Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Образ. Связность. Предприятие / Концепт

Предприятие. Это звучит дорого.

Предприниматель. Это звучит гордо!


Редакция «Со-Общения»
mail@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте

Несколько десятилетий частная собственность в нашей стране была под запретом. Казалось бы, что может измениться всего за несколько лет? Оказалось — многое. Возник деятельный слой целеустремлённых людей, стремящихся в рыночной ситуации не быть игрушками обстоятельств, но влиять на них. Строить собственную жизнь. Делать своё дело. Это — русский Новый класс. Это — герои капитализма. Но при этом образ предпринимателя в России всё ещё далёк от героического. Что и кому надлежит сделать, чтобы изменить ситуацию?

I .

Люди стремятся к счастью. Вот почему большинство из них раздражают, злят и угнетают новости о всё новых и новых проблемах, с которыми сталкивается человечество. А ещё больше — известия о несчастьях и катастрофах, возможных в будущем.

Люди чувствуют: эти беды могут всерьёз помешать их благополучию. Их счастью, в конце концов.

Но если с природными катаклизмами они научились мириться (что тут поделаешь — землетрясение, пожар, ураган), то угрозы, вызванные, как принято говорить «социальными условиями», приводят их в ярость, вгоняют в депрессию, разрушают.

Это жестоко. Но, на удачу — это только часть правды.

Другая её часть в том, что, часто наоборот — вызовы, которые бросают людям среда, мир, обстоятельства — это источники мобилизации, творческих поисков и деловых решений — то есть ресурсы развития.

Пара примеров.

Вспомним, как в конце 80-х годов прошлого века тысячи людей, уставших от скуки и безнадёги «брежневского развитого социализма», ринулись в рынок, создавая многочисленные кооперативы. И вспомним, как очень скоро многие из этих энтузиастов, едва не утонув, выбрались на берег, потеряв многое или почти всё. Известно, что сегодня те из них, кто не нашёл в себе сил продолжать своё дело (и, преодолевая препятствия и страх, двигаться вперёд, чтобы состояться в роли успешных предпринимателей) — это сломленные и искорёженные люди.

А вот ещё…

Российская семья — мама, папа, сын студент, дочь школьница. Не московский средний класс (с 3000 долларов в месяц на семью), а тульский, нижегородский, архангельский (с 12000 рублей). Родители, как принято считать, — уважаемые и устроенные люди: мать и отец стабильно работают по найму. Дети тоже, казалось бы, в порядке — учатся лучше других, занимаются спортом, говорят «нет» наркотикам...

И всё бы неплохо, но телевидение, реклама, витрины магазинов на центральных улицах и марки автомобилей, припаркованных у театров, клубов и

ресторанов, вносят в жизнь семьи неявные разброд и сумятицу. Чем старше становятся дети, тем яснее, что вот здесь — вокруг, рядом, буквально под рукой есть слишком много всего такого, что красиво, полезно, нужно и хочется, но денег слишком мало даже на то, без чего не обойтись.

Это любящая и дружная семья, где недостаток средств не рождает неприязни и ссор, а только горечь, сомнения в своих возможностях, комплексы и чувство безысходности.

И вот, сын третьекурсник начинает приходить домой всё позже. А дочка, закончившая школу, и тоже поступившая в вуз, можно сказать вообще пропадает, причём — неизвестно где. Страшно перепуганные таким развитием событий родители (они, естественно, прекрасно информированы средствами массовой информации и о торговле наркотиками, и о проституции) учиняют следствие и розыск.

И что же они обнаруживают? Сын вместе со своими друзьями-студентами открыл службу технического обслуживания компьютерной и офисной техники в местных компаниях, а также по производству и продаже различных программных продуктов. А дочь стала консультантом одной из МЛМ-компаний и теперь каждый день после учёбы устраивает для состоятельных покупательниц презентации красивой и современной посуды. Или белья. Или косметики…

Тут бы и развеяться родительским тревогам… Но всё не так просто. «Мы отдали все силы, чтобы вырастить вас нормальными людьми, имеющими нормальную профессию и нормальную жизнь, — заявляют мама и папа, — а вы чем занимаетесь!? Про нас каждый приличный человек скажет: они живут нормально. А про вас что скажут? Торгаши!?».

Но дети не сдаются, отвечая: «дорогие мама и папа, у вас проблема с нормами. В том смысле, что сегодня для нас нормально не то, что было таким для вас позавчера, и что вы упрямо продолжаете примерять на новое время. Это — во-первых. А во-вторых, и вглавных — нам очень нравится то, чем мы занимаемся.

Никто пока не сказал, что это дело нашей жизни, но мы учимся вещам, без которых сегодня и завтра не обойтись. А, кроме того, обратите внимание: мы никогда не выпрашивали у вас денег, хотя нам их и не хватало; не просим мы денег и теперь, но зарабатываем столько, что готовы поддерживать семью. И, кстати — не только.

Да, и ещё, вы же видите — мы учимся. И учимся неплохо…».

Эти истории правдивы. И разве их мало — таких историй?

Да, между ними есть ощутимая разница. Тем не менее, нам представляется очевидным, что обе они имеют самое прямое отношение к теме и задаче этого номера.

Первая — как предупреждение. Никто не застрахован от кризисов и поражений, и те, кто мирится с ними — обречены; но те, кто извлекает из них уроки — получает новые возможности.

Вторая — как предложение. Тем, кто, сталкивается с вызовами в самом начале пути, стоит не оглядываться на «нормальное, живущее во вчерашнем дне», а жить днём завтрашним, стараясь эффективно действовать в дне сегодняшнем.

И в обеих этих историях есть указание. На то, что сегодняшняя Россия — это страна возможностей.

I I .

Конечно, такая тема, как предприятие, связность, образ, не ограничивается рамками подобных историй. Есть немало других примеров возможностей и их превращения в задачи и дела, нужные стране.

Например, важно создать систему образования наследников крупных капиталов, готовящую молодых предпринимателей — продолжателей тех родов, перед которыми уже не стоит задача строительства основ материального достатка, но возникает вызов продолжения ими в поколениях новых родовых дел, создания их образа — фундамента новой русской аристократии...

Необходимо рассматривать и возможности успешного поиска своего дела в зоне высокого профессионализма — когда, работая по найму или служа, человек не только делает нечто устраивающее его и дающее ему радость, но и обеспечивает себе и своим близким всё более безбедную жизнь. То есть — это актуально и своевременно: обсуждать пути формирования цеха во всех смыслах успешных и благополучных специалистов…

Но, согласитесь, есть нечто объединяющее эти (и многие другие — не приведённые) примеры. Думается это и есть понятия образ, связность, предприятие. Плюс — указание на то, что поиск человеком счастья и своего дела может и должен быть успешным.

Вопреки мощному потоку информации о несчастии, текущему через СМИ, книги, фильмы и личный опыт, сбивающему человека и с толку, и с ног. Отбирающему у него волю. Разрушающему связность мыслей и поступков. Парализующему способность предпринимать действия. По сути — лишающему образа человеческого!

Этому потоку можно противостоять. Стремясь состояться в качестве предпринимателя.

I I I .

Любое здоровое общество уважает сильных и целеустремлённых творцов собственной судьбы. Тех, кто личным примером доказал: выход есть. Известно: таких людей, действующих в самых разных областях, в России совсем немало. Но что удивительно — их не хватает.

Не хватает людей готовых начать своё дело. Вступить во владение им.

Но что это такое — своё дело? Ответ на этот вопрос одновременно и прост, и сложен.

Вот сравнительно простая версия. Своё дело — это то, что вы хотите делать. Своё дело — это то, что у вас получается. Своё дело — это то, что вам нравится. Своё дело— это то, к чему вы предназначены.

Между тем окружающая действительность и рутинный быт слишком часто побуждает делать не то, что вы считаете своим, а то, что велят пресловутые социальные условия (вспомним родителей, не понимавших, как это можно не «жить нормально»).

А вот версия более сложная.

Своё дело — это и есть предприятие. Всегда.

Что это значит? Делая своё дело[1], приходится идти на риск. Делать ставку. И риск ведь при этом двойной: проиграешь — потеряешь многое, может быть — почти всё; выиграешь — многое получишь, в том числе — трудов и обременений по полной программе.

Это непросто — входить во владение, вступать в право собственности, вливаться в ряды Нового класса — формирующегося на наших глазах сообщества людей, успешных в условиях рынка.

Он действительно — новый: ведь ещё 15 лет назад никакого рынка в России не было. И он действительно — класс: объединённый общими проблемами, общими интересами и общим отношением к рынку, власти, культуре, стране.

Когда настоящие правые говорят: частная собственность — есть основа свободы, этот девиз можно понять двояко. Во-первых, как разъяснение, что свободным может быть только общество, где частная собственность неприкосновенна. А во-вторых, и для нас это, похоже, более важно — как указание на то, что только человек, обладающий частной собственностью, может быть по-настоящему свободен. Самостоятелен. Сам стоящий на основании собственного капитала — финансового, человеческого, социального, репутационного.

I V .

Репутация, по большому счёту — это и есть образ. Без которого в наше время не может быть успешно ни предприятие как частное дело (т.е. то, которое часть общего), ни предпринимательство как особый вид деятельности.

В развитом рыночном обществе быть предпринимателем почётно. Там для большинства сограждан предприниматель — это образец успеха, герой. Но надо признать, что в России дела пока обстоят иначе — только около 15% населения считают, что частное предпринимательство необходимо стране и полагают правильным, чтобы государство его всемерно поддерживало. Конечно, 15% — это не так уж мало. И всё же…

В чём истоки несправедливой ситуации, когда тысячи российских малых и средних предпринимателей, многие из которых будучи консультантами в сетях многоуровневого маркетинга или прямых продаж, остаются при этом учителями, врачами, инженерами, сталкиваются с тем же негативным отношением к себе, какое стало в последние годы уделом олигархов?

Думается, причина в том, что в минувшее десятилетие и малый, и средний, и крупный российский бизнес, думая в первую очередь о делах, об их развитии и продвижении, мягко говоря, недостаточно заботился о том, как относятся к нему люди — те самые потребители производимых предпринимателями товаров и услуг2. Недостаточно заботился о своём образе.

А если образ неполный, ущербный, частичный, то разве может идти речь об образце?

Ведь образ, это только во-первых — то каким ты видишь себя сам, а во-вторых — то, каким видит тебя окружающий мир. И когда эти видения не совпадают, возникают проблемы. Часто — серьёзные.

Стоит ли удивляться, что в публичном споре между предпринимателем и чиновником покупатель (он же — избиратель) продукции первого поддерживает второго?

Считается, что в последние годы предприниматели достаточно вкладывались в строительство позитивных образов. Похоже, это не так. Иначе ситуация была бы другой.

Но чтобы её изменить — мало громко говорить о социальной ответственности бизнеса. Надо на самом деле быть ответственным. А сегодня в нашей стране это означает разделять с государством обременения по обустройству России.

Чтобы создать успешный образ своего предприятия в окружающем мире, человек дела должен видеть образ мира, в котором он действует. Иметь мировоззрение — представление о своём месте в нём. Ведь, по сути, труд предпринимателя — это создание такого мира, в котором возможно его предприятие. Мира, где возможно счастье успешного претворения в жизнь его дела.

Так что тем, для кого цель бизнеса исчерпывается прибылью, вряд ли удастся создать в России позитивный образ предпринимателя. Он не возникнет из пустоты.

Так каков же выход?

Он есть. Не случайно руководители ряда крупных российских компаний считают, что у их прибылей есть цель — превращение России в сильную, конкурентоспособную страну.

Следует признать: для России такая позиция выглядит ново и необычно. Но, вероятно, сегодня именно эта позиция — одна из ключевых. Потому что она располагается в точке связности между ожиданиями общества (ресурса рабочей силы и покупателя) и потребностями государства (ресурса власти и покровителя).

Но разве эта цель и такая позиция доступна только крупным компаниям?

V .

Чтобы малые предприниматели, достойные уважения и признательности, перестали сталкиваться с неадекватным отношением; чтобы в их адрес перестали звучать оскорбления вроде «задрипанный челнок» или «мелкий торгаш», им, по сути, нужно сделать две вещи: перестать так относиться к себе и всем своим поведением показать миру, что они достойны почтения. Ведь даже заработав большие деньги, человек, чувствующий себя «задрипанным челноком», на встрече выпускников своего класса будет ощущать неловкость, рассказывая о своих занятиях (даже если профинансировал эту встречу он).

Итак, одна из задач, которую приходится решать всем предпринимателям независимо от масштаба их дел, состоит в том, чтобы изменять мир таким образом, чтобы он изменил к ним своё отношение. Не пора ли реабилитировать в России образ предпринимателя — от нефтяного короля до владельца небольшого магазина, хозяина автосервиса, консультанта МЛМ-компании? Пора. Но за это придётся побороться.

Впрочем, не случайно же та часть человечества, которую называют людьми дела, сегодня знает, разделяет и повторяет вслед за одним из виднейших японских предпринимателей — «всесильным волшебником менеджмента» Коносуко Мацусита: «business is war» — «бизнес — это война»3. И при этом имеется в виду не только конкуренция или «война брендов», но и битва с самим собой. За себя, за счастье делать своё дело, за свой собственный образ.

Так каким же может быть главный шаг к его строительству?

Он может быть трудным — сказать самим себе правду. И эта правда состоит в том, что вы делаете правое, важное и главное — своё дело. Вы его любите. Вы преодолели отчуждение, угнетающее большинство из тех, кто занимается в жизни не тем, чем хотел бы. И за это преодоление вы уважаете себя.

А также за то, что если предприятие — это звучит дорого, то предприниматель — это звучит гордо

 

 



[1] Разве случайно в русском языке вплоть до победы большевиков, слово «дело» означало и производственное или коммерческое предприятие, и, в прямом смысле — бой, военное столкновение.


Комментарии:

Роман Масленников
Очень жизнеутвежающий и мобилизующий текст! Спасибо!
23.12.2005 05:49

Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Образ. Связность. Предприятие
Концепт
Делец — герой новой России?
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Предприятие. Это звучит дорого.
Редакция «Со-Общения»
Алексей Нечаев: русские не сдаются!
Алексей Нечаев член Совета по конкурентоспособности при Председателе Правительства Российской Федерации
Практика
Задачи должны быть на грани возможного
Александр Даванков председатель правления компании «Фаберлик», вице-президент компании
Чтобы управлять сетью
Борис Островский генеральный директор фирмы «Ремида Консалт»
МЛМ: мифы и реальность
Яков Львовский Координатор социального проекта «Степень свободы»
Как хорошо быть дистрибьютором
Лев Белогородский психотерапевт, Леон Марков маркетолог
Продавец-покупатель
Марк Сандомирский Ведущий преподаватель Института групповой и семейной психотерапии
От довольного клиента к довольному сотруднику
Мартиньш Чаксте Исполнительный директор «Цептер Интернациональ Россия»
Боевые искусства
Играй в Го
Михаил Емельянов помощник Президента Федерации Го
Оперативный простор
Шаги к счастью и обратно
Елена Русская психолог, руководитель Русской школы имиджа
Язык красоты
Нина Попова главный редактор журнала «Новости в мире косметики»
Красота. Женщина. Бизнес
Материал подготовила София Мирская
Гений полёта
Михаил Кутузов OOO «Клуб Династия»
Приглашение на…
Дмитрий Петров
Как мы делали этот номер...
Редакция «Со-Общения»
Актуальный сюжет
Париж — Москва. Далее — всегда?
«Поколение будущего»
Мартина Ренье преподаватель французского языка и литературы, Париж
Какова культура, таков и социум
Аньес Мир французская актриса арабского происхождения, Париж
Они упустили момент
Вадим Глускер Директор парижского представительства НТВ
Постнатурализация
Сергей Градировский директор ЦСИ ПФО, зам. директора Центра региональных исследований АНХ при Правительстве РФ, Татьяна Лопухина эксперт ЦСИ ПФО
Это просто праздник какой-то?
Эдуард Михневский специально для «Со-Общения»
Марина Литвинович: фиг с ней с цензурой, я — мать!
Марина Литвинович советник председателя Комитета «2008: СВОБОДНЫЙ ВЫБОР» Гарри Каспарова
Проект «Касьянов»
Станислав Радкевич руководитель департамента аналитики Группы компаний «НИККОЛО М»
Со-общения


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.