Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Современное искусство. Искусство современности / Практика

Терещенки


Михаил Кутузов OOO «Клуб Династия»
getman@getman.ru
Версия для печати
Послать по почте

От ума — дельцы, от чести — слуги России, от сладкой жизни — меценаты

1982 год, Мозамбик, Мапуту. Февраль, жара. Отряд советских военных кораблей во главе с большим противолодочным кораблём «Василий Чапаев» прибыл с дружественным визитом в страну, на гербе которой изображён автомат Калашникова… Обязательный пункт программы — посещение музея. Нас, молодых офицеров, заинтересовала фотография, на которой были изображены люди… под пальмами у самовара! Экскурсовод разъяснил, что это русские промышленники, работавшие в Мозамбике и на Мадагаскаре в конце 20-х годов XX века. Имён он не знал, но сказал, что один из них был «русским министром». Сегодня я знаю его имя. Это Михаил Иванович Терещенко — потомок слободских казаков, фамилию которого Ленин сделал нарицательной и писал во множественном числе и с маленькой буквы как символ сочетания независимости суждений и богатства. Последний министр иностранных дел Временного правительства, арестованный большевиками и выкупленный за 100 000 золотых рублей деловыми партнёрами. Он же — представитель рода промышленников и меценатов Терещенко — единственных, кого Пётр Третьяков считал соперниками в коллекционировании живописи.


Дело

Слобожанщина — очень интересное место в России и Украине. После первых неудач Богдана Хмельницкого в середине XVII века в пустынные местности между Донцом, Воронежем и Осколом начали переселяться жители местностей, более всего подвергшихся опустошению. Они принимали Московское подданство, взамен беря на себя сторожевую службу на южных окраинах государства. Они основали Сумы, Харьков, Острогожск, Россошь — города, возникшие из «слобод» — специальных поселений, предназначенных для военного контингента. Из слобожанского Глухова идут корни рода Терещенко.

Первый из известных — Артемий Терещенко (1794-1877), хотя фамилия Терещенко упоминается документами чуть ли не с XVI века…

Артемий, как и множество его соседей, был сугубым индивидуалистом: слушал всех, но поступал по-своему, твёрдо шёл к цели, был бережлив, но мог и рискнуть — если видел барыш и знал цену риска. Он разбогател на торговле солью — очень прибыльном, но «закрытом» бизнесе, куда допускали только многократно проверенных людей.

Артемий преуспел и занял значительное место среди слобожанской элиты, даже стал дворянином. Предприятие стало наследственным: его сын Николай (1819- 1903) занимался тем же соляным извозом, но добавил к нему торговлю лесом и хлебом. Торговля дала баснословный доход во время Крымской войны, когда отец и сын Терещенки получили подряд на снабжение армии.

После 1861 года огромные помещичьи земли остались без хозяина, и Николай Терещенко начинал прибирать их к рукам: сначала арендуя, а затем приобретая в собственность.

Лучшие в мире чернозёмы стали основой процветания, сахарная свёкла — главной культурой, а производство рафинада — родовым делом семьи.

Тем временем сахароварение превратилось в отрасль, сильно поколебавшую позиции винокурения, в продолжении полутора веков бывшего главным источником внутренних налогов…

За короткий срок у семьи Терещенко появились поля и заводы в Харьковской, Сумской, Киевской, Курской, Тульской губерниях.

Их доходы были баснословными: терещенковский сахар собрал все мыслимые награды всех ярмарок и выставок, начиная с Ирбита и кончая Парижем.

Однако Николай Артемьевич и его наследники не забывали и о родном городе: в Глухове была построена больница, несколько учебных заведений.

Искусство

Произведения искусства начал собирать ещё Николай Артемьевич. А его брат Фёдор (1832-1894), что был первым из рода, постоянно жившим в Москве, первым заинтересовался живописью передвижников и начал скупать полотна наиболее известных из них. Будучи членом множества благотворительных комитетов, он содействовал семейным капиталом улучшению уровня профессионального образования — в том числе и художников, музыкантов, скульпторов.

Однако главным городом рода в те годы был Киев. Четыре киевских музея обязаны своим существованием коллекциям трёх поколений рода Терещенко.

Наибольший вклад внесли сыновья Николая Артемьевича: Александр (1856- 1911), Иван (1854-1903), дочь Варвара (1852-1922) и её муж Богдан Ханенко (1849-1917).

Братья активно содействовали развитию изобразительного искусства не только в Киеве, но и в Москве, активно поддерживая своими стипендиями начинающих художников, главным образом — земляков. При их активном участии было создано первое в Киеве художественное училище, а киевское музыкальное училище было преобразовано в консерваторию. В начале XX века коллекции Терещенко попали в Русский музей, в Исторический музей. Но! Ни одной работы — в галерею Третьякова. Соперничество в коллекционировании произведений живописи было поистине непримиримым: чтобы получить свободные средства и Третьяков, и Терещенки активно внедряли новые механизмы и технологии, а чтобы сделать новые приобретения в коллекции — усердно разыскивали раритеты, спонсировали целые экспедиции по старым и хиреющим дворянским усадьбам, отыскивая неизвестные работы русских и иностранных художников. Значительную часть французской, голландской, немецкой живописи в киевском музее западного искусства составили коллекции «третьего поколения» Терещенко и особенно Богдана Ханенко: он ездил по Европе, скупая полотна Веласкеса, Сурбарана, Рубенса, Хальса, Давида и других. Интересная деталь: «Святой Лука» Франса Хальса, ставший сюжетом замечательного детектива, как раз из тех приобретений… После революции картина попала в Одессу, в запасники музея, где и была найдена впоследствии...

Однако наиболее известен в российской истории Михаил Иванович Терещенко (1886-1956). В семнадцатилетнем возрасте он потерял отца и деда, оставшись наследником громадного состояния старшей ветви рода.

К чести его, молодой Терещенко сумел не только распорядиться этим наследством, но и существенно его приумножить. Он учился в Лейпциге и Петербурге, в 1911 году сдал экзамен на юриста в Московском императорском университете. Свободно владел более чем десятком иностранных языков — семейное предание утверждает, что Михаил у крымских арнаутов за одно лето научился говорить по-албански… Был страстным театралом. Мечтал учиться у Станиславского, дружил с драматургами. Его сюжет был воплощён Александром Блоком в драме «Роза и крест».

Он приобщал к искусству и своих рабочих. В самом начале XX века в селе Теткино Курской губернии был создан рабочий театр, здание которого сохранилось до сего дня. В здании, которое Михаил Терещенко выкупил для госпиталя во время первой мировой войны, сегодня находится театральный институт имени Карпенка-Карого: главный театральный вуз Украины.

Традиции семейной благотворительности снискали Терещенкам глубокое уважение. В их роду не было «дурных овец»: с самого раннего детства все в семье приучались к усердному труду, ответственности за себя и «своих работников», достойному поведению в любых обстоятельствах. Умелое управление семейным делом и предпринимательская хватка отличала всех известных нам представителей этого рода.

В Петербурге Михаил Терещенко основал издательство «Сирин», выпускавшее поэтов серебряного века: Александра Блока, Валерия Брюсова, Андрея Белого. Проект, начавшийся как благотворительный, быстро стал коммерческим: книги хорошо раскупались, поэты получали неплохие потиражные…

Политика

Но ситуация в стране потребовала от Михаила Терещенко ещё одного служения — на ниве политической. Он становится одним из авторитетнейших и самых молодых депутатов I Государственной думы.

Дума проработала недолго, но депутат Терещенко задержался в этом органе на всё время его существования — до 1917 года. Самым нашумевшим и любопытным с политической точки зрения был его проект по объединению кадетов и октябристов в одну партию — партию «деловых людей».

Однако идея не нашла поддержки… Во время Первой мировой войны Михаил Терещенко вкладывает большие деньги в помощь раненным воинам. В госпитале, развёрнутом в его доме, медсестрой работала жена Блока — дочь Менделеева, Любовь Дмитриевна… Он активно сотрудничает с Союзом земств и городов — общественной организацией, занятой сбором пожертвований в пользу армии.

Его политическая карьера достигла пика в 1917 году. Практически сразу после февральской революции он становится министром финансов Временного правительства.

25 сентября 1917 года — ровно за месяц до октябрьского переворота, Михаил Терещенко становится министром иностранных дел в правительстве Керенского. Он мало что успел на этом посту, однако позицию свою обозначил бескомпромиссно: прекращать войну нельзя, нужно держаться до конца. Тем более, что силы Германии существенно ослабли…

Революция всё перевернула. Терещенко был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. Хлопотами жены-француженки и деловых партнёров за рубежом был «выпущен за выкуп» с обязательством покинуть Россию. Что и сделал, практически все средства оставив в России, включая богатейшие коллекции живописи. Которые и были разграблены — и белыми, и красными, и петлюровцами…

За два года он снова сумел собрать капитал. Переселился во Францию, работал в Африке (вот откуда мозамбикская фотография!), во время Второй мировой жил в Англии.

Умер в Монако, в 1956 году. Его сын Пётр учился во Франции, работал в США и Бразилии, занимаясь производством оборудования для парфюмерной промышленности. Внука зовут Мишель — в честь великого деда, Михаила Терещенко…

История

Кем же они были? Богачами, которых до скрежета зубовного ненавидел Ленин? Меценатами, чьими трудами собраны бесценные сокровища? Предпринимателями, способными сколотить капитал в любых обстоятельствах?

Наверное, все эти качества присущи старинному роду слобожанских козаков (именно так, через «О», «по-гоголевски», принято их писать). Но не это главное. Они всегда помнили о своих корнях и своей Родине. Они всё делали на века. Они точно знали: ничего нельзя делать хуже, чем это может быть сделано. Потому как после человека на Земле остаются его имя и дело…

Кстати, жители курской деревни Теткино всерьёз озабочены установкой памятника Михаилу Терещенко. Скорее всего, его поставят напротив Рабочего театра, что сохранился до наших дней. Поскольку был сложен из именного кирпича: на каждом — клеймо «МТ»: «Михаил Терещенко».


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Современное искусство. Искусство современности
Концепт
Волшебный инструмент управления
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Секретная лаборатория рамок и правил
Редакция «Со-Общения»
Искусство пути или путь искусства
Виктор Осипов Агентство эффективной культуры
Любопытная Россия
Екатерина Дёготь критик, куратор
Бренд против Рембрандта
Татьяна Апатовская менеджер по маркетингу «СЖС Восток Лимитед»
Практика
В будущее возьмут только амбициозных
Виктор Мизиано критик, куратор, главный редактор «Художественного журнала»
Гаммы и концепты
Кто матери-современности ценен?
Сергей Соловьёв арт-критик, РДВ-медиа
Золотая нить Натты Конышевой
Вильям Мейланд искусствовед
Терещенки
Михаил Кутузов OOO «Клуб Династия»
Боевые искусства
Третья макушка планеты
Константин Возников Почётный Президент Крымской Федерации Го
Анатолий Чубайс обогрел современное искусство
По материалам газеты «Коммерсантъ»
Ноль is the message, или как «быть понятым своей страной»?
Ирина Чукомина, специальный корреспондент «Со-Общения» в Санкт-Петербурге
Члены РАСО обсудили структуру управления ассоциации
Алексей Екимовский Центр содействия коммуникациям
PRoba 2006: «пиар» и брызги шампанского в Эрмитаже
Ирина Чукомина, специальный корреспондент «Со-Общения» в Санкт-Петербурге
Новый взмах «белого крыла»
По материалам агентства «Ньютон» www.newton-pr.ru
Оперативный простор
Блестящий базар иллюзий
Ольга Муратова Обозреватель журнала «Со-Общение»
Mедиа из — ?
Музыка русской Америки
Олег Дивов писатель
Бумажный кирпич
Эдуард Михневский
Из ящика — в литературу
Арсений Несмелов
«Дурь». Цель рождает средства
Кирилл Шаманов
Как мы делали этот номер...
Уважаемая редакция
Актуальный сюжет
Оппозиция: горячий декабрь
Эдуард Михневский обозреватель «Со-Общения»
Московские выборы 2005: пир победителей
Дмитрий Мисюров политолог, корреспондент журнала «В мире науки»


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.