Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Современное искусство. Искусство современности / Практика

Гаммы и концепты


Версия для печати
Послать по почте

Как современное искусство и реклама обогащают друг друга?

Действительно — как? Спросить об этом можно у художников, у специалистов по рекламе, у дизайнеров… Мы обратились к тем, кто успешно совмещает все три роли: к дизайнерам, работающим одновременно в пространстве современного искусства и в рекламе, и к художникам, предлагающим рекламе свои дизайнерские решения.



Мы задали им два вопроса:

1 — Как приёмы современного искусства могут помочь в сфере рекламы?

2 — Какие инструменты рекламы используются в сфере современного искусства?

Юрий Гордон

генеральный директор дизайн-студии Letterhead, графический дизайнер, шрифтовик

info@letterhead.ru

1 , 2

Современное искусство, которое я делаю, не связано с моей основной деятельностью. Я сейчас в мастерской, вокруг стоят огромные бумажные скульптуры, которые мне никто не заказывал. Чем они могут мне помочь в области дизайна? Не могу понять.

Я сейчас выпустил три выпуска газеты Alcoholes: это книга Гийома Аполлинера, разделённая на несколько выпусков — комментарии, картинки и шрифт. Газета сделана мной на моём собственном принтере — я её рассылал по подписчикам, начиная от Москвы до Омска и Баден-Бадена. Подписка абсолютно бесплатна. Среди подписчиков — люди, которых я абсолютно не знаю (хотя есть среди них и десятка полтора моих друзей). Раньше я делал проект Блеза Сандрара под маркой издательства «Даблус». Это — одна сторона. Сторона актуального искусства.

Другая сторона: у меня есть студия Letterhead — одно из лучших дизайн-бюро в стране.

И вот тут вроде намечается пересечение. Дело в том, что коммерческие проекты я создаю точно так же, как художественные. И там я начинаю со шрифта, и здесь. Только за художественные проекты я не получаю денег.

Но при этом я понимаю, что возникший в ходе именно артистической работы шрифт «Кастро» (от настоящей фамилии Аполлинера — Костровицкий) идёт сейчас во многих моих коммерческих работах, а создан-то был для газеты…

Так взаимно проникают коммерческие и художественные приёмы. То есть в итоге выясняется, что в плане техник нет разницы между тем, как я делаю коммерческую работу и чисто художественную. Наша шрифтовая библиотека задействована и там, и там.

А больше меня в России за последний год никто новых шрифтов не сделал — около пятидесяти.

Все это позволяет Letterhead позиционировать себя как ювелирную мастерскую. Ювелир делает вещи на заказ и считает себя художником. Так и у нас: ремесленного мастерства очень много, а вот ремесленничества мало.

Типографику, которую мы делаем, часто можно увидеть в журналах «Роллинг стоун» и «Эсквайр». Только что мы прославляли «Дневной дозор» своей типографикой. Делали и титры для «Ночного дозора». Когда делали рестайлинг для канала СТС, то начали с изменения дизайна (графическую составляющую делали мы). Мы выпустили в своё время пару номеров газеты «Пробел», и канал СТС по графике получился довольно сильно похожим на эту некоммерческую газету.

Думаю, на связность в дизайнерском труде и труде художника лучше всего указывает то, что листы этой газеты до сих пор — через много лет — висят на многих стенах — как картинки. Любопытно, что этот некоммерческий проект, как и многие другие такие же, очень помог нам в плане приобретения репутации, связей, клиентов — того, что называют социальным капиталом. Который мы, конечно, конвертируем в деньги — как в своего рода обратную связь с аудиторией, как свидетельство признания нашего мастерства и как художников, и как дизайнеров, и как специалистов по рекламе.

Мариан Жунин

креативный директор агентства Seinecom, участник Венецианских биеннале 2003 и 2005

zhunin@seinecom.ru

1

Сегодня современное искусство маркировано как нечто элитарное. В рекламе используют не само современное искусство, а образ современного искусства. Его симуляцию, имитацию можно использовать как способ создания эффекта элитарности. А тем людям, которые как-либо связаны с современным искусством, легче симулировать его на территории рекламы.

2

С современным искусством всё давно ясно. С ним происходит то же самое, что происходит с литературой, кинематографом и т.д. — давление масс-культа возрастает, и, соответственно, растёт влияние рекламы, которая гласит be simple as stupid1 — и этот принцип торжествует почти везде. То есть современное искусство всё больше превращается в аттракцион, в зарабатывание денег, потому что, как мне представляется, падают объёмы финансовых вложений, падает интерес коллекционеров, спонсорство музеев уменьшается, и художнику мало что остаётся, кроме как превращаться в рекламного клоуна. Таков метод выживания искусства.

Антон Литвин

креативный директор рекламного агентства Debby, участник Венецианского биеннале-2005 в составе группы Escape

а.litvin@debby.ru

1

Считается, что современное искусство всегда идёт впереди остальных отраслей индустрии развлечений, и поэтому многие идеи и практики искусства вбираются рекламой, используются креативными людьми, работающими в рекламном бизнесе.

То есть происходит следующее: искусство становится всё более популярным, упрощается, а потом, порой, профанируется.

2

Я не думаю, что использование рекламных приёмов и инструментов в современном искусстве — это просто гимнастика для ума.

Эти инструменты помогают структурировать мышление и находить более точные образы. Другое дело, что реклама традиционно апеллирует к одному слою аудитории, а современное искусство — к другому.

Реклама должна быть понятной и продвигать конкретную вещь или услугу, создавая её образ. В то же время, искусство, как принято думать, от этого освобождено. Оно в гораздо большей степени имеет дело с пластикой, с палитрой эмоций. Искусство не сводится к одному предложению.

Тем не менее, работа с рекламой позволяет более ответственно относиться к собственному творчеству: для меня, например, это ускоряет процесс огранки идей — от сырой мысли до конкретного образа.

Реклама для меня — это гамма, а искусство — это концепт.

Арсений Мещеряков

арт-директор группы Agey Tomesh, издатель журнала WAM

info@ageytomesh.ru

1

Если рассматривать современное искусство как лабораторию, в которой вырабатываются новые художественные приёмы — технологии в области визуального, — то дальше они выводятся в массы и тиражируются в области рекламы.

Современное искусство старается развивать связность (как минимум — между художником и обществом), часто используя для этого PR-техники.

Современное искусство занимается PR как искусством, в том смысле, что классическое искусство занималось формой, а современное искусство, начиная с поп-арта, вводится в рекламный оборот, в том числе, и как инструмент, и как товар.

С визуальной точки зрения Рой Лихтенштейн — самый используемый в рекламе художник, хотя это замкнутый круг — ведь он сам пришёл в арт-мир из рекламы.

2

Здесь другая зависимость — современное искусство переосмысляет навязшие в зубах рекламные и PR-приёмы как некий постмодернистский акт — заостряя их банальность, оно выполняет свою функцию — раскрывает глаза людей на обыденное и тем самым превращает этот акт в произведение искусства.

Современная реклама и PR становятся для актуального искусства тем же, чем пейзаж был для художника-реалиста XIX века: художник смотрит на это, восхищается этим, но художник это переосмысливает, потому что вокруг себя он видит рекламу, PR, политику…

И снова, подобно истории с Лихтенштейном, получается замкнутый круг — реклама берёт новые эстетические приемы, часто начинает их опошлять, порой — вызывать к ним отвращение, а потом из этого отвращения вдруг внезапно возникает новый художественный дискурс.

Мы уже наблюдаем это в истории искусства — поп-арт возник как реакция на рекламу в широком смысле слова, а сейчас поп-арт, наоборот, стал наипервейшим источником концепций, техник и приёмов современной рекламы и массовой эстетики. Думаю, это вполне взаимовыгодный обмен.

Материал подготовил Михаил Сидлин


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Современное искусство. Искусство современности
Концепт
Волшебный инструмент управления
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Секретная лаборатория рамок и правил
Редакция «Со-Общения»
Искусство пути или путь искусства
Виктор Осипов Агентство эффективной культуры
Любопытная Россия
Екатерина Дёготь критик, куратор
Бренд против Рембрандта
Татьяна Апатовская менеджер по маркетингу «СЖС Восток Лимитед»
Практика
В будущее возьмут только амбициозных
Виктор Мизиано критик, куратор, главный редактор «Художественного журнала»
Гаммы и концепты
Кто матери-современности ценен?
Сергей Соловьёв арт-критик, РДВ-медиа
Золотая нить Натты Конышевой
Вильям Мейланд искусствовед
Терещенки
Михаил Кутузов OOO «Клуб Династия»
Боевые искусства
Третья макушка планеты
Константин Возников Почётный Президент Крымской Федерации Го
Анатолий Чубайс обогрел современное искусство
По материалам газеты «Коммерсантъ»
Ноль is the message, или как «быть понятым своей страной»?
Ирина Чукомина, специальный корреспондент «Со-Общения» в Санкт-Петербурге
Члены РАСО обсудили структуру управления ассоциации
Алексей Екимовский Центр содействия коммуникациям
PRoba 2006: «пиар» и брызги шампанского в Эрмитаже
Ирина Чукомина, специальный корреспондент «Со-Общения» в Санкт-Петербурге
Новый взмах «белого крыла»
По материалам агентства «Ньютон» www.newton-pr.ru
Оперативный простор
Блестящий базар иллюзий
Ольга Муратова Обозреватель журнала «Со-Общение»
Mедиа из — ?
Музыка русской Америки
Олег Дивов писатель
Бумажный кирпич
Эдуард Михневский
Из ящика — в литературу
Арсений Несмелов
«Дурь». Цель рождает средства
Кирилл Шаманов
Как мы делали этот номер...
Уважаемая редакция
Актуальный сюжет
Оппозиция: горячий декабрь
Эдуард Михневский обозреватель «Со-Общения»
Московские выборы 2005: пир победителей
Дмитрий Мисюров политолог, корреспондент журнала «В мире науки»


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.