Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Современное искусство. Искусство современности / Боевые искусства

Третья макушка планеты


Константин Возников Почётный Президент Крымской Федерации Го
konsted@list.ru
Версия для печати
Послать по почте

В чём секрет привлекательности Го?

«Хотелось, как лучше, а вышло — как всегда…» Эта крылатая фраза бывшего Премьера России, подобно математической формуле зафиксировала существующие реалии. Неужели это правило, и лучше никогда не будет? Так сказать — «Закон Черномырдина»? Или всё же — уравнение состояния системы, которую можно изменить? Над этими проблемами размышляет Почётный Президент Крымской Федерации Го Константин Возников. А также над вопросом: какое отношение имеет древняя аристократическая игра к исторической судьбе и процветанию России?



Вопросы

Некогда римский философ Квинтиман предложил особый метод поиска решения задач с помощью эвристических вопросов. Попробуем применить его, но только «наоборот», т.е. не формулируя задачи, начнём задавать вопросы:

– Почему Русские, не являясь самым многочисленным народом на Земле, заняли самую большую территорию?

– Почему за всю историю наши Предки, неоднократно побеждая противника в войнах, и даже занимая его столицу, не присваивали себе территорию побеждённого народа и не порабощали его?

– Почему мы редко «ходили на Вы», а чаще шли на Нас?

– Почему Российская корона отказалась от Гавайских островов и Новой Гвинеи?

– Как объяснить, что Сахалин (а также Курилы и Камчатку) заселили Мы, а не Японцы? (И это в условиях хронической для них нехватки земель)?

– Почему Амурский край заселили русские, а не китайцы, отгородившиеся от него стеной?

– Почему арии пришли в Индию, а не индусы в Европу?

– Почему у Славян никогда не было рабовладения?

– Почему, наконец, российская экспансия оказалась направленной на освоение огромных и суровых просторов малозаселенных земель, а не на завоевание Европы?

– Почему в период колониальных войн Россия удовлетворилась весьма скромными результатами в Средней Азии и на Кавказе, в отличие от других колониальных держав?

Пожалуй, для начала достаточно. Попробуем найти ответы. Или ответ?

Ответы?

Не угадывается ли за возможными объяснениями, что-то цельное, единое, системное, если рассматривать заданные вопросы в связи? И не лежит ли это цельное в области духовной культуры индоевропейцев и славян, в частности?

Очевидно — да. Лежит. Причём в наиболее фундаментальной её части — в области базисных морально-этических аксиом. В основе жизненной философии и ценностных категорий. И что бы ни говорили историки, политологи, социологи и экономисты, каждый из нас, кто глубоко задумывался об общей судьбе, отчётливо понимает, что дело здесь не только в разуме, логике и экономике, но в духе и душе.

Миролюбие, вольномыслие, щедрость, широта — вот основные черты национального характера, составляющие культурально-психологическую основу для реализации сценариев, указанных выше.

Россию, а в её лице весь славянский мир, часто сравнивают с Востоком и Западом, находя попеременно то восточные, то западные черты. Длятся бесконечные споры о том, кто мы? Те или Иные? А может быть нечто среднее? Гибрид? Смесь? Евразия? Азеопа?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, закончим с предыдущими.

Задача

Рассмотрев их в связи друг с другом, мы смогли сформулировать задачу, а именно: «Определить область, в которой следует искать наиболее значимые факторы, определяющие судьбу нашего народа». Область определена: культура и психология нации.

Идём дальше.

Итак, кто мы, Азеопа? Среднее?

Нет. Не среднее, а равновеликое.

Мы другая — не Европейская и не Азиатская цивилизация. Цивилизация, в которой, в отличие от названных выше, на первом месте в шкале ценностей стоят духовные, моральные и этические факторы. И наше «ты меня уважаешь?» оценивается нами выше, чем былинное злато-серебро. Цивилизация, в которой Любовь (в широком смысле слова) является наивысшей ценностью, а полцарства тянут всего лишь на «в придачу». Цивилизация, где долг и служение Отечеству –наивысшая доблесть, а честь и совесть — категории, по которым в первую голову оценивают человека. Материальная же наша культура всегда носила и носит до сих пор подчинённый характер.

Скудность и простота материальных находок раннего средневековья привела западных историков и археологов к заблуждениям о бедности и невысоком уровне развития славянских культур, и, как следствие, об их исторической молодости. Дескать, где-то там, в VI — VII веке нашей эры (!) в середину Европы вдруг является многомиллионный народ, говорящий на самом богатом языке мира, выращивающий одному ему известные растения, обладающий оригинальными технологиями, да ещё и чуть ли не самый близкий, судя по данным лингвистического анализа, к многомудрым ариям, но при этом, не обладающий высокой культурой! По ходу дела, найденные остатки оригинальной письменности не берутся во внимание или объявляются фальшивкой. Рунические тексты игнорируются. Записи «крюками» — первое в мире нотное письмо — остаются без внимания. А изобразительное искусство только сейчас начинает находить понимание.

Между тем, традиционная рядовая крестьянская усадьба, утонувшая в торфяниках Волыни и ныне откопанная, по сравнению с обиталищем грека эллинистической эпохи, с нашей точки зрения, даёт последнему 100 очков форы. И места поболе, и потолки повыше, и скотина не на морозе, и экология лучше. Да и баня… Ну как же — без бани?

С нашей точки зрения, сравнение не в пользу «светоча Европейской культуры» А с их — наоборот. Ведь греки статуи рубили из мрамора, а мы посуду топором делали. Как им объяснить, европейцам, что две бадьи и коромысло практичнее, чем глиняные кувшины? А ковш — сподручней чашки, если, конечно, черпать им из бочки, а не цедить из склянки. Размах не тот. С нашей точки зрения…

Это и есть ключ к пониманию. Не вписывается наша культура в их мерки. Именно тем, что гораздо крепче, глубже и древнее, чем её пытаются представить многие историки, сводя всё к материальным находкам. Для неё характерна функциональная рациональность и даже аскетичность материального мира, но при этом — огромное богатство и сложность мира духовного и интеллектуального, ярким свидетельством чего является устная традиция и русский язык. Вот его-то они и не знают. Да и не обязательно это им, с их точки зрения.

Попробуйте объяснить европейцу или китайцу, что такое Широта характера! Придётся попотеть. И когда они, наконец, закивают головами и расскажут своими словами всё то, что уразумели, тут уж держись! Не в коня корм.

Ещё вопросы

– Почему нас так привлекают размах и широта?

– Почему мы летаем во сне?

– Почему нас тянет на вершины гор?

– Почему нам всё время хочется узнать, что там — за лесом или рекой? Или хотя бы за углом?

– Почему нам так дорога Воля-Вольная?

– Почему мы, издревле сухопутный земледельческий народ, живущий в центре материка, во все времена ходили в моря?

– Почему нас влекут чужие страны, но мы сразу хотим домой?

– Почему китайцы, придумав порох, тысячу лет запускали фейерверки, а мы (индоевропейцы), едва узнав его, создали пушки и полетели в космос?

– Почему нас вообще интересует космос?

– Какое нам дело, сколько спутников у Нептуна?

– Почему у них дорога — это сооружение, а у нас, прежде всего — направление?

И снова вопросы «в связи» дают подсказку к осмыслению.

Ещё ответы?

Подобно тому, как наше физическое тело требует пищи и заботы, наше тонкое тело (назовём его психикой, душой) тоже жаждет пищи и адекватной заботы. Помните — ни хлебом единым сыт человек! Пища души — информация в виде образов и чувств. Мы с вами — вечные охотники за образами.

Психологически названные выше вопросы и душевные порывы, укладываются на единый вектор, направленный на «расширение субъективного пространства». Пространства во всех смыслах этого слова, внутреннего психологического и внешнего физического.

Говоря другими словами, это — жадность. Но жадность не в смысле стяжательства или скупости (хотя если смотреть шире, то и это тоже), а в смысле «он с жадностью поглощал страницу за страницей», «он жадно слушал». Жадность на впечатления. Наше тонкое тело жадно впитывает всё новые и новые образы, становясь всё крупнее, расширяя просторы внутренней Ойкумены и параллельно увеличивая аппетит. Одно из проявлений этой жадности — любопытство.

Русский язык, как, впрочем, и любой другой, содержит в себе подробную информацию о своём носителе. Это похоже на программное обеспечение компьютера. Оценим его и скажем, на что тот способен. Понятийный аппарат русского языка уникален. Устная традиция — пословицы, поговорки, былины, сказки — огромный аккумулятор мудрости и этики, база алгоритмов и фундаментальных ценностей. Русский язык это то, что делает нас Русским народом, и он же — язык — предопределяет нашу судьбу. С его помощью мы обладаем нашими ценностями, храним их и передаём. С его же помощью формируется психика новых членов сообщества.

Наше стремление к расширению пространства тоже формируется и отражается языком. Мы легко создаём новые слова, совсем легко — словосочетания, и уж вообще свободно — сложные конструкции для описания всё более сложных образов, до которых охочи наши души.

Шаг назад

А теперь вернёмся к методу Квинтимана, но уже не с конца, а с начала. Сформулируем проблему: Мы хотим процветания для себя и России. И уточним значения слов.

– Процветание — это душевное и материальное благополучие. Это когда люди счастливы и сыты. (Сыты в широком смысле слова, т.е. одеты, обуты и т.д. Счастливы, — тоже в широком… Здоровы, веселы, радостны… Т.е. такие, какими мы обычно желаем быть другому, произнося тост или здравицу, не забывая при этом любовь, материнство, дружбу…)

– Для себя — это себе лично, детям, брату, сестре, отцу, матери обязательно… Друзьям, приятелям, коллегам, соседям и всем добрым людям малой Родины.

– Для России — для всех хороших людей нашего народа, для земли (в широком смысле), на которой он живёт, для будущих поколений.

– Мы — т.е. большинство тех, кто составляет наш народ.

– Хотим — понимаем, что так будет лучше для нас, и готовы приложить усилия, чтобы так стало.

Взглянем на это в категориях «пространства» и получим, что души наши и тела требуют адекватной пищи: чувств, образов и хлеба, т.е. иными словами — расширения внутреннего субъективного пространства и физического пространства в части материальных ресурсов. Причём второе — соподчинено первому.

Следуя далее, огласим оставшиеся пока без ответов квинтимановы вопросы:

3). Зачем? 4). Где? 5). Как? 6). Когда?

7). Чем?

И отвечаем: 3).Зачем? — затем, что это свойственная нам потребность; 4). Где? — здесь, в пределах обитания нашего народа и в местах будущего расширения (Космос, Антарктика…); 5). Как? — постепенно, через освоение методов управления пространством (во всех смыслах этого слова); 6). Когда? — возможно, быстрее, сейчас, и в будущих поколениях; 7). Чем?

Да. В данной проблеме — это вопрос вопросов. Метод! Где его взять?

Относительно «физического» пространства, т.е. энергии, тела, хлеба… Тут-то всё более или менее понятно. Методов много, но работают они слабо, спотыкаясь о наше внутреннее пространство и его аппетиты. А оно устроено сложно и многослойно. Культура, Искусство, Духовность, Душевность, Ментальность и ёщё множество слоёв, Бог знает в какой последовательности. Всё это опирается на основные духовные и морально-этические ценности — на фундамент, центр нашего внутреннего мира. Изменись они, и личность наша станет другой. Но ведь и они меняются… С возрастом у индивида и со временем — в обществе. Ведь наша жизнь — это постоянное сравнение всего, что нас окружает с внутренним эталоном, оценка: хорошо/плохо. Но эталоны-то мы приобретаем и совершенствуем всю жизнь.

Получается, что освоив метод управления этой системой, мы можем изменить свою личность. Остаётся найти точку опоры, как говорил Архимед, или ту незыблемую основу своего «Я», которая вообще не подлежит ревизии и изменению.

И ещё. Нужно сделать так, чтобы даже малые изменения внутреннего пространства накапливались поколениями.

В принципе, эти процессы идут сами по себе. Но можно ли ускорить?

Развитие человечества — это, прежде всего, процесс усовершенствования и усложнения людской морали и этики. Из поколения в поколение. Из века — в век. Не нужно путать его с научно-техническим прогрессом (хотя, безусловно, они связанны). Однако, например, рабовладение рухнуло не потому, что экономически свободный труд оказался производительнее, а потому что доля носителей новой изменённой морали в популяции рабовладельцев превысила критический уровень системы.

Развитие науки и техники стимулирует рост интеллекта среднего члена общества, что в свою очередь ведёт к увеличению потоков информации внутри системы и ускоренному расширению внутреннего субъективного пространства каждой её единицы. А это ускоряет эволюцию морали. Не так давно мы, люди, ещё ели друг друга, отнимали у ближнего всё до последнего, пили кровь врага из его же черепа и т.д. Сейчас стало помягче, в итоге — полегче. Да и нас побольше.

Процесс смены общественной морали не простой и очень медленный, на тысячелетия. Но нам-то нужно «сейчас»! Пусть хоть по чуть-чуть, но ускорить! Возможно ли? Да. Возможно.

Для этого, прежде всего, необходимо:

– Уразуметь, наконец, что Наша Цивилизация не сможет развиваться без осознания собственной самобытности по искусственно привнесённым схемам и принципам. Выработать новое, но прежде — изменить старое законодательство и систему судебной власти в сторону утверждения морально-этических ценностей народа, 100% которого в настоящее время нарушает его в той или иной мере.

– Возвысить значимость духовности и роль Православия, как основного хранителя и защитника общественной морали и этики.

– Укреплять русский язык. Поднять его значимость и престижность. Обесценить слэнг и блатной жаргон.

– На уровне государственного управления и на уровне каждого желающего применить какую-либо из методик по улучшению внутреннего субъективного пространства, или по управлению последним, что более привлекательно.

Речь не о том, чтобы заменить нынешних управленцев на лучших. А о том, чтобы изменить тех, что есть. Как? Через интенсификацию информационного потока, рост интеллекта и управление с его помощью внутренним пространством. И здесь наиболее привлекательным мето дом представляется Го или Вей-чи, как, пожалуй, самая сложная и изощрённая интеллектуальная практика, известная человечеству.

ГО

Го — это практика, ошеломляющая простотой правил, изяществом решений и глубиной аналогий.

В современном западном мире, да и в массовой культуре Востока, Го оказалась выхолощенной до уровня спортивных состязаний, а ведь создавалось она изначально не как спорт или игра, а как сакральный и философский инструмент и прибор для медитации. И ныне в среде обитания «Восточных Драконов» не легко найти президента или вице-президента какой-нибудь крупной компании, не обладающего высоким даном (мастерским рангом) по Го. Справедливости ради следует отметить, что это не афишируется и, тем более, не рекламируется, а поэтому обычно остаётся вне поля зрения и недооценивается европейцами. Подумаешь — хобби? А между тем Го — это тот самый инструмент, позволяющий управлять внутренним, да и внешним пространством. Если хотите — это искусство управления пространством, равно как и искусство делать выбор.

Го позволяет моделировать образы и испытывать на практике алгоритмы и, как результат, многократно ускорять процессы самоорганизации, анализа, синтеза, определения вероятности и принятия решений. Го многомерно увеличивает внутреннее субъективное пространство личности уже сама по себе и может служить прекрасным инструментом для его дальнейшего расширения и усовершенствования.

Хорошо известно высказывание Конфуция: «Вей-чи (Китайское название Го) совершенствует человека». Однако источник умалчивает о том, как и в каком направлении это происходит. Познакомившись поближе с учением великого философа, становится понятным, что он имел в виду именно нравственно-этическое совершенство, а не простую тренировку памяти, развитие сообразительности и счётных способностей, что, хотя само по себе, конечно же, и прекрасно, но вполне очевидно и без посторонней помощи.

Любой начинающий любитель Го скажет, что, ознакомившись с азами, почувствовал глубину игры, увидел перспективу для развития творчества и т.п. Прислушайтесь! Для описания даже первичных образов Го русский язык используетсистему понятий и характеристик, применяемых к пространству! Да и сама Го, как игра — это стратегическая задача по освоению пространства в условиях конкуренции. При этом территория — это одно из ключевых понятий в теории и практике игры. Го — это лёгкий путь к себе через игру.

Попробуем ещё один ряд вопросов:

– В чём секрет привлекательности Го?

– Почему Го всё шире распространяется по планете, несмотря на не свободность ниши, которая занята другими интеллектуальными практиками?

– Почему Россия, которая почти со 100- летним опозданием присоединилась к Го-сообществу, за какие-то 30 лет, прошедшие со дня первых публикаций в открытой печати, уже обогнала Европу, как по количественным, так и по качественным показателям? И это несмотря на «железный занавес» советского периода и нынешнюю бедность населения.

Ответ на первые два вопроса — один, и он прост. Чувство расширения субъективного пространства, которое мы испытываем. Это — аналог приятных чувств аппетита и насыщения в физическом мире. А ответ на последний — напрашивается сам собой.

Именно направленность Русского (славянского) менталитета на расширение субъективного пространства является той благодатной почвой, на которой проросли семена Го, занесённые в наше Отечество ветром глобализации. Именно поэтому, в отличие от западных европейцев, для которых Го — это состязание и развлечение, мы в большей степени тяготеем к освоению его философского и духовного содержания. Для большинства из наших посвященных, Го — это не просто спорт, но и направление мысли.

Вот почему можно утверждать, что идея Го абсолютно близка русской ментальности и не требует адаптации. Вот почему Го обретает в России новую, уже 4-ю по счёту родину, и в недалёком будущем станет национальным достоянием, как это уже произошло в Китае и Японии. Теперь — черёд взаимного обогащения Го и нашей могучей философской школы. Черёд нашей находчивости, изобретательности и непредсказуемости. Результатом этого взаимодействия смогут воспользоваться не только наши потомки, но и современники, вступившие на путь Го.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Современное искусство. Искусство современности
Концепт
Волшебный инструмент управления
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Секретная лаборатория рамок и правил
Редакция «Со-Общения»
Искусство пути или путь искусства
Виктор Осипов Агентство эффективной культуры
Любопытная Россия
Екатерина Дёготь критик, куратор
Бренд против Рембрандта
Татьяна Апатовская менеджер по маркетингу «СЖС Восток Лимитед»
Практика
В будущее возьмут только амбициозных
Виктор Мизиано критик, куратор, главный редактор «Художественного журнала»
Гаммы и концепты
Кто матери-современности ценен?
Сергей Соловьёв арт-критик, РДВ-медиа
Золотая нить Натты Конышевой
Вильям Мейланд искусствовед
Терещенки
Михаил Кутузов OOO «Клуб Династия»
Боевые искусства
Третья макушка планеты
Константин Возников Почётный Президент Крымской Федерации Го
Анатолий Чубайс обогрел современное искусство
По материалам газеты «Коммерсантъ»
Ноль is the message, или как «быть понятым своей страной»?
Ирина Чукомина, специальный корреспондент «Со-Общения» в Санкт-Петербурге
Члены РАСО обсудили структуру управления ассоциации
Алексей Екимовский Центр содействия коммуникациям
PRoba 2006: «пиар» и брызги шампанского в Эрмитаже
Ирина Чукомина, специальный корреспондент «Со-Общения» в Санкт-Петербурге
Новый взмах «белого крыла»
По материалам агентства «Ньютон» www.newton-pr.ru
Оперативный простор
Блестящий базар иллюзий
Ольга Муратова Обозреватель журнала «Со-Общение»
Mедиа из — ?
Музыка русской Америки
Олег Дивов писатель
Бумажный кирпич
Эдуард Михневский
Из ящика — в литературу
Арсений Несмелов
«Дурь». Цель рождает средства
Кирилл Шаманов
Как мы делали этот номер...
Уважаемая редакция
Актуальный сюжет
Оппозиция: горячий декабрь
Эдуард Михневский обозреватель «Со-Общения»
Московские выборы 2005: пир победителей
Дмитрий Мисюров политолог, корреспондент журнала «В мире науки»


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.