Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2005/12/3/1


Анатолий Чубайс обогрел современное искусство

ВНовом Манеже прошла однодневная выставка «Чудо света», посвящённая 85-летию плана ГОЭЛРО. Корпоративный заказ стал поводом для эффектного проекта. Выставка по формату напоминала не столько выставки современного искусства, сколько корпоративные павильоны на выставках типа World Expo. И, надо признать, по зрелищности не уступает образчикам жанра, которые можно было увидеть, например, на последней World Expo в Японии.

Куратор Юрий Никич, известный ежегодными форумами художественных инициатив, которые каждым летом проводятся в том же Новом Манеже, вспомнил, что в хорошо знакомом ему помещении в 1888 году находилась первая московская электростанция, о чём уведомила по случаю выставки сделанная мемориальная табличка. Свою выставку господин Никич поделил на две части. Первый раздел, представляющий хайтековско-дизайнерский вариант просветительского стенда, посвящён истории ГОЭЛРО.

Открывает экспозицию цитата из текста «Россия во мгле», написанного в 1920 году Гербертом Уэллсом: «Россия, занимающая одно из последних мест в мире по выработке электроэнергии, впала в утопию. Осуществить столь дерзновенный проект в стране, покрытой лесами, населённой неграмотными крестьянами, можно только с помощью сверхфантазии».

Фантастичность иллюстрируют светящиеся изнутри колонны-березки Николы Овчинникова. В их свете можно ознакомиться с хронологией развития электроэнергетики в России, причём первоисточники деятельности РАО можно увидеть не только в плане ГОЭЛРО, но и в индустриальных инновациях сталинской России.

Следующий зал знакомит с кинохрониками, в обработке основоположника отечественного виджеинга Сергея Шутова превратившимися в полиэкранную видеоинсталляцию. «Мы сами не знаем, что такое электричество. Возможно, именно художники смогут объяснить нам, с чем мы работаем»,— сказал на открытии выставки Леонид Гозман. Природе электричества посвящена вторая часть экспозиции. Процесс генерации электроэнергии воплощает инсталляция Елены Берг — запечатанная в прозрачный бокс девятиметровая синяя «молния». Передачу тока иллюстрирует верёвочная инсталляция Витаса Стасюнаса, сотканная из очертаний осененных линиями ЛЭП городских ландшафтов, а также фотосерия Юрия Аввакумова, показывающая разграфленное электропроводами небо. Что же до потребления электроэнергии, то здесь художники проявили максимум изобретательности. Как нельзя кстати пришлись и поющий компьютер-караоке Алексея Шульгина, исполняющий дурным синтетическим голосом то «Группу крови», то «House of the Rising Sun», и видеоинсталляция Аристарха Чернышева «Жажда», где пухлогубая блондинка стакан за стаканом поглощает коктейли из телевизионных образов. Хитом стали объекты мало выставляющегося в последнее время Никиты Гашунина: собранный из мозаики старых радиосхем огромный ретрокиберпанковский трёхкассетник, и вправду прокручивающий три мутантские кассеты о трёх головках, и электронная Галатея, инкрустированная, как футуристическое яйцо Фаберже, драгоценностями вперемежку с микросхемами, ведущая на поводке электрического пса, ощетинившегося чешуей из пустых циферблатов. Завершает экспозицию карта России, обогретой РАО ЕЭС, сделанная Дмитрием Цветковым наподобие тёплого стеганого одеяла, расшитого атласными цветочками и бисерными звёздочками, обозначающими расположение ТГК (территориальных генерирующих компаний), и предусмотрительно снабжённого молниями, так что каждый регион можно легко отстегнуть в автономный режим.

«Чудо света» получилась на редкость убедительной. Возможно потому, что на неё был заказ одной из ведущих российских корпораций? «Электрический свет — это чистая информация, средство коммуникации без сообщения»,— писал Маршалл Маклюэн. Это средство коммуникации для художников не менее важно, чем любой корпоративный мес-седж. Отрадно, что РАО ЕЭС обратилось за объяснениями того, что такое электричество, к таким знатокам предмета. Жаль только, что отличная выставка проработала всего один день.

Дата публикации: 09:06 | 01.01


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.