Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Наше поколение? / Практика

Развитие человеческого потенциала.


Александр Попов и Ирина Проскуровская
Руководители Школы гуманитарного образованияй
gumteh@tspu.edu.ru
Версия для печати
Послать по почте

Постановка сквозных компетенций населения У представителей социальной сферы сегодня существует совершенно особая миссия и ответственность в дискуссиях о перспективах российского общества. Несмотря на то, что эти дискуссии носят в основном [гео]экономический и [гео]политический характер, вопрос о перспективах — всегда комплексный. В его постановке и решении неуместны упрощённые рассуждения о том, «что первично, что вторично», а следовательно, необходима проектная синхронизация стратегий, формирующихся во всех сферах жизни. Социальная сфера не может заниматься лишь «функционированием» в ожидании дальнейших политико-экономических решений; решения, принимаемые в ней, не должны быть «автоматом» решений, принятых в сферах экономики и политики. Представителям социальной сферы необходимо занять собственную позицию в отношении ключевых вопросов будущего России. Что значит «занять позицию»? Это значит сформировать собственное, несво-димое к экономике и политике, видение ситуации в России — как ситуации антропологической

Никаких кардинальных изменений в социальной политике России за последние десятилетия не произошло: она попрежнему остаётся патерналистской. Вопрос об изменении содержания и формата социальных программ на «повестку дня» в территориях практически не ставится, хотя его решение не требует санкций «свыше» и привлечения дополнительного финансирования. Большинство социальных программ является программами так называемой «социальной защиты населения», продолжая социалистическую традицию формирования массовых иждивенческих настроений.

Вместе с тем нарастает процесс деградации социальной сферы, который вскоре может стать необратимым. Государство утратило прежний контроль над социальными процессами. С его стороны отсутствует какая-либо гуманитарная поддержка изменений, проводимых в социальной сфере: работа по разъяснению, переговорные площадки, открытые форумы, социально-образовательные программы и т.д. Для населения ход на любые социальные изменения равнозначен отказу от сложившейся ещё в СССР практики обеспечения стабильности. Отсюда — массовое сопротивление социальным реформам: пенсионной, мо-нетизации льгот, ЖКХ. Региональные власти начинают говорить о социальном обострении, видя задачу в балансировке между решениями федерального центра и снижением уровня социального напряжения в территориях. В постсоветском же сознании «рыночных» (корпоративных) управленцев социальные обязательства являются бременем, от которого нужно избавляться.

Между тем, социальный вопрос в России имееет, как, наверное, ни в одной стране мира, яркую антропологическую «подоплёку».

Сегодня не кажется преувеличением тезис об антропологической катастрофе, произошедшей в России в ХХ веке. В течение короткого времени были уничтожены фактически все институты Человека, отвечавшие в истории европейской культуры за воспроизводство человеческих структур и функций: институт Частной Собственности (раскулачивание и национализация), Права («враги народа» и «беспаспортное» крестьянство), Образования/Университет («Корабль философов»), Семьи (массовые «Павлики Морозовы»), Религии (вспомним хотя бы судьбу Храма Христа Спасителя).

Попыткой ответить на этот Вызов должна стать, на наш взгляд, социальная политика развития человеческого потенциала населения РФ.

К сожалению, смена антропологических ориентиров в российской социальной политике сегодня противостоит позиции тех управленцев и политиков регионального масштаба, для которых до сих пор негласной ценностью является «ценз оседлости» и уверенность в том, что человек, родившийся на «их» территории, «им» же и принадлежит. При отсутствии реальных программ развития, форм поддержки малого и среднего бизнеса, ротации управленческих кадров и пр., любые тезисы о «патриотизме» и любви к своей Малой Родине должны рассматриваться как заведомо направленные на понижение стартовых возможностей и жизненных шансов людей.

Смена антропологических ориентиров в социальной политике противостоит также позиции тех идеологов и практиков образования, молодёжной политики, здравоохранения, социальной защиты, культуры, которые рассматривают социальную сферу только лишь как сферу глобальных обязательств государства «о своих подданных». Судя по документам, регламентирующим деятельность в социальной сфере, по используемому в них понятийному аппарату («народ», «работа с населением»), массовые практики, реализуемыев этих сферах, являются практиками прямого сдерживания человеческого потенциала.

Социальный вопрос в России имееет, как ни в одной стране мира, яркую антропологическую «подоплёку»

Нами предложено три типологических основания для анализа существующей и построения перспективной модели социальной политики России[1].

1) Тип базового действия в осуществлении социальной политики (социальное вспомоществование, социальное попечительство, социальное страхование, социальное развитие).

2) Тип субъекта социальной ответственности (либеральная, корпоративная, общественная, патерналистская модели).

3) Тип участия государства в реализации социальной политики (благотворительная, административная, стимулирующая модели).

На наш взгляд, сегодня в России модель социальной политики выглядит следующим образом:

– по типу базового действия: социальное вспомоществование и социальное попечительство с элементами социального страхования,

– по типу субъекта социальной ответственности: патерналистская модель с элементами общественной модели,

– по типу участия государства: административная модель.

Перспективной моделью социальной политики в среднесрочной перспективе может считаться следующая модель:

– по типу базового действия: социальное развитие с элементами социального страхования,

– по типу субъекта социальной ответственности: либеральная модель с элементами общественной и корпоративной,

– по типу участия государства: стимулирующая модель с элементами благотворительной модели. В рамках предложенной модели представляется возможной постановка задачи развития человеческого потенциала российского населения как стратегия социальной политики.

Социальная стратегия развития человеческого потенциала рассматривается как стратегия формирования современной человеческой инфраструктуры (или антропологического каркаса) инновационных проектов и программ. Речь идёт о формировании на массовом уровне целого ряда так называемых сквозных[2] компетенций.

Сквозные компетенции — это возможности, которыми обладают люди для включения в современные типы мышления, деятельности, кооперации и коммуникации, и на которые можно рассчитывать при постановке и решении масштабных задач, связанных с развитием[3].

Ключевыми сквозными компетенциями, на наш взгляд, являются современные формы мобильности[4], конструктивные формы идентичности и продуктивные формы ментальности[5].

С этой точки зрения, социальные программы развития человеческого потенциала должны строиться как программы открытого типа и быть направлены на повышение стартовых возможностей и жизненных шансов людей, проживающих на различных территориях. Необходимо создание системы условий и механизмов преодоления границ, возникающих перед людьми в связи с местом их проживания; доминирующими на территории идеологическими представлениями и ценностными ориентациями; социальным, материальным, ментальным статусом ближайшего окружения; ограничением доступа к информации и т.д.

Социальная стратегия развития человеческого потенциала — это стратегия формирования современной человеческой инфраструктуры инновационных проектов и программ

Задача развития человеческого потенциала должна ставиться как ключевая задача модернизации целого ряда социальных секторов — образования, культуры, здравоохранения, науки.

Отдельные прецеденты в регональных системах образования[6] показывают, что уже может быть эффективной реализация таких территориальных программ, как массовые социальные тренинги для выпускников; межведомственные конкурсы социальных и социально-образовательных проектов; сетевые модели старшей профильной школы; интенсивные школы рекордных образов жизни; кадровые школы; менеджерские и тьюторские центры поддержки индивидуальных образовательных стратегий.

На наш взгляд, своевременным является заказ социальных политиков регионального и муниципального масштабов на постановку и решение следующих задач:

1. Разработка компетентностной структуры (матрицы) населения как управляющего знания в социальной политике развития человеческого потенциала.

2. Создание тренинговых «площадок» по формированию компетенций и поддержанию компетентностного тонуса населения (где, как в фитнес-залах, компетенции поддерживаются в состоянии готовности). Запуск программы национального (массового) тренинга компетенций для различных категорий населения.

3. Подготовка Доклада ПРООН по теме «Развитие человеческого потенциала: компетенции населения», разработка и проведение соответствующих социальных исследований.

4. Разработка пакета социальных программ развития человеческого потенциала и методических рекомендаций для территорий по запуску программ с консолидированным бюджетом.

5. Исследование опыта и разработка новых форм социального партнёрства для программ развития человеческого потенциала в социальной политике.


[1] Полный текст доклада размещен на сайте Некоммерческого партнёрства «Политика развития» (DEPO) по адресу: http://www.depo.org.ru/edu/news/200/

[2] Понятие «сквозных» компетенций ввёл П.Г. Щедровицкий в докладе «Коммуникативная и рефлексивная компетенция в рамках мыследеятельного подхода: контуры нового понимания» на конференции «Педагогика развития-2002» (г. Красноярск).

[3] В России в 30-е годы ХХ века была поставлена подобная задача, связанная с массовым обучением взрослого населения грамоте — умению читать, писать и считать. На сегодняшний день это является задачей младшей ступени школы.

[4] Речь идёт об образовательной (определение будущего социального и профессионального статуса), социокультурной (определение будущего образа жизни) и территориальной (определение дальнейшего места проживания) мобильности.

[5] Важно заметить, что сквозные компетенции выполняют роль своеобразной «управляющей надстройки» по отношению к различного рода специальным и профессиональным компетенциям.

[6] Авторы являются разработчиками Программы «Поколение-XXI: развитие Человеческого потенциала», реализуемой на территории Красноярского края совместно с Главным управлением образования администрации Красноярского края (см.: Открытая модель дополнительного образования региона. — Красноярск, Томск: «Дельтаплан». — 280 с.).


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Наше поколение?
Концепт
Новое поколение. Школа выбора.
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Социальное наступление
Редакция «Со-Общения»
Идеология нового поколения — идеология развития
Группа Островского
Новое дело
Пётр Щедровицкий
Ворота в глобальный мир
Виктор Сергеев
Модернизация экономики: концепции и средства
Рустем Нуреев
От капитала физического к капиталу социальному
Пётр Шихирев
Российская система образования: новое видение
Александр Долгоруков
Практика
Лидерство, патриотизм, профессионализм.
Владимир Нечаев
Развитие человеческого потенциала.
Александр Попов и Ирина Проскуровская
Верность себе
Виктор Осипов
Зачёт по социальной мобилизации
Юлия Городничева
Дети перемен
Высокие смыслы, простые люди и железные леди
Дмитрий Петров, Анна Фёдорова
Как не стать спамом
Андрей Садаков
Актуальный сюжет
О пользе чужих ошибок
Москва. Предстоящий выбор
Екатерина Иванова
«Каждое моё слово - дешёвый самопиар!»
Анастасия Каримова
Тятя, тятя, наши сети...
Михаил Кордонский
Я б в политики пошёл, где меня научат?
Алексей Ширшов
Оперативный простор
Строгановы
Михаил Кутузов
Манифест реконструкции
От симулякров к брендам
Палачи и шерифы
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.