Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Наше поколение? / Практика

Лидерство, патриотизм, профессионализм.


Владимир Нечаев
Ректор Национального института «Высшая школа управления»
info@vshu.ru
Версия для печати
Послать по почте

Эти качества должен сочетать в себе новый российский управленец
Вузы продолжают плодить специалистов, спрос на которых намного ниже предложения. А с другой стороны — в России дефицит профессионалов новых видов деятельностей, и главное — дефицит людей, которые в своей работе руководствуются такими мотивами, как благо общества, патриотизм, национальные интересы. Между тем, именно их воспроизводство должно работать на повышение конкурентоспособности страны. И значит, реформа образования — одна из самых актуальных задач. Однако мало констатировать, что перемены назрели. Нужно их осуществлять. Своим видением будущего российского образования делится ректор Национального института «Высшая школа управления», руководитель образовательных программ движения «Наши», Владимир Нечаев.


— Для чего был создан Ваш институт, какие были для этого предпосылки?

— Национальный институт «Высшая школа управления» был создан для обучения активистов молодёжных организаций. Инициатором его создания выступили те же люди, которые стоят у истоков движения «Наши». Хотя на сегодняшний день мы работаем и с другими общественными организациями.

Мы создаём учебное заведение, специализирующееся на подготовке такой специфичной категории профессионалов, как «лидеры молодёжных организаций».

В советское время похожую функцию выполняла система высшей комсомольской школы (Школа комсомольского актива), разрушенная в 90-е годы. И сегодня аналогичных вузов в нашей стране не существует. Правда, мы сами пока в процессе становления, и будущее покажет, на сколько мы эффективны.

— Чем НИ «ВШУ» отличается от других вузов?

— Есть несколько ключевых отличий.

Во-первых, у нас очень специфические слушатели. Это лидеры общественных организаций. Это молодые, порой очень занятые люди, люди общественно-активные, для которых обучение в нашем институте непосредственно связано с практической деятельностью. Это, естественно, сказывается и на программах обучения, и на его содержании.

Во-вторых, мы разработали оригинальную концепцию обучения. Мы условно называем её «Патриот. Лидер. Специалист». Она основана на предположении, что будущее поколение управленцев, менеджеров должно включать в себя не только специалистов в той или иной сфере управления, но быть также и сообществом лидеров — людей с ярко выраженными лидерскими качествами и способностями, и при этом — объединённых общими ценностями. Ценности эти включают в себя, в том числе, и любовь к своей родине, понимание того, что личный успех неразделим с успехом страны.

Если через несколько лет мы будем иметь такую национальную команду лидеров, то можем быть куда более спокойны за будущее России, чем сейчас. Это будут люди, которые, работая в разных

сферах, играют на общем социальном поле в одну игру. В игру под названием «Лидерство России в современном мире». И, наконец, третье, — это организационно-структурные особенности. Мы — вуз с лепестковой структурой. У нас есть небольшое ядро менеджеров, базирующееся в Москве. И есть разбросанные по стране региональные учебно-методические центры, представительства, филиалы. Эта сеть сейчас создаётся. В регионах мы работаем с преподавателями, которые одновременно являются и преподавателями других вузов. При этом мы привлекаем людей, признанных лучшими в своём регионе и в своей специальности, которые близки к тем идейным позициям, на которых стоит наш вуз, т.е. — сотрудничаем с единомышленниками. Кроме региональных ответвлений создаются научные центры, исследовательские площадки. Всё это — лепестки большого цветка, в центре которого находится небольшой мобильный коллектив. Мы обучаем несколько тысяч человек по разным программам дополнительного образования.

Это хорошо, когда управленец является к тому же и лидером

В этом году мы приступили к обучению по программе высшего образования по трём специальностям: «государственное и муниципальное управление», «менеджмент организаций» и «связи с общественностью». НИ «Высшая школа управления» — это несколько проектов, несколько региональных команд, скреплённых общими ценностями, общим виденьем будущего и общими технологиями и методиками обучения.

— Какие это методики?

— В основе нашей идеологии образования лежит представление о том, что теоретическое обучение должно играть роль инструмента при осмыслении практической деятельности обучаемого. Первая задача — сделать так, чтобы теоретические курсы помогали слушателям в решении их практических вопросов. Например, в их работе в молодёжном движении. Мы хотим добиться от слушателей рефлексии, позволяющей им оценить теорию через их опыт, а опыт рассматривать через призму теоретических концепций. Благодаря этому подходу, как нам представляется, мы делаем теорию полезной. Поэтому в нашей работе используются активные методы обучения, особый акцент делается на самостоятельной работе слушателей. Развиваются и дистанционные технологии.

— А какие гуманитарные технологии вы используете в процессе обучения?

— Образование — это уже гуманитарная технология. Мы рассматриваем наш проект, как гуманитарную технологию по созданию сообщества лидеров нового поколения. Где образование выступает инструментом в формировании сообщества. А что касается технологии самого обучения, то у нас есть определённые специфические подходы, в некоторых случаях — это наше ноу-хау, в других — заимствованные технологии активных методов обучения и вовлечения студентов в практическую деятельность, в постоянную конкуренцию между слушателями. И в тоже время мы пытаемся создавать различные команды в процессе обучения, которые реализуют практические проекты.

— Какие учебные программы предлагает НИ «ВШУ» сегодня?

— Это программа «Кадры для модернизации страны». Это система дополнительного образования. Это предметы, ориентированные на помощь активистам молодёжных организаций. В том числе — движения «Наши». Часть этих курсов направлена на формирование у слушателей определённой картины мира, это мировоззренческий курс. Он связан с анализом истории нашей страны, современной внешне- и внутриполитической ситуации. В рамках этих курсов ребята приходят к представлению о месте России в мире, о её пути в мировой истории. Так у них формируется образ будущего страны и понимание своего места и роли в России будущего. Часть предметов нацелена на то, чтобы помочь проследить своё будущее в будущем страны. Например, курс «Построение карьеры». По его результатам у слушателей возникает понимание, кем они могут стать в России ближайшего будущего.

Базовые принципы образования в ни «высшая школа управления»

– В процессе обучения преподаватель должен стараться обеспечить вовлечение жизненного опыта студентов в усвоение идей конкретного курса.

– Наиболее успешное обучение — обучение через действие. Чтобы взаимодействие «учителя» и «ученика» соответствовало деятельностному подходу, должны выполняться следующие требования:

  • присутствие трёх «слоёв» образования: «знание — понимание — действие»;
  • преимущественное движение от действия, через процесс понимания к знанию;
  • импровизация;
  • внимание и ученика, и учителя должно быть обращено к «миру» в попытке совместно построить «образы мира», а не на «трансляцию знания» из головы учителя в голову ученика.

– В современном мире самое главное умение — это умение учиться, оставаться открытым для опыта и сохранять способность изменяться.

– Учитель скорее слуга группы, чем её господин.

– Обучение наиболее успешно, когда предметная область воспринимается студентом как имеющая непосредственное отношение к его личностным целям.

– Взаимосовершенствование. Субъекты преподавания и учения могут меняться ролями в зависимости от контекста самого образовательного процесса.

– Обучение, в котором участвует не только интеллект, но и эмоции студента, характеризуется наибольшей глубиной и продолжительностью. – Самостоятельности, творчеству легче проявиться, если самооценка и самокритика играют ведущую роль в процессе обучения, в то время как у оценок студента другими лишь второстепенная роль.

– Реализуется идеал «состязания человека с самим собой», а не с «соседями по парте». Это исключает возникновение условий, при которых одни «падают духом», взирая на «отличников», другие «почивают на лаврах» (а значит, не развиваются) на фоне «толпы».

Часть курсов носит технологический характер. Она нацелена на развитие практических навыков и умений, которые необходимы лидерам и активистам молодёжных движений, а в будущем, возможно, и политических организаций. Это «Методология политического действия», курс по управлению политической организацией. Курс «Как стать лидером» — психологический тренинг по воспитанию в себе лидерских качеств. Курс «Искусство быть услышанным» — это практикум по риторике. Курс «Технологии социального манипулирования и методы противодействия» показывает, что наше сознание — это сфера политической борьбы. Это нужно для того, чтобы избавить слушателей от иллюзий по этому поводу. Этот курс включает и варианты защиты от манипулирования со стороны оппонентов, идейных противников. Нам важно показать, что в современном мире необходимо уметь иметь дело с гуманитарными технологиями, которые сегодня являются основным средством политической борьбы. Различать их и овладевать ими.

В настоящий момент в рамках «Комиссарских курсов» разработано 9 программ, но мы планируем в ближайшее время довести их число до 12, и создать целостную программу подготовки лидера и активиста молодёжного движения.

— Каков портрет слушателя НИ «ВШУ»?

— Ребята все разные. Но преподаватели отмечают, что у них повышенный уровень активности и высокое чувство социальной ответственности. Ещё, наверное, не время говорить о том, кто из них станет лидером, а кто нет, хотя уже сейчас можно сказать, что большинство, безусловно, станут лидерами. Мы открыли перспективную образовательную концепцию — работа с молодыми лидерами и активистами в ключе подготовки менеджеров.

Мы создаём совершенно новую интеллектуальную и образовательную среду в масштабах не только Москвы, но и России

Менеджмент — не только наука управления, но и искусство. Людей невозможно просто обучить менеджменту. Важны предпосылки, задатки человека. Вопрос: как отбирать таких людей? Принятая в российских вузах система вступительных экзаменов не гарантирует, что вы получите на выходе человека, способного быть управленцем. Потому что хорошо, когда управленец является к тому же и лидером. А работа с ребятами, которые действуют в рамках молодёжных организаций — это важный опыт, потому что самаработа в организации производит отбор. И к нам приходят люди с задатками лидеров. Всё это делает процесс подготовки из них управленцев гораздо более эффективным. Мы набираем слушателей только по рекомендации молодёжной организации, без вступительных экзаменов. К нам попадают те, кто о себе уже заявил, те, кто стремится стать лидером. В таком отборе есть ещё один важный нюанс. Я считаю, что менеджером, полезным для страны, не может быть человек без чувства социальной ответственности. А работа в общественных организациях, волонтёрство, готовность бескорыстно посвятить себя делу организации — как раз и выявляет людей с повышенным чувством такой ответственности.

— Вы обучаете только молодёжь?

— Основные наши заказчики — это молодёжные организации. Прежде всего, движение «Наши», «Россия молодая», движение из Татарстана — «Мы». Но это не закрытый список. Мы думаем над программами, направленными на подготовку лидеров для местного самоуправления. Сейчас в стране идёт реформа местного самоуправления. И ощущается жёсткий дефицит специалистов в этой сфере, способных не просто грамотно исполнять существующее законодательство, но и принимать на себя функции местных лидеров, планировать развитие населённых пунктов, находить способы этого развития, объединять вокруг себя жителей. Сейчас в Твери мы открываем специальную школу для муниципалов, в которой будущие лидеры местного самоуправления будут обучаться современным гуманитарным технологиям формирования местных сообществ, планирования их деятельности. Эти технологии уже доказали свою эффективность, в том числе и в России. В Архангельской области и других регионах нередки примеры «подъёма» депрессивных, «мёртвых» сёл и деревень.

— Каковы взаимоотношения между НИ «Высшая школа управления» и другими вузами страны?

— Мы работаем с целым рядом вузов-партнёров. В некоторых регионах мы реализуем программу образования не на своей базе, а на базе уже сложившихся учебных заведений. Они используют наши программы обучения, а мы помогаем им с учебно-методической литературой, тренируем преподавателей. И в итоге, как нам кажется, мы формируем продвинутую образовательную среду.

— А кто преподаёт в вашей «Высшей школе»? Кто разрабатывает ваши программы?

— Что касается курсов лидеров-активистов, то это Анатолий Уткин, директор Центра международных исследований ИСКАН РАН; Александр Ципко, политический обозреватель «Литературной газеты», доктор философских наук; Леонид Поляков, доктор философских наук, профессор ВШЭ; профессор МГУ Татьяна Евгеньева. Спектр сотрудничающих с нами людей велик. Мы, например, проводим серию мастер-классов, которые ведут известные политики, бизнесмены и журналисты — Глеб Павлов-ский, Сергей Марков, Сергей Кара-Мурза, Владимир Соловьёв. Уникальность нашего проекта в том, чтомы создаём совершенно новую интеллектуальную и образовательную среду, причём в масштабах не только Москвы, но и России (как минимум, на территории её европейской части). Мы превращаемся в сообщество преподавателей, объединённых ценностями. Я думаю, что «Высшая школа управления» через некоторое время будет представлять собой сетевой вуз — площадку, где взаимодействуют несколько сетевых сообществ: преподавателей, студентов, организаций-партнёров вуза.

— Каким Вы видите НИ «Высшая школа управления» в будущем российского образования?

— Есть две ключевых роли, которые может играть наш институт. Во-первых — роль вуза для молодёжных общественных организаций. Образовательного учреждения по подготовке активистов таких движений. Во-вторых — роль экспериментальной площадки в рамках реформы образования. Площадки, где могут отрабатываться нестандартные подходы к обучению, основанные на идее формирования сообществ через образование. Такая площадка могла бы стать источником инноваций для всей системы образования. В наших амбициозных планах есть и формирование своей уникальной системы образования по указанному спектру специальностей, а также сертификации определённой системы качества обучения, чтобы она служила образовательным продуктом для других вузов.

Беседовал Роман Баккарди


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Наше поколение?
Концепт
Новое поколение. Школа выбора.
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Социальное наступление
Редакция «Со-Общения»
Идеология нового поколения — идеология развития
Группа Островского
Новое дело
Пётр Щедровицкий
Ворота в глобальный мир
Виктор Сергеев
Модернизация экономики: концепции и средства
Рустем Нуреев
От капитала физического к капиталу социальному
Пётр Шихирев
Российская система образования: новое видение
Александр Долгоруков
Практика
Лидерство, патриотизм, профессионализм.
Владимир Нечаев
Развитие человеческого потенциала.
Александр Попов и Ирина Проскуровская
Верность себе
Виктор Осипов
Зачёт по социальной мобилизации
Юлия Городничева
Дети перемен
Высокие смыслы, простые люди и железные леди
Дмитрий Петров, Анна Фёдорова
Как не стать спамом
Андрей Садаков
Актуальный сюжет
О пользе чужих ошибок
Москва. Предстоящий выбор
Екатерина Иванова
«Каждое моё слово - дешёвый самопиар!»
Анастасия Каримова
Тятя, тятя, наши сети...
Михаил Кордонский
Я б в политики пошёл, где меня научат?
Алексей Ширшов
Оперативный простор
Строгановы
Михаил Кутузов
Манифест реконструкции
От симулякров к брендам
Палачи и шерифы
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.