Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Образ. Связность. Предприятие / Практика

Как хорошо быть дистрибьютором

Участие в МЛМ даёт преимущества перед «несетевыми» гражданами


Версия для печати
Послать по почте

Тезис, который мы ставим целью обосновать, может показаться на первый взгляд дискуссионным и даже парадоксальным: МЛМ — шаг в общество будущего. Общество, в котором человек чувствует себя в достаточной мере комфортно и защищённо.

Как сетевой бизнес связан с обществом будущего? Сети МЛМ — это ростки более совершенного общества. А участие в МЛМ — способ встраивания в общество будущего для конкретных людей, наших с вами современников. Ведь создание сетей МЛМ представляет собой развитие социально-ориентированного бизнеса, согласованного с интересами человека — с одной стороны. И создание реальной общности людей, связанных общими интересами и общей деятельностью, конкретной взаимной выгодой и в определённой мере взаимной поддержкой — с другой стороны.

Поддержкой, помогающей сглаживать социальные противоречия и контрасты — последствия социально-экономического расслоения сегодняшнего общества, его дифференциации. Как результат — снижение напряжённости в обществе, формирование социальной толерантности. При этом важную роль играет создание здорового морального и социально-психологического климата, помощь участникам сети в решении их психологических проблем.

Именно эту поддержку, направленную на удовлетворение жизненно важных потребностей, причём не только материальных, и получает участник МЛМ. Причём получает уже сегодня — не дожидаясь, пока «ростки» этого общества возмужают и начнут давать плоды в масштабах общества в целом. В связи с происходящим в современном обществе кризисом семьи и формализацией отношений между людьми важнейшую роль играет также замещающая дефицит сочувственного общения коммуникативная поддержка, естественным образом получаемая в сети МЛМ.

Важнейшая функция, которую выполняет МЛМ — в дополнение к экономической — это формирование социальных связей. В прямом смысле слова, создание общественной связности, объединение большого количества людей, именуемых дистрибьюторами и активно участвующих в построении этой связности. Людей, выступающих не столько внештатными сотрудниками, сколько партнёрами, заинтересованными в развитии структуры. Точнее, в развитии собственной сети — с её товарным, денежным и информационным оборотом — внутри общей сбытовой сети. Так и оказывается, что стремление к достижению собственных, личных целей каждого из участников МЛМ способствует достижению общих целей и укреплению подобной связности в целом.

Таким образом, МЛМ выступает как самоуправляющийся элемент неформальной организации общества. И те процессы, которые происходят в крупных МЛМ, «вовлекающих в свои сети[1]» несколько десятков или даже сотен тысяч человек, напоминают при внимательном рассмотрении с точки зрения массовой психологии процессы, протекающие в особого рода государстве. Конечно, «государстве» виртуальном. «Государстве», ячейкой которого выступает первичная дистрибьюторская организация как типичный пример известных в социальной психологии самоорганизующихся первичных малых социальных групп — «общностей», «кругов», «сообществ». Как известно, движущей силой подобного группообразования является естественное стремление человека к удовлетворению фундаментальных психологических потребностей, таких как:

– потребность в принадлежности к малой социальной группе;

– в признании и получении группового статуса;

– в защищённости;

– в коммуникации;

– в информированности.

Это — потребности, описанные в парадигме социальной психологии. С точки же зрения системной модели, перечисленные частные потребности могут быть сведены к двум наиболее общим: принадлежность к системе и позиция в ней, с учётом требований к самой системе. Удовлетворение этих потребностей, наряду с потребностями материальными, присутствует в неявном виде в любом МЛМ. За счёт чего достигается как можно более полное использование человеческого потенциала его участников — как интеллектуального, так и особенно коммуникативного.

Итак, возвращаясь к нашему основному вопросу — почему хорошо быть дистрибьютором — скажем просто: потому, что участие в МЛМ помогает удовлетворению описанных жизненно важных потребностей (не говоря уже об удовлетворении потребностей материальных). В той мере, насколько это возможно в реальной жизни. И хотя более полное их удовлетворение — задача общества будущего, но МЛМ, как «островок» подобного общества, выполняет эту задачу уже сейчас. Будущее наступает сегодня! Благодаря участию в МЛМ.

Теперь поясним, каким конкретно образом в МЛМ происходит «удовлетворительное удовлетворение» потребностей его участников.

а) Удовлетворение материальных потребностей. Это экономические льготы — как финансовые (бонусное вознаграждение), так и товарные (приобретение продуктов/услуг со скидками). Тем самым участие дистрибьютора в МЛМ можно рассматривать как участие в своего рода дисконтной системе.

б) Психологическая поддержка. В идеале — в форме групповых психологических тренингов и индивидуальных консультаций, посещений психологического клуба и групп психологической поддержки, создание единой коммуникативной и культурной среды, поддерживающей оптимальную социально-психологическую атмосферу сотрудничества и взаимопомощи. Эта поддержка может быть реализована через специальные СМИ, аудитория которых шире непосредственно дистрибьюторской, и косвенным образом также способствующих расширению дистрибьюторской сети.

в) Удовлетворение потребности быть полезным людям, потребности в конструктивной, социально полезной деятельности. Ведь работа дистрибьютора успешна тогда и только тогда, когда он убеждён как в полезности своего продукта для потребителей, так и в полезности расширения сети — для тех новых участников МЛМ, которые включаются в сеть благодаря его спонсорской, лидерской деятельности.

г) Удовлетворение потребности в самосовершенствовании и внутреннем росте, параллельно росту карьерному и личностному.

д) Удовлетворение потребности в информированности, в обучении. Содействие в обучении в форме дополнительного, внутрикорпоративного обучения. И соответствующая информационная поддержка в виде создания единого корпоративного информационного пространства — корпоративных изданий, как справочных (каталогов и т.п.), так и периодических (см. пункт «б»), системы дистрибьюторских школ и тренингов.

е) Помощь в социальной адаптации, трудоустройстве, карьере и предпринимательской деятельности (в рамках МЛМ) — как информационная, так и организационная.

ж) В определённой мере, гарантии социальной и юридической защищенности. По мере того, как в нашем обществе девальвируются социальные гарантии, предоставляемые государством, задачу их обеспечения всё в большей мере берут на свои плечи корпоративные структуры, в частности — МЛМ.

Какие же общественные институты необходимы для того, чтобы помочь индивиду, стремящемуся к росту и повышению своего социального статуса с помощью МЛМ, удовлетворить описанные потребности? Конечно же, традиционные — семья и школа, только в их специфическом, МЛМ-варианте. Начнем, естественно, с семьи — как известно, «ячейки» общества. И первичной ячейки МЛМ.

МЛМ как семья

В рамках МЛМ реализуется система взаимной поддержки: как фирма поддерживает своих дистрибьюторов и потребителей, так и они, в свою очередь, поддерживают фирму. Поддерживают своей лояльностью в отношении предлагаемых фирмой товаров или услуг. Поддерживают и личным вкладом в создание и поддержание благоприятного общественного мнения, положительного имиджа фирмы. Для дистрибьюторов основа маркетинговой лояльности — инвестиции, как материальные (на «вхождение» в сетевой бизнес и пребывание в нём — будь то затраты на приобретение дистрибьюторского контракта, приобретение продукта, с учётом квалификации), так и психологические — затраты личного времени и сил на создание клиентской базы и собственной дистрибьюторской организации. Для клиентов — как позитивный опыт потребления соответствующих продуктов, так и личные отношения с постоянными «поставщиками» — дистрибьюторами. При этом, по мнению маркетологов, направление ресурсов на удержание «старых» клиентов более эффективно, чем на привлечение новых.

Так, благодаря совместным усилиям всех участников процесса сетевой дистрибуции формируется система устойчивых социальных связей, стабильных отношений — в дополнение к отношениям товарно-денежным. На это дополнение следует обратить особое внимание: по сути, дистрибьютор МЛМ при общении с клиентом не только продает (товар или услугу), но и приобретает (связи и знания). И собственное «приобретение» может быть для него важнее, чем продажа. Имеется в виду приобретение постоянного клиента, что гораздо важнее, чем одноразовая продажа случайному покупателю. Ведь дистрибьютор, занятый личными продажами — не торговая точка, успешность работы которой характеризуется «проходимостью», то есть тем, сколько посетителей проходит[2] ежедневно. Для дистрибьюторов же МЛМ успех зависит от «встраивания» МЛМ в своё собственное социальное окружение, в своё коммуникативное поле. Вот почему для дистрибьютора важно организовать коммуникацию с клиентом так, чтобы она была долгосрочной, как сериал. Не обязательно, чтобы сразу при встрече произошла покупка. Важнее, чтобы было организовано коммуникативное пространство, предрасполагающее к продолжению общения — и житейского, и коммерческого. Стабильность микросоциальных отношений проявляется в том, что дистрибьюторская организация символически может рассматриваться как «семья». Конечно, семья в расширенном её понимании, для представления которого позволим себе переиначить слова известной песни: «…и тогда нам МЛМ — семья». Семья, в которой роль «родителей» выполняют МЛМ-лидеры, или спонсоры, а роль «детей» — дистрибьюторы. Или, ещё шире, роль «родителей» могут выполнять дистрибьюторы, а «детей» — их постоянные клиенты[3].

Таким образом, «семья» в этом расширенном понимании выступает как устойчивая социальная группа, в основе которой — общинность, дух коллективизма, взаимной поддержки и кооперации. По сути, практическая реализация известного принципа: «Человек человеку — друг, товарищ и брат». В его МЛМ-версии: «Человек человеку — спонсор, дистрибьютор, либо постоянный клиент». Ведь в МЛМ как спонсорство, так и дистрибьюторство предполагается не только товарное, но и информационное, и психологическое, эмоциональное. И если в реальной семье за «спонсорство» родители получают как моральное, так и, в конечном счёте, материальное вознаграждение, то аналогичное вознаграждение получает «глава» и виртуальной дистрибьюторской «семьи». Точно так же, как и в реальной семье родителей обеспечивают повзрослевшие дети, вставшие на ноги и определившиеся в жизни, так же и в МЛМ-семье спонсор получает отдачу от «воспитания» своих взрослеющих и устраивающихся в жизни «детей»-дистрибьюторов. Взросление[4] которых, конечно, происходит символически, а жизненное устройство[5] — реально, материально. И то обучение, которое необходимо для этого взросления и успешного жизнеустройства, может символически рассматриваться как «школа» — по аналогии со школой обычной.

МЛМ как школа

Продолжая аналогии, сближающие опыт дистрибьютора со взрослым повторением опыта детства, упомянем такие важные стороны этого опыта, как социальное взросление и личностный рост. Тот важнейший ресурс, который даёт МЛМ дистрибьютору — это возможность роста. Возможность не просто работы, но ещё и работы над собой. Возможность продвижения по карьерной лестнице, насчитывающей достаточно много ступенек, или уровней[6]. Возможность обучения — как профессионально-предметного, так и социально-коммуникативного.

Перефразируя известный лозунг, «МЛМ — школа жизни». Школа «рабочего обучения», в которой взрослый ученик осваивает ряд важнейших для жизни предметов. Школа коммуникативной компетентности. Ведь успешный дистрибьютор — прежде всего успешный коммуникатор. Как личные продажи, так и построение сети требуют эффективной работы с людьми, совершенствования универсальных навыков общения. Причем общения «на равных» (субъект-субъектная коммуникация).

Школа социальной зрелости и ответственности. Школа, в которой из «объекта» человек становится субъектом, осваивая активную, субъектную жизненную позицию, практически воплощая лозунг: «Человек — сам хозяин своей судьбы». Обучается брать и давать. Ведь МЛМ даёт возможность человеку получать — если получать честно. На основе принципа равных возможностей и свободного выбора. И то, что сетевой бизнес предоставляет для этого своим участникам благоприятную среду, также наглядно показывает, что МЛМ — это сегодняшний «зародыш» общества будущего, общества равных возможностей.

Школа самореализации, самоактуализации. Развития собственных способностей, раскрытия своего потенциала и реализации своих возможностей, практического освоения перспектив как внешнего, так и внутреннего роста. Школа, дающая человеку шанс реализоватьсебя, в соответствии с осознанным им предназначением — поменять не только профессию, но по большому счёту поменять собственную идентичность.

Как добиться того, чтобы учёба в этой «школе» была успешной, а жизнь в «семье» — дружной и счастливой? Вопрос остаётся открытым. Давайте подумаем вместе…



[1] В позитивном смысле.

[2] Нужно учитывать, что лишь часть посетителей при этом становятся покупателями. Остальные так и остаются «проходящими»… или даже «проходимцами».

[3] И в том, и в другом случае «дети» требуют не меньше «родительской» заботы и попечения, чем в реальной семье.

[4] Говоря на языке науки, повышение психологической адаптивности.

[5] Собственно адаптация — как психологическая, так и социальная.

[6] Недаром сетевой маркетинг носит также название «многоуровневого». Эти уровни можно также рассматривать как уровни карьерного роста дистрибьютора.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Образ. Связность. Предприятие
Концепт
Делец — герой новой России?
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Предприятие. Это звучит дорого.
Редакция «Со-Общения»
Алексей Нечаев: русские не сдаются!
Алексей Нечаев член Совета по конкурентоспособности при Председателе Правительства Российской Федерации
Практика
Задачи должны быть на грани возможного
Александр Даванков председатель правления компании «Фаберлик», вице-президент компании
Чтобы управлять сетью
Борис Островский генеральный директор фирмы «Ремида Консалт»
МЛМ: мифы и реальность
Яков Львовский Координатор социального проекта «Степень свободы»
Как хорошо быть дистрибьютором
Лев Белогородский психотерапевт, Леон Марков маркетолог
Продавец-покупатель
Марк Сандомирский Ведущий преподаватель Института групповой и семейной психотерапии
От довольного клиента к довольному сотруднику
Мартиньш Чаксте Исполнительный директор «Цептер Интернациональ Россия»
Боевые искусства
Играй в Го
Михаил Емельянов помощник Президента Федерации Го
Оперативный простор
Шаги к счастью и обратно
Елена Русская психолог, руководитель Русской школы имиджа
Язык красоты
Нина Попова главный редактор журнала «Новости в мире косметики»
Красота. Женщина. Бизнес
Материал подготовила София Мирская
Гений полёта
Михаил Кутузов OOO «Клуб Династия»
Приглашение на…
Дмитрий Петров
Как мы делали этот номер...
Редакция «Со-Общения»
Актуальный сюжет
Париж — Москва. Далее — всегда?
«Поколение будущего»
Мартина Ренье преподаватель французского языка и литературы, Париж
Какова культура, таков и социум
Аньес Мир французская актриса арабского происхождения, Париж
Они упустили момент
Вадим Глускер Директор парижского представительства НТВ
Постнатурализация
Сергей Градировский директор ЦСИ ПФО, зам. директора Центра региональных исследований АНХ при Правительстве РФ, Татьяна Лопухина эксперт ЦСИ ПФО
Это просто праздник какой-то?
Эдуард Михневский специально для «Со-Общения»
Марина Литвинович: фиг с ней с цензурой, я — мать!
Марина Литвинович советник председателя Комитета «2008: СВОБОДНЫЙ ВЫБОР» Гарри Каспарова
Проект «Касьянов»
Станислав Радкевич руководитель департамента аналитики Группы компаний «НИККОЛО М»
Со-общения


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.