Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2005/11/con/2


Предприятие. Это звучит дорого.

Несколько десятилетий частная собственность в нашей стране была под запретом. Казалось бы, что может измениться всего за несколько лет? Оказалось — многое. Возник деятельный слой целеустремлённых людей, стремящихся в рыночной ситуации не быть игрушками обстоятельств, но влиять на них. Строить собственную жизнь. Делать своё дело. Это — русский Новый класс. Это — герои капитализма. Но при этом образ предпринимателя в России всё ещё далёк от героического. Что и кому надлежит сделать, чтобы изменить ситуацию?

I .

Люди стремятся к счастью. Вот почему большинство из них раздражают, злят и угнетают новости о всё новых и новых проблемах, с которыми сталкивается человечество. А ещё больше — известия о несчастьях и катастрофах, возможных в будущем.

Люди чувствуют: эти беды могут всерьёз помешать их благополучию. Их счастью, в конце концов.

Но если с природными катаклизмами они научились мириться (что тут поделаешь — землетрясение, пожар, ураган), то угрозы, вызванные, как принято говорить «социальными условиями», приводят их в ярость, вгоняют в депрессию, разрушают.

Это жестоко. Но, на удачу — это только часть правды.

Другая её часть в том, что, часто наоборот — вызовы, которые бросают людям среда, мир, обстоятельства — это источники мобилизации, творческих поисков и деловых решений — то есть ресурсы развития.

Пара примеров.

Вспомним, как в конце 80-х годов прошлого века тысячи людей, уставших от скуки и безнадёги «брежневского развитого социализма», ринулись в рынок, создавая многочисленные кооперативы. И вспомним, как очень скоро многие из этих энтузиастов, едва не утонув, выбрались на берег, потеряв многое или почти всё. Известно, что сегодня те из них, кто не нашёл в себе сил продолжать своё дело (и, преодолевая препятствия и страх, двигаться вперёд, чтобы состояться в роли успешных предпринимателей) — это сломленные и искорёженные люди.

А вот ещё…

Российская семья — мама, папа, сын студент, дочь школьница. Не московский средний класс (с 3000 долларов в месяц на семью), а тульский, нижегородский, архангельский (с 12000 рублей). Родители, как принято считать, — уважаемые и устроенные люди: мать и отец стабильно работают по найму. Дети тоже, казалось бы, в порядке — учатся лучше других, занимаются спортом, говорят «нет» наркотикам...

И всё бы неплохо, но телевидение, реклама, витрины магазинов на центральных улицах и марки автомобилей, припаркованных у театров, клубов и

ресторанов, вносят в жизнь семьи неявные разброд и сумятицу. Чем старше становятся дети, тем яснее, что вот здесь — вокруг, рядом, буквально под рукой есть слишком много всего такого, что красиво, полезно, нужно и хочется, но денег слишком мало даже на то, без чего не обойтись.

Это любящая и дружная семья, где недостаток средств не рождает неприязни и ссор, а только горечь, сомнения в своих возможностях, комплексы и чувство безысходности.

И вот, сын третьекурсник начинает приходить домой всё позже. А дочка, закончившая школу, и тоже поступившая в вуз, можно сказать вообще пропадает, причём — неизвестно где. Страшно перепуганные таким развитием событий родители (они, естественно, прекрасно информированы средствами массовой информации и о торговле наркотиками, и о проституции) учиняют следствие и розыск.

И что же они обнаруживают? Сын вместе со своими друзьями-студентами открыл службу технического обслуживания компьютерной и офисной техники в местных компаниях, а также по производству и продаже различных программных продуктов. А дочь стала консультантом одной из МЛМ-компаний и теперь каждый день после учёбы устраивает для состоятельных покупательниц презентации красивой и современной посуды. Или белья. Или косметики…

Тут бы и развеяться родительским тревогам… Но всё не так просто. «Мы отдали все силы, чтобы вырастить вас нормальными людьми, имеющими нормальную профессию и нормальную жизнь, — заявляют мама и папа, — а вы чем занимаетесь!? Про нас каждый приличный человек скажет: они живут нормально. А про вас что скажут? Торгаши!?».

Но дети не сдаются, отвечая: «дорогие мама и папа, у вас проблема с нормами. В том смысле, что сегодня для нас нормально не то, что было таким для вас позавчера, и что вы упрямо продолжаете примерять на новое время. Это — во-первых. А во-вторых, и вглавных — нам очень нравится то, чем мы занимаемся.

Никто пока не сказал, что это дело нашей жизни, но мы учимся вещам, без которых сегодня и завтра не обойтись. А, кроме того, обратите внимание: мы никогда не выпрашивали у вас денег, хотя нам их и не хватало; не просим мы денег и теперь, но зарабатываем столько, что готовы поддерживать семью. И, кстати — не только.

Да, и ещё, вы же видите — мы учимся. И учимся неплохо…».

Эти истории правдивы. И разве их мало — таких историй?

Да, между ними есть ощутимая разница. Тем не менее, нам представляется очевидным, что обе они имеют самое прямое отношение к теме и задаче этого номера.

Первая — как предупреждение. Никто не застрахован от кризисов и поражений, и те, кто мирится с ними — обречены; но те, кто извлекает из них уроки — получает новые возможности.

Вторая — как предложение. Тем, кто, сталкивается с вызовами в самом начале пути, стоит не оглядываться на «нормальное, живущее во вчерашнем дне», а жить днём завтрашним, стараясь эффективно действовать в дне сегодняшнем.

И в обеих этих историях есть указание. На то, что сегодняшняя Россия — это страна возможностей.

I I .

Конечно, такая тема, как предприятие, связность, образ, не ограничивается рамками подобных историй. Есть немало других примеров возможностей и их превращения в задачи и дела, нужные стране.

Например, важно создать систему образования наследников крупных капиталов, готовящую молодых предпринимателей — продолжателей тех родов, перед которыми уже не стоит задача строительства основ материального достатка, но возникает вызов продолжения ими в поколениях новых родовых дел, создания их образа — фундамента новой русской аристократии...

Необходимо рассматривать и возможности успешного поиска своего дела в зоне высокого профессионализма — когда, работая по найму или служа, человек не только делает нечто устраивающее его и дающее ему радость, но и обеспечивает себе и своим близким всё более безбедную жизнь. То есть — это актуально и своевременно: обсуждать пути формирования цеха во всех смыслах успешных и благополучных специалистов…

Но, согласитесь, есть нечто объединяющее эти (и многие другие — не приведённые) примеры. Думается это и есть понятия образ, связность, предприятие. Плюс — указание на то, что поиск человеком счастья и своего дела может и должен быть успешным.

Вопреки мощному потоку информации о несчастии, текущему через СМИ, книги, фильмы и личный опыт, сбивающему человека и с толку, и с ног. Отбирающему у него волю. Разрушающему связность мыслей и поступков. Парализующему способность предпринимать действия. По сути — лишающему образа человеческого!

Этому потоку можно противостоять. Стремясь состояться в качестве предпринимателя.

I I I .

Любое здоровое общество уважает сильных и целеустремлённых творцов собственной судьбы. Тех, кто личным примером доказал: выход есть. Известно: таких людей, действующих в самых разных областях, в России совсем немало. Но что удивительно — их не хватает.

Не хватает людей готовых начать своё дело. Вступить во владение им.

Но что это такое — своё дело? Ответ на этот вопрос одновременно и прост, и сложен.

Вот сравнительно простая версия. Своё дело — это то, что вы хотите делать. Своё дело — это то, что у вас получается. Своё дело — это то, что вам нравится. Своё дело— это то, к чему вы предназначены.

Между тем окружающая действительность и рутинный быт слишком часто побуждает делать не то, что вы считаете своим, а то, что велят пресловутые социальные условия (вспомним родителей, не понимавших, как это можно не «жить нормально»).

А вот версия более сложная.

Своё дело — это и есть предприятие. Всегда.

Что это значит? Делая своё дело[1], приходится идти на риск. Делать ставку. И риск ведь при этом двойной: проиграешь — потеряешь многое, может быть — почти всё; выиграешь — многое получишь, в том числе — трудов и обременений по полной программе.

Это непросто — входить во владение, вступать в право собственности, вливаться в ряды Нового класса — формирующегося на наших глазах сообщества людей, успешных в условиях рынка.

Он действительно — новый: ведь ещё 15 лет назад никакого рынка в России не было. И он действительно — класс: объединённый общими проблемами, общими интересами и общим отношением к рынку, власти, культуре, стране.

Когда настоящие правые говорят: частная собственность — есть основа свободы, этот девиз можно понять двояко. Во-первых, как разъяснение, что свободным может быть только общество, где частная собственность неприкосновенна. А во-вторых, и для нас это, похоже, более важно — как указание на то, что только человек, обладающий частной собственностью, может быть по-настоящему свободен. Самостоятелен. Сам стоящий на основании собственного капитала — финансового, человеческого, социального, репутационного.

I V .

Репутация, по большому счёту — это и есть образ. Без которого в наше время не может быть успешно ни предприятие как частное дело (т.е. то, которое часть общего), ни предпринимательство как особый вид деятельности.

В развитом рыночном обществе быть предпринимателем почётно. Там для большинства сограждан предприниматель — это образец успеха, герой. Но надо признать, что в России дела пока обстоят иначе — только около 15% населения считают, что частное предпринимательство необходимо стране и полагают правильным, чтобы государство его всемерно поддерживало. Конечно, 15% — это не так уж мало. И всё же…

В чём истоки несправедливой ситуации, когда тысячи российских малых и средних предпринимателей, многие из которых будучи консультантами в сетях многоуровневого маркетинга или прямых продаж, остаются при этом учителями, врачами, инженерами, сталкиваются с тем же негативным отношением к себе, какое стало в последние годы уделом олигархов?

Думается, причина в том, что в минувшее десятилетие и малый, и средний, и крупный российский бизнес, думая в первую очередь о делах, об их развитии и продвижении, мягко говоря, недостаточно заботился о том, как относятся к нему люди — те самые потребители производимых предпринимателями товаров и услуг2. Недостаточно заботился о своём образе.

А если образ неполный, ущербный, частичный, то разве может идти речь об образце?

Ведь образ, это только во-первых — то каким ты видишь себя сам, а во-вторых — то, каким видит тебя окружающий мир. И когда эти видения не совпадают, возникают проблемы. Часто — серьёзные.

Стоит ли удивляться, что в публичном споре между предпринимателем и чиновником покупатель (он же — избиратель) продукции первого поддерживает второго?

Считается, что в последние годы предприниматели достаточно вкладывались в строительство позитивных образов. Похоже, это не так. Иначе ситуация была бы другой.

Но чтобы её изменить — мало громко говорить о социальной ответственности бизнеса. Надо на самом деле быть ответственным. А сегодня в нашей стране это означает разделять с государством обременения по обустройству России.

Чтобы создать успешный образ своего предприятия в окружающем мире, человек дела должен видеть образ мира, в котором он действует. Иметь мировоззрение — представление о своём месте в нём. Ведь, по сути, труд предпринимателя — это создание такого мира, в котором возможно его предприятие. Мира, где возможно счастье успешного претворения в жизнь его дела.

Так что тем, для кого цель бизнеса исчерпывается прибылью, вряд ли удастся создать в России позитивный образ предпринимателя. Он не возникнет из пустоты.

Так каков же выход?

Он есть. Не случайно руководители ряда крупных российских компаний считают, что у их прибылей есть цель — превращение России в сильную, конкурентоспособную страну.

Следует признать: для России такая позиция выглядит ново и необычно. Но, вероятно, сегодня именно эта позиция — одна из ключевых. Потому что она располагается в точке связности между ожиданиями общества (ресурса рабочей силы и покупателя) и потребностями государства (ресурса власти и покровителя).

Но разве эта цель и такая позиция доступна только крупным компаниям?

V .

Чтобы малые предприниматели, достойные уважения и признательности, перестали сталкиваться с неадекватным отношением; чтобы в их адрес перестали звучать оскорбления вроде «задрипанный челнок» или «мелкий торгаш», им, по сути, нужно сделать две вещи: перестать так относиться к себе и всем своим поведением показать миру, что они достойны почтения. Ведь даже заработав большие деньги, человек, чувствующий себя «задрипанным челноком», на встрече выпускников своего класса будет ощущать неловкость, рассказывая о своих занятиях (даже если профинансировал эту встречу он).

Итак, одна из задач, которую приходится решать всем предпринимателям независимо от масштаба их дел, состоит в том, чтобы изменять мир таким образом, чтобы он изменил к ним своё отношение. Не пора ли реабилитировать в России образ предпринимателя — от нефтяного короля до владельца небольшого магазина, хозяина автосервиса, консультанта МЛМ-компании? Пора. Но за это придётся побороться.

Впрочем, не случайно же та часть человечества, которую называют людьми дела, сегодня знает, разделяет и повторяет вслед за одним из виднейших японских предпринимателей — «всесильным волшебником менеджмента» Коносуко Мацусита: «business is war» — «бизнес — это война»3. И при этом имеется в виду не только конкуренция или «война брендов», но и битва с самим собой. За себя, за счастье делать своё дело, за свой собственный образ.

Так каким же может быть главный шаг к его строительству?

Он может быть трудным — сказать самим себе правду. И эта правда состоит в том, что вы делаете правое, важное и главное — своё дело. Вы его любите. Вы преодолели отчуждение, угнетающее большинство из тех, кто занимается в жизни не тем, чем хотел бы. И за это преодоление вы уважаете себя.

А также за то, что если предприятие — это звучит дорого, то предприниматель — это звучит гордо

 

 



[1] Разве случайно в русском языке вплоть до победы большевиков, слово «дело» означало и производственное или коммерческое предприятие, и, в прямом смысле — бой, военное столкновение.

Дата публикации: 12:50 | 01.01


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.