Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты





Светодом встраиваемые светильники круглые



soob.ru / Архив журналов / 2005 / Современное искусство. Искусство современности / Концепт

Искусство пути или путь искусства


Виктор Осипов Агентство эффективной культуры
panda7@mail.ru
Версия для печати
Послать по почте

Что ведёт современных дервишей? Что влечёт их? И — куда?

Что такое «современное» или «актуальное» искусство? Это не то искусство, которое существует сейчас, в окружающем нас времени, как можно было бы подумать, если понимать слова только формально. Современное искусство — название, которое закрепилось за совершенно особым и самостоятельным типом художественной практики, возникновение которого обычно относят к 20-м годам прошлого века. Этот вид искусства (contemporary art) выражается в разных объектах и действиях — перформансах, инсталляциях, картинах, видеоарте, фотографии и т.д. Что же их объединяет? Что позволяет отнести ту или иную фотографию или картину к этому зыбкому и ускользающему миру современного искусства? В чём их такая особенная «современность»?


Железное алиби творца

Так называемое “современное искусство” (актуальное искусство) является с момента своего возникновения (авангардизм и т.п.), в первую очередь, практикой (и — практикумом) преодоления реальности. Реальности искусства и социальной реальности вообще. Здесь всё обыгрывается и постоянно обновляется — существующие жанры, техники, способы подачи материала и, конечно же, зрительское восприятие.

Именно в рамках “современного искусства” всё что угодно (любое действие или объект) может быть объявлено “произведением искусства”. Разве в такой ситуации удивительно, что арт-деятель Сабуров получил у капиталиста Сороса грант на лечение зубов? Но не в виде благотворительного вспомоществования на медицинское обслуживание, а в качестве спонсорской суммы. Поскольку это лечение зубов было не чем иным, как художественной акцией.

Искусство даёт творцу своеобразное алиби — можно делать самые невероятные и даже наказуемые действия, называя и абсолютно всерьёз считая их “художественными проектами”. Под видом “перформансов” могут происходить, в том числе, и разнообразные ритуалы. (Иногда ведь и не поймешь, что творится — перформанс под видом ритуала или ритуал под видом перформанса.)

Яркий пример — деятельность в 70-е годы группы «Коллективные действия», которая устраивала странные «действия» в подмосковных лесах, приглашая туда зрителей.

Первая их акция называлась «Появление».

Вот как она описывается в изданной группой книге «Поездки за город»: «Зрителям были разосланы приглашения на акцию «Появление». Когда приглашённые собрались (30 человек) и разместились на краю поля, через 5 минут с противоположной стороны, из леса, появились двое участников акции, пересекли поле, подошли к зрителям и вручили им справки («Документальное подтверждение»), удостоверяющее присутствие на «Появлении»».

В рамках современного искусства возможна (и на самом деле — приветствуется) любая активность, выходящая за пределы норм и правил традиционного искусства и обыденной жизни — т.е. практика преодоления реальности.

Современное искусство предлагает зрителю загадки, для решения которых нужно выйти на внешний уровень по отношению к себе прежнему, перестать быть тождественным самому себе.

Выход за пределы

Современное искусство — это такое искусство, которое выводит зрителя за пределы привычных способов восприятия мира, предопределённых рутиной повседневности. Выводит за пределы того, что социологи американской школы назвали фреймами[1].

Это часто описывается в более простом языке, когда говорится, что цель современного искусства — поразить, удивить, создать что-то невиданное и необычайное.

Произведения современного искусства как бы вырывают зрителя из привычного мира, где всё более или менее расчислено и предопределено, расставлено по полочкам.

В пределе современное искусство всегда должно вызывать у зрителя чувство головокружения от невозможности автоматически ответить на вопрос, что это такое он видит, что происходит.

«Современное искусство (вне зависимости от способа действия — телом, предметом, красками, домами) преодолевает привычные границы фреймов. Оно работает с переопределением, с постановкой под сомнение границ искусства и жизни, вымысла и реальности, границ разных жанров…Мы, похоже, имеем здесь дело с «рефреймингом» в точном смысле слова.

На выставке «Суперженщина» в галерее были «Fine Art» представлены работы Дмитрия Гутова.

Они представляют как бы обложки философских книг (Гегеля, Адорно, Делеза) с весьма фривольными изображениями женщин.

Вот она — работа с границами жанров. Жанр «философской литературы» предполагает один тип оформления, жанр «эротического романа» — другой. Ведь фрейм того или иного жанра задаётся не только содержанием текста, но и оформлением.

Невозможно понять, что ты видишь перед собой. Точнее, невозможно было бы понять, что это такое, если бы такие книги лежали в магазине.

Сходный опыт происходит при просмотре фильма «Властелин колец» в переводе Гоблина и вообще при любом рассогласовании картинки и звука…

Акции и перформансы пытаются преодолеть границы искусства и жизни, игры и жизни…К этому же типу деятельности относятся так называемые «флэш-мобы»[2].

Столь же неопределённа ситуация и с самим современным искусством.

Эта неопределённость проявляется, в том числе, и в том, что трудно найти место «современному искусству» в ряду других искусств (театр, живопись, музыка, литература). Оно — явно представляет собой явление какого-то другого порядка и не укладывается ни в какие искусствоведческие типологии (хотя его часто и пытаются в них уложить).

Это заставляет задуматься над тем, не есть ли «современное искусство» — способ назвать искусством некоторую на самом деле другую — и весьма древнюю — практику? Эту практику несли на себе, например, мастера дзэна и суфийские дервиши. У последних даже есть так называемый «путь позора», предполагающий совершение возмутительных и непристойных поступков.

Но в чём был смысл этого средневекового «эпатажа»?

Вырвать людей (зрителей) из автоматизма восприятия, пробудить их к осознанности, к пониманию условности (вымышленности) всех признанных и вообще — всех возможных социальных фреймов восприятия и действия.

«Не человек для субботы, а суббота для человека»

В наше время функция «обеспечивать пробуждение людей, выводить их из автоматизма повседневности» во многом уже переместилась из области религиозных практик в пространство искусства — в область так называемых художественных практик. Конечно же, и то, и то — тоже всего лишь фреймы, и мне нужно было поставить и «религиозные практики», и «искусство» в кавычки.

Да — это не более, чем фреймы. Но и не менее.

И такой переход не может остаться без последствий.

Введение некой функции или деятельности в новый фрейм (например — перемещение некой книги с полки «Эзотерика» на полку «Искусство») сильно меняет язык описания самой этой функции.

Маска прирастаёт к лицу, и маскировка как бы занимает место маскируемого. Но не до конца.

И в некоторых странных несоответствиях и прорехах в описании какого-то явления вдумчивый наблюдатель всегда может найти ключ к его далеко запрятанной сущности.

Почему же эту практику сегодня стали относить к «искусству»? И зачем придумали для неё специальное и сбивающее с толку название — «современное искусство»?

Общество всегда ищет способы защититься от всяких изменений. Здесь и сейчас очень трудно говорить о «просветлении», «пути», «пробуждении». Тем более — рассчитывая на серьёзное внимание и понимание. Сегодня подобный язык вытеснен на обочины (на поля) общественного сознания, превращён в маргинальный.

Я пишу сейчас эту статью и понимаю, что употребление мной этих слов может в чьих-то глазах поставить под сомнение и мой статус, и статус издания, в котором я пишу.

Но — совсем другое дело — искусство.

То, что было позволено нищему дервишу, сегодня позволено современному художнику — артисту (аrtist).

Современное искусство — это язык, на котором можно «пробуждать» людей, не рискуя быть причисленным к ужасным «сектантам», на которых не станет обращать внимания ни один приличный человек.

Современное искусство — это современный язык рефрейминга и человеческого развития, современная палка дзэнского мастера или история суфийского дервиша.

Суфии известны как искатели истины, а истина есть ни что иное, как знание объективной реальности.

Один невежественный и жадныйтиран захотел однажды заполучить эту истину. Его звали Рударигх (Родериго), он был великий лорд Мурсии в Испании. Он решил, что истина — это нечто такое, что можно силой выпытать у Омара эль-Калави из Тарагоны.

Омар был схвачен и приведён во дворец.

Рударигх сказал:

Я приказываю тебе немедленно изложить всю истину, известную тебе, понятными мне словами, не то придётся тебе распрощаться с жизнью.

Омар ответил:

Соблюдаешь ли ты при своём благородном дворе всеобщий обычай, согласно которому арестованный должен быть отпущен на свободу, если он в ответ на вопрос говорит правду, и эта правда не свидетельствует против него?

Да, соблюдаю, — ответил владыка.

Я прошу всех присутствующих быть свидетелями слов нашего владыки, — сказал Омар. — А теперь я скажу тебе истину, и не одну, а целых три!

Мы должны воочию убедиться, что твои слова действительно представляют собой истину как таковую. Ты должен быть доказательным.

Для такого владыки как ты, — продолжал Омар, — которому я собираюсь сообщить не одну, а целых три истины, я уж постараюсь дать истины, которые будут самоочевидными.

Рударигх на этот комплимент распустил хвост веером.

Первая истина, — сказал суфий, — состоит в том, что я есть тот, кого зовут Омар, суфий из Тарагоны.

Вторая — это то, что ты согласился меня отпустить, если я скажу истину.

Третья состоит в том, что ты хочешь знать истину, которая соответствует твоему пониманию.

Впечатление от этих слов было таково, что тиран был вынужден отпустить суфия.

Эта история служит введением в устные предания, которые по традиции идут от аль-Мутанаби. Рассказчики утверждают, что он запретил записывать их в течение 1000 лет.

Аль-Мутанаби, один из величайших арабских поэтов, умер тысячелетие назад.Его коллекция преданий отличается тем, что постоянно перерабатывается, в соответствии с «изменениями времени», поскольку истории из неё имеют непрерывное хождение.

Нечто подобное происходит и с искусством.

Точнее с тем его видом, который называется современным.



[1] Фрейм — это рамка во всех возможных значениях этого слова. Фрейм — схема организации восприятия реальности. Т.е. — схема реальности. Реальность обустроена фреймами, она такая или иная в зависимости от тех или иных фреймов (её восприятия).

[2] Цит. по В. Осипов «Заметки на полях Ирвинга Гофмана. Современное искусство как средство достижения просветления».


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Современное искусство. Искусство современности
Концепт
Волшебный инструмент управления
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Секретная лаборатория рамок и правил
Редакция «Со-Общения»
Искусство пути или путь искусства
Виктор Осипов Агентство эффективной культуры
Любопытная Россия
Екатерина Дёготь критик, куратор
Бренд против Рембрандта
Татьяна Апатовская менеджер по маркетингу «СЖС Восток Лимитед»
Практика
В будущее возьмут только амбициозных
Виктор Мизиано критик, куратор, главный редактор «Художественного журнала»
Гаммы и концепты
Кто матери-современности ценен?
Сергей Соловьёв арт-критик, РДВ-медиа
Золотая нить Натты Конышевой
Вильям Мейланд искусствовед
Терещенки
Михаил Кутузов OOO «Клуб Династия»
Боевые искусства
Третья макушка планеты
Константин Возников Почётный Президент Крымской Федерации Го
Анатолий Чубайс обогрел современное искусство
По материалам газеты «Коммерсантъ»
Ноль is the message, или как «быть понятым своей страной»?
Ирина Чукомина, специальный корреспондент «Со-Общения» в Санкт-Петербурге
Члены РАСО обсудили структуру управления ассоциации
Алексей Екимовский Центр содействия коммуникациям
PRoba 2006: «пиар» и брызги шампанского в Эрмитаже
Ирина Чукомина, специальный корреспондент «Со-Общения» в Санкт-Петербурге
Новый взмах «белого крыла»
По материалам агентства «Ньютон» www.newton-pr.ru
Оперативный простор
Блестящий базар иллюзий
Ольга Муратова Обозреватель журнала «Со-Общение»
Mедиа из — ?
Музыка русской Америки
Олег Дивов писатель
Бумажный кирпич
Эдуард Михневский
Из ящика — в литературу
Арсений Несмелов
«Дурь». Цель рождает средства
Кирилл Шаманов
Как мы делали этот номер...
Уважаемая редакция
Актуальный сюжет
Оппозиция: горячий декабрь
Эдуард Михневский обозреватель «Со-Общения»
Московские выборы 2005: пир победителей
Дмитрий Мисюров политолог, корреспондент журнала «В мире науки»


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.