Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Современное искусство. Искусство современности / Концепт

Волшебный инструмент управления


Дмитрий Петров
petrov@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте


Знаменитый анекдот советских времён.

Юноша поступает в вуз. Сдаёт экзамен по истории. Комиссия строга.

— В каком году свершилась Великая октябрьская социалистическая революция?

— Не знаю.

— Как же так? А каковы основные решения XXVI съезда КПСС?

— Простите, съезда — чего?

— Не может быть!.. Вы хоть знаете, как зовут главу советского государства!!?? — Извините, не знаком…

Изумлённая пауза.

Потом председатель комиссии обескуражено вопрошает: скажите, молодой человек, а вы, вообще-то, откуда такой взялись?

— Я? Ну, родом я из Урюпинска…

Председатель сокрушённо закрывает глаза рукой и, роняя слезу, тихонько шепчет: ох-х-х, бросить бы всё и уехать в Урюпинск…

Так анекдот превратил этот милый город в своего рода произведение искусства.

Во-первых, он сделал Урюпинск знаменитым.

Во-вторых, превратил его в то самое всеми желанное и искомое мифическое место, где всё хорошо. Где люди счастливы. Где они даже не знают, что на свете бывают генеральные секретари.

И, в-третьих — породил уверенность, что на самом деле такого города, конечно же, нет…

***

Поэтому когда художники (и не только) узнают, что на самом деле такой город есть, им немедленно хочется туда попасть.

Так и случилось в 1997 году, когда мы с депутатом Игорем Бабичевым и арт-критиком Михаилом Сидлиным устроили в Урюпинске фестиваль современного искусства «Москва — Урюпинск: новый маршрут. В Россию — с любовью». Знаменитые современные художники просто рвались в город-миф.

***

Именно в Урюпинске Дмитрий Гутов стал знаменитым фотографом. Не где-нибудь, а там Константин Звездочётов водрузил на гору «антоновки» Яблочный Спас. Именно там Виноградов и Дубоссарский не увидели (не смогли приехать), как дивятся местные школьники и преподаватели их прочтению русской литературы, превратившейся в одноимённую серию живописных работ…

***

Такого потока посетителей городской краеведческий музей не знал никогда.

Урюпинск чествовал современное искусство. Но вот вопрос: а что же современное искусство делало с Урюпинском?

Как ни странно — превращало его из города-мифа в город, присутствующий на карте России. Художественная акция привлекла изрядное внимание центрального телевидения и столичной прессы. Вдругоказалось, что Урюпинск — это место, куда действительно можно приехать. Более того — место, куда ездят знаменитые современные художники! А, следовательно — он не только точка на карте, но интересное место. И значит, приехать туда не только можно, но и стоит.

Тут важно помнить, что слово «интерес» имеет несколько значений. Одно из них — процент прибыли на вложенные деньги. Это очень важный момент. Потому что все деньги на фестиваль были пожертвованы четырьмя ведущими урюпинскими предпринимателями и городской администрацией! Ни единой копейки — из Москвы! И это хорошо.

Местные дельцы и чиновники понимали: городу нужны деньги. Но сам фестиваль ни при каких обстоятельствах не «отобъётся» прибылью. Даже «в ноль» не выйдет. Но при этом может и должен сыграть более важную роль — изменить образ города, привести туда деловых партнёров и деньги.

А это значит, что для начала надо привлечь внимание — и к себе, и к городу. И не как к мифическому счастливому краю, но как к месту, где работают, служат и трудятся люди, действуют предприятия, происходит жизнь… Как к месту, где можно делать дела. И дела серьёзные.

Так оно и вышло.

С нашего фестиваля Урюпинск начал, как сейчас говорят, подниматься.

Вскоре мэрия города вполне заслуженно и справедливо получила премию «Серебряный Лучник» за один из лучших проектов по развитию общественных связей. А затем в город поехали не только художники, но и предприниматели. Например — те, кто делал деньги — и немалые — на торговле подсолнечным маслом[1]

Сейчас Урюпинск — уже далеко не тот заштатный городок, что был до 1997 года. Но произведением искусства он всё же остался. Тем самым, создавать которое заново начали московские художники, дело которых сегодня продолжают предприниматели со всех концов страны.

***

Зачем я рассказал эту историю?

Затем, чтобы показать. О современном искусстве и об искусстве вообще можно, конечно, рассуждать как о предмете отвлечённом, укрытом в музеях и мастерских. А можно рассматривать его как инструмент управления.

Впрочем, в наше время оно устроено так, что говорить о нём и делать с ним можно всё, что угодно. Приписывать ему любые свойства и черты. Использовать как инструмент чего угодно. И хотя следует помнить, что полёт творческой фантазии автора или авторов может закончиться падением на неведомом пустыре, а может — успешным приземлением на поле мировой (или более скромной) славы, более важным, на мой взгляд, является именно эта инструментальность. Принято восхищаться «Танцем» Анри Матисса. И, знаете, восхищение не спадает, когда зрители вдруг узнают, что две из трёх версий этого шедевра есть ни что иное, как заказные работы, написать которые мастеру предложили. Одну — русский предприниматель Сергей Щукин. А другую — американский предприниматель Альберт Барнс. Что прикажете после этого сделать с тем, кто возьмётся утверждать, что шедевры, де, не создаются по заказу? И более того — часто создаются не для убранства интерьера, а в целях продвижения товаров, людей, компаний, стран… Сейчас я жалею, что в 1997 у нас было слишком мало средств на фестиваль в Урюпинске. Будь их больше — следовало бы заказать художникам работы специально для этого события. Тогда бы современное искусство в ещё большей степени оправдало репутацию лаборатории инструментов присоединения аудитории. С одной стороны — к смыслам, которые несла собой акция (среди них — воссоединение культурного контекста столиц с культурным контекстом провинции); а с другой — к вполне прикладным задачам (привлечение массового внимания к городу).

И обе задачи были чудесным образом выполнены. Берусь утверждать, что подобные — и значительно более масштабные задачи — выполняются средствами искусства почти постоянно и почти повсеместно. И не случайно мы толкуем о современном искусстве сейчас — под Новый год. В эту пору чудеса — нормальное дело.

Движемся дальше.


[1] В Урюпинске находится один из крупнейших маслоэкстракционных заводов в России.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Современное искусство. Искусство современности
Концепт
Волшебный инструмент управления
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Секретная лаборатория рамок и правил
Редакция «Со-Общения»
Искусство пути или путь искусства
Виктор Осипов Агентство эффективной культуры
Любопытная Россия
Екатерина Дёготь критик, куратор
Бренд против Рембрандта
Татьяна Апатовская менеджер по маркетингу «СЖС Восток Лимитед»
Практика
В будущее возьмут только амбициозных
Виктор Мизиано критик, куратор, главный редактор «Художественного журнала»
Гаммы и концепты
Кто матери-современности ценен?
Сергей Соловьёв арт-критик, РДВ-медиа
Золотая нить Натты Конышевой
Вильям Мейланд искусствовед
Терещенки
Михаил Кутузов OOO «Клуб Династия»
Боевые искусства
Третья макушка планеты
Константин Возников Почётный Президент Крымской Федерации Го
Анатолий Чубайс обогрел современное искусство
По материалам газеты «Коммерсантъ»
Ноль is the message, или как «быть понятым своей страной»?
Ирина Чукомина, специальный корреспондент «Со-Общения» в Санкт-Петербурге
Члены РАСО обсудили структуру управления ассоциации
Алексей Екимовский Центр содействия коммуникациям
PRoba 2006: «пиар» и брызги шампанского в Эрмитаже
Ирина Чукомина, специальный корреспондент «Со-Общения» в Санкт-Петербурге
Новый взмах «белого крыла»
По материалам агентства «Ньютон» www.newton-pr.ru
Оперативный простор
Блестящий базар иллюзий
Ольга Муратова Обозреватель журнала «Со-Общение»
Mедиа из — ?
Музыка русской Америки
Олег Дивов писатель
Бумажный кирпич
Эдуард Михневский
Из ящика — в литературу
Арсений Несмелов
«Дурь». Цель рождает средства
Кирилл Шаманов
Как мы делали этот номер...
Уважаемая редакция
Актуальный сюжет
Оппозиция: горячий декабрь
Эдуард Михневский обозреватель «Со-Общения»
Московские выборы 2005: пир победителей
Дмитрий Мисюров политолог, корреспондент журнала «В мире науки»


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.