стандартам мы следуем? Какие смыслы и ценности приемлем? Почему? Думаем ли о чём-либо сверх видимости и формы? Или их довольно?

Заменят ли «принц», «хороший начальник», «гламурное бельё» и «здоровье» счастье своего дела? Об этом глянец молчит.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Современное искусство. Искусство современности
Концепт
Волшебный инструмент управления
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Секретная лаборатория рамок и правил
Редакция «Со-Общения»
Искусство пути или путь искусства
Виктор Осипов Агентство эффективной культуры
Любопытная Россия
Екатерина Дёготь критик, куратор
Бренд против Рембрандта
Татьяна Апатовская менеджер по маркетингу «СЖС Восток Лимитед»
Практика
В будущее возьмут только амбициозных
Виктор Мизиано критик, куратор, главный редактор «Художественного журнала»
Гаммы и концепты
Кто матери-современности ценен?
Сергей Соловьёв арт-критик, РДВ-медиа
Золотая нить Натты Конышевой
Вильям Мейланд искусствовед
Терещенки
Михаил Кутузов OOO «Клуб Династия»
Боевые искусства
Третья макушка планеты
Константин Возников Почётный Президент Крымской Федерации Го
Анатолий Чубайс обогрел современное искусство
По материалам газеты «Коммерсантъ»
Ноль is the message, или как «быть понятым своей страной»?
Ирина Чукомина, специальный корреспондент «Со-Общения» в Санкт-Петербурге
Члены РАСО обсудили структуру управления ассоциации
Алексей Екимовский Центр содействия коммуникациям
PRoba 2006: «пиар» и брызги шампанского в Эрмитаже
Ирина Чукомина, специальный корреспондент «Со-Общения» в Санкт-Петербурге
Новый взмах «белого крыла»
По материалам агентства «Ньютон» www.newton-pr.ru
Оперативный простор
Блестящий базар иллюзий
Ольга Муратова Обозреватель журнала «Со-Общение»
Mедиа из — ?
Музыка русской Америки
Олег Дивов писатель
Бумажный кирпич
Эдуард Михневский
Из ящика — в литературу
Арсений Несмелов
«Дурь». Цель рождает средства
Кирилл Шаманов
Как мы делали этот номер...
Уважаемая редакция
Актуальный сюжет
Оппозиция: горячий декабрь
Эдуард Михневский обозреватель «Со-Общения»
Московские выборы 2005: пир победителей
Дмитрий Мисюров политолог, корреспондент журнала «В мире науки»


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.