Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Наше поколение? / Практика

Зачёт по социальной мобилизации


Юлия Городничева
Тульский государственный университет, факультет социологии
info@nashi.su
Версия для печати
Послать по почте

Каждый сдаёт его по-своему
В прошлом номере мы продолжили разговор о новом поколении россиян и его роли в нашем обществе. Мы обсудили практики и перспективы молодёжных движений, действующих в России. Несомненно: многие молодые люди не готовы быть просто «пушечным мясом» политических операций; они искренне стремятся сознательно и ответственно участвовать в общественной жизни. Хотят быть не ведомыми, но ведущими. Ищут места лидеров. Осваивают навыки организаторов. О своём первом и непростом опыте работы в роли социального дизайнера рассказывает активист движения «Наши» студентка Юлия Городничева.


Современная молодёжь – явление неоднозначное и, как показывает практика, всё ещё недостаточно изученное. Все привыкли к тому, что молодые люди бессмысленно шатаются по улице и пьют пиво на скамейках в скверах. Все устали от бесконечных напоминаний, что «молодёжь – это группа риска»…

Но, постойте!

Ведь представители того же самого поколения упорно трудятся на производстве, в бизнесе; днями и ночами сидят за книгами, усердно готовятся к сессиям, пишут отличные курсовые, защищают красные дипломы.

Их очень много – целеустремлённых, мобильных, живых, знающих, чего они хотят. Больше того, очень многие молодые люди (и порой совершенно неожиданно для своих родителей и вообще – «взрослых и умудрённых жизнью людей») деятельно включаются в общественную и политическую жизнь.

В мае этого года я стала свидетелем того, как довольно большая часть этой разношёрстной молодёжи, наверное, впервые в жизни почувствовала груз ответственности, переданный им старшим поколением, ветеранами войны, включилась в жизнь, лежащую за пределами своей квартиры, своего двора, своей компании, своего института...

И я была одной из тех, кто сделал всё, чтобы это случилось.

АГИТАЦИЯ: ПЕРВЫЕ ШАГИ « В НАРОД»

А начиналось всё с простой агитации.

15 мая в Москве планировалась акция Молодёжного антифашистского движения «Наши», во время которой российская молодёжь должна была встретиться с ветеранами Великой отечественной войны, поздравить их с Днём победы и пройти маршем по одной из центральных улиц столицы.

В то время тульский региональный центр движения «Наши» насчитывал лишь несколько человек, а для акции требовалось собрать сотни, тысячи молодых людей. Как активисту движения мне нужно было привлечь к участию в акции как можно больше ребят из Тулы и области, которые могли бы в дальнейшем составить основу регионального отделения движения, объяснить им важность этого события, донести главную идею этой акции.

Для меня это был прорывный момент — хотя «Наши» уже давно вели работу с ветеранами, это был один из моих первых опытов организаторской работы. Признаюсь, он оказался непростым.

Но передо мной стояла важная задача, состоявшая не только в том, чтобы мобилизовать ребят для участия в акции, но и в том, чтобы доказать самой себе, что я и мои товарищи по региональному центру действительно могут провести такую мобилизацию.

Будущее за теми, кому сейчас 16 — 20 лет. Они не знают, что такое геополитическое поражение. Мыучим их побеждать. Мы набираем талантливых ребятс улицы и учим их в наших институтах. С ними занимаются лучшие специалисты. Через несколько лет у нас будет несколько десятков тысяч ребят, которые будут иначе мыслить, чем те, кто стоит у власти сейчас.

Василий Якеменко
(из интервью газете «Комсомольская правда»)

Для начала, я определила места, где в нашем городе можно встретить молодых людей, готовых, если, конечно, повезёт, идти на контакт и способных включаться в разговор на серьёзные социальные темы. Так сказать – обозначить целевую аудиторию и точки её сосредоточения.

Для начала я решила отправиться в развлекательные центры и образовательные учреждения.

И вот, я иду по местам молодёжных тусовок: по паркам, скверам, клубам, институтским курилкам... Что я там делаю? Разговариваю со сверстниками. Приглашаю их принять участие в массовом марше «Наших» в Москве. Объясняю задачи движения, избегая в разговоре сложных и высоких слов, а стараясь объясняться ясно, просто и открыто. В этих беседах я хочу донести до ребят истинное значение слова «патриотизм». Стремлюсь сделать так, чтобы в них проснулась историческая память и вновь стала частью их личностей. Чтобы они отнеслись к задуманному нами делу с душой.

ОНИ ПРИХОДЯТ!

Признаюсь: часто меня не понимали, не хотели слушать, отворачивались или спрашивали: «а что если теракт?» или «а если испортится погода?». Нередко звучало знаменитое подростковое «да-нуу-уу»… Становилось ясно, что на этих людей рассчитывать не приходится.

Но когда удавалось разбудить у ребят интерес, раскрутить их на простой и откровенный разговор, я испытывала огромное удовольствие от того, что видела, как в настроении собеседников что-то менялось, от того, что слышала в их вопросах долгожданное неравнодушие, живой интерес. Я чувствовала, что могу на них рассчитывать, что они, скорее всего, придут. Следующим местом, на которое я сделала ставку в этом задании, стал факультет, на котором я учусь. Я просила преподавателей дать мне несколько минут во время лекции, чтобы выступить с обращением к студентам. В основном, они соглашались, и тогда я обращалась напрямую к своим сокурсниками. Но лучшим способом агитации оставалось личное – что называется, глаза в глаза, лицом к лицу — общение за пределами аудиторий и лекционных залов. Знаете, как это бывает – ты подходишь к человеку и объясняешь ему, почему ты сама считаешь важнымучаствовать в акции в честь Дня победы и зачем призываешь к этому других. И если ты говоришь искренне и убедительно, то к тебе прислушиваются, вступают в диалог, спорят, обсуждают проблемы, обещают подумать и… приходят! Они приходят!

Тем, кто согласился участвовать в акции, я назначила контрольное собрание. Около известного всей Туле памятника героям Великой Отечественной войны, что недалеко от университета и политехнического института. Шёл мелкий дож-дик… Я жутко волновалась, мысли путались – боялась, что придёт маленькая горстка ребят. Но когда у «штыков» собралось около 30 человек, я поняла, что побеждаю! Всего пришло порядка 70 студентов.

Я взяла себя в руки, – это так важно, владеть собой на таких встречах, – и ещё раз рассказала о смысле и плане предстоящей акции, предельно чётко объяснила, что в Москву мы едем не развлекаться, а делать большое и важное дело. Затем провела краткий инструктаж по поведению на месте, особенно подчеркнув строжайший запрет на употребление спиртных напитков — это было одним из главных условий участия в акции.

Зазвучали смешки, я вздохнула и приготовилась к худшему, задавшись про себя вопросом: ну, может ли молодой россиянин хотя бы один день продержаться без пива? Оказалось, что может…

…Хотя и не каждый. Убедилась я в этом ранним утром 15 мая на Тульской площади, с которой мы отъезжали в столицу. Из моей (к этому времени заметно поредевшей) группы особенно выделялись двое парней, стоящих в обнимку и покачивающихся. Слушать их объяснения не было ни желания, ни времени и «клиенты» были немедленно депортированы с места отправления.

«МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО!»

Я сверила списки, и все расселись в автобусе. После раздачи маек с символикой акции на груди и с гимном Российской Федерации на спине, ребята заметно оживились и стали хором петь гимн! Общее приподнятое настроение не испортили даже пробки на дорогах и опоздание в столицу. Но вот — Москва. Мы вышли из автобусов, взяли флаги, идём. По левую руку — народ из Курска, по правую — из Калуги. Главное — не потеряться. Но впереди испытание посерьёзнее — рамки металлоискателей. Важно отметить одну деталь — без маек через эти рамки никого не пускали. А в моей группе как назло их не хватило нескольким ребятам. Но находчивый комиссар «Наших», минуя металлоискатель, снял майки с уже прошедших и за пазухой вынёс их обделённым ребятам. Итак, мы — на месте сбора – на Ленинском проспекте. Занимаем заранее указанные заветные кружочки на асфальтах. Все в предвкушении марша, встречи с ветеранами, играет марш «День Победы». Эмоции переполняют. Ещё бы — вокруг столько единомышленников, все улыбаются и, так же как и ты, счастливы, что попали сюда. Звучит гимн. Всё замирает. И ты, сам того не замечая, начинаешь петь. Сначала тихо, затем громче и, в конце концов, понимаешь, что уже пытаешься перекричать окружающих.

Надо сказать, что встретиться с ветеранами нашему региону так и не удалось. Оно и понятно – эти удивительные люди были просто нарасхват! И, конечно же, пожилые люди просто физически не могли встретиться и лично побеседовать с каждым из шестидесятитысячной когорты участников марша. Важно то, что они увидели: тысячи юношей и девушек специально прибыли в Москву, чтобы выразить им свою признательность и поддержку. Мы возвращались к автобусам с чувствами светлой грусти и выполненного долга.

Мы сделали это!

Мы организовались практически с нуля. Мы собрались вместе. Мы приехали в Москву. Мы провели невиданный по масштабу марш. У меня было ощущение, что в этот момент мы приняли Россию из рук ветеранов – героев той ужасной войны и показали старшим поколениям, а главное – самим себе, что им есть, на кого положиться, кому доверить Родину. Мы вместе, и мы сильны.

КОММЕНТАРИЙ СО-ОБЩЕНИЯ

Скажем прямо: последние, как минимум, пять лет тема массовых общественных организаций и движений в России относилась к разряду маргинальных. Мало того, что в нашей стране таких объединений – сильных своей деятельностью и воодушевлённостью, а не списочным составом — попросту не существовало. Разговор, например, с почти любым солидным (да и не особенно солидным) предпринимателем о возможностях его участия в той или иной форме в каком-либо общественном движении, вызывал у собеседника, мягко говоря, скепсис. Да разве только у предпринимателей? Не секрет, что и самые обычные люди, в большинстве своём, не видели необходимости и не проявляли интереса к участию в такого рода организациях.

Прежде всего, потому, что сама по себе форма общественного движения не вызывала у них сколько-нибудь серьёзного отношения и главное – доверия.

Почему?

Да потому, что они не знали о движениях, работа которых была бы хоть сколько-нибудь успешна.

Более того, временно прекратились даже сами попытки создания подобных структур. И если у каких-либо социальных проектировщиков возникали подобные предложения, то уже вскоре они переводились в «замороженное» состояние, поскольку в поле их зрения отсутствовали люди, обладающие навыками, нужными для такого рода работы – массового объединения заинтересованных граждан вокруг определённых социальных инициатив.

Ведь профессиональный организатор, социальный дизайнер (а такого рода специальность на Западе уже давно находится в ряду вполне привычных и уважаемых) – в России редкость. До сих пор.

Но ситуация изменилась, – Россия вступила в период, когда политические менеджеры ощутили потребность в общественных движениях.

Прежде всего потому, что стало очевидно: накануне скорых выборов энергетический ресурс политических партий выработан, их деятельность не вызывает ни поддержки, ни сочувствия, ни доверия избирателей.

Следует признать: люди, решившиеся в такой ситуации взять на себя организацию общественных движений, проявили, если угодно, известный героизм (чтобы не сказать – безоглядную смелость). Прежде всего, они взялись за дело, в котором, за редким исключением, не имели практического опыта.

Не обладали корпусом тренированных организаторов, подготовленных к работе с потенциальными сподвижниками и к привлечению новых членов. И хотя их представители были избраны в органы власти (например, Денис Спиридонов, движение «Наши», Тверская область), они столкнулись с жёстким дефицитом специалистов, которые могли бы подготовить таких организаторов.

В этом отношении довольно бесхитростная история студентки Юлии Городничевой, безусловно, интересна и показательна. Это рассказ молодой, неопытной девушки, которой пришлось справляться с задачей, относившейся к разряду, по меньшей мере, трудно выполнимых. Девушка, можно сказать, пошла на амбразуру.

Судя по всему, Юлия не обладала богатыми навыками в работе с людьми. Она не прошла необходимых коммуникационных тренингов (во всяком случае, это никак не явствует из текста). Не была снабжена ни квалифицированно составленным текстом обращения к собеседникам (в очерке о нём нет ни слова), ни перечнем возможных реакций собеседников на её предложения.

Она не знала и версий своего поведения в каждом возможном конкретном случае. И не обладала опытом агитаторской работы (это видно из текста). Единственно, на что ей пришлось полагаться в беседах со сверстниками, которых она приглашала принять участие в акции движения «Наши» 15 мая, так это на «искренность и убедительность» и скромные умения студента-социолога.

Достаточно ли этого?

Можно сказать: конечно! Ведь на организованное ею «контрольное собрание» у вечного огня пришло 70 человек! Но, отдавая должное искренности, убедительности и, конечно, энтузиазму Юлии, не стоит спешить с ответом. Потому что будь молодая активистка вооружена навыками привлечения сподвижников, результат её работы, скорее всего, был бы куда более впечатляющим.

Прежде всего, в том отношении, что она смогла бы обеспечить не только предусмотренное количество участников акции, но и качество формируемой ею команды! Сумела бы отфильтровать из неё не только любителей пива, но и просто – не слишком, по большому счёту, нужных любому движению любителей массовых тус и халявных футболок.

Она могла бы даже устроить своеобразный конкурс – выбрать из многих вероятных претендентов на участие в акции тех, кто действительно готов разделить цели и задачи именно её движения, кто готов не на разовое участие в прикольной поездке в Москву (пусть даже и на «большое и важное дело»), а на дальнейшую последовательную и содержательную деятельность в его рядах.

Понятно, что для организаторов уникальной по масштабам акции «Наших» на Ленинском проспекте важно было обеспечить массовость.

Но важно понять и то, что если какое-либо движение стремится действительно играть серьёзную роль, оно должно ясно видеть, когда завершается этап обеспечения массовости. И начинается время дел.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Наше поколение?
Концепт
Новое поколение. Школа выбора.
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Социальное наступление
Редакция «Со-Общения»
Идеология нового поколения — идеология развития
Группа Островского
Новое дело
Пётр Щедровицкий
Ворота в глобальный мир
Виктор Сергеев
Модернизация экономики: концепции и средства
Рустем Нуреев
От капитала физического к капиталу социальному
Пётр Шихирев
Российская система образования: новое видение
Александр Долгоруков
Практика
Лидерство, патриотизм, профессионализм.
Владимир Нечаев
Развитие человеческого потенциала.
Александр Попов и Ирина Проскуровская
Верность себе
Виктор Осипов
Зачёт по социальной мобилизации
Юлия Городничева
Дети перемен
Высокие смыслы, простые люди и железные леди
Дмитрий Петров, Анна Фёдорова
Как не стать спамом
Андрей Садаков
Актуальный сюжет
О пользе чужих ошибок
Москва. Предстоящий выбор
Екатерина Иванова
«Каждое моё слово - дешёвый самопиар!»
Анастасия Каримова
Тятя, тятя, наши сети...
Михаил Кордонский
Я б в политики пошёл, где меня научат?
Алексей Ширшов
Оперативный простор
Строгановы
Михаил Кутузов
Манифест реконструкции
От симулякров к брендам
Палачи и шерифы
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.