Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2005/10/op/2


От симулякров к брендам

Дистанция космическая, но преодолимая
Если вы интересуетесь не только брендингом, но и развитием западной философской мысли, то книга Томаса Гэда и Анэт Розенкрейц «Создай свой бренд» — для вас. Потому что она — не только об эффективной самопрезентации, но и об определённом подходе к собственной жизни. Смело загляните в себя и предъявите себя миру — вот призыв, с которым к нам обращаются уважаемые авторы.

Еомас Гэд, Анетт Розенкрейц, «Создай свой бренд», Нева, СПб., 2004

ПОЧУВСТВУЙ СЕБЯ ЗВЕЗДОЙ

Сегодня много говорят о «персональных брендах» применительно к звёздам шоу-бизнеса, спортсменам, политикам… Кроме традиционного восхищения ими, существуют уничижительные коннотации типа «торговать лицом», «продавать себя» и прочее.

Авторы книги подходят к этому вопросу довольно жёстко. Да, человек подобен товару на полках супермаркета. От осознания этого факта многие чувствуют себя очень неуютно. Но его принятие — это первый шаг к прорыву.

Авторы книг по брендингу обычно — явно или неявно — утверждают, что бренды управляют нашим выбором, нашими ожиданиями, а в итоге и нашей жизнью. Мало кому нравится чувствовать себя «объектом управления», но что же делать?

Ответ один — взять в свои руки инструменты, которые используют пиарщики и маркетологи.

САМОЕ ГЛАВНОЕ — ЗАДУМАТЬСЯ О СЕБЕ

Схемы и технологии, описанные в книге «Создай свой бренд», во многом изложены в предыдущих трудах Гэда. Впрочем, есть и несколько «инновационных моментов», например, технология создания собственного бренд-кода. Бренд-код состоит из следующих элементов: полезность, позиционирование, стиль, миссия, предвидение, ценности, девиз.

Гэд продолжает думать в своем стиле, одинаково акцентируя внимание на «внутренних» и «внешних» аспектах брендинга. Дело не только в том, что вы сообщаете миру. Важно и то, что вы сами понимаете про себя, какими словами описываете свою личность, ожидания, ценности — и насколько вы искренни в этом. Не случайно Томас Гэд столько говорит о подлинности — о соответствии мыслей, слов и поступков. Он утверждает, что подлинность — одна из самых важных (и редких) ценностей в современном мире. И здесь я полностью с ним согласна. Немного смещая акценты, можно сказать: это книга о духовном поиске и о презентации его результатов внешнему миру.

Авторы стремятся помочь читателю сделать эту презентацию эффективной, описывая буквально по шагам процесс создания персонального бренда. Безусловный интерес представляет работа с «индивидуальной временной шкалой», позволяющей представить свою жизнь как процесс, которым вы управляете. «Единственное, что имеет значение — это чувство ответственности за вашу жизнь» — один из базовых тезисов, на которых построена логика книги. Задайте себе следующие вопросы:

– Живу ли я в соответствии со своим девизом?

– Реализую ли я свою миссию?

– Направляет ли меня моё предвидение?

– Верен ли я своим ценностям?

– Влияю ли я на окружающую среду именно так, как хочу?

Тональность книги такова: «Не просто создать персональный бренд (в уме или на бумаге), но и жить в соответствии с ним». При создании и развитии своего бренда вы одновременно являетесь и заказчиком, и исполнителем, а это значит, что ответственность за результат полностью на вас. Впрочем, со временем создание персональных брендов может стать вполне успешным бизнесом, ведь стало же таковым индивидуальное психологическое консультирование и даже персональное консультирование по подбору одежды.

Персональный бренд должен помогать человеку больше зарабатывать, жить интересной жизнью

Книгу Гэда и Розенкрейц можно было бы отнести к категории «литературы по самосовершенствованию», но в книжных магазинах она расположена в разделе «Бизнес-литература», и это не случайно. «Успех», «результат», «эффективность» — все это предельно важно для Гэда. Персональный брендинг должен быть таким, чтобы помогать человеку больше зарабатывать, жить интересной жизнью, устанавливать гармоничные отношения с людьми. Это не «дополнительное требование» к человеку «в наше нелёгкое время», а конкурентное преимущество или дополнительный ресурс — кому как больше нравится.

В книге много интересных «кейсов» — описаний персональных брендов известных людей (Владимир Путин, Ричард Брэнсон, Олег Тиньков, Коко Шанель). Каждый кейс расписан по схеме «четырех измерений бренда»: функционального, социального, духовного и ментального. Но самое главное — эта книга ставит вопрос. Вопрос о необходимости создания собственного бренда. Фактически это вопрос о сознательном подходе к собственной самопрезентации.

ПЕРЕСТАНЬТЕ ПРИТВОРЯТЬСЯ

Быть честным с самим собой — жесткое требование, на котором настаивают авторы книги. Не нужно стремиться «подладиться» под ценности компании, в которой вы работаете, если они вас не устраивают. Не нужно «гасить» свою индивидуальность, пытаясьизбежать конфликтов с близкими людьми.

Наоборот, следует стремиться к внутренней целостности, к выявлению и решению собственных противоречий и конфликтов.

Создание персонального бренда поставит перед вами множество проблем и приведет вас к необходимости делать выбор в каждой жизненной ситуации. Но теперь этот выбор будет иметь под собой основания. «Я поступаю так, а не иначе, потому что этого требуют мои представления о должном, мой образ, который всегда у меня перед глазами». Это ограничивает свободу, скажут многие. Ну и что? Нашу свободу и так ограничивают со всех сторон. А такой подход, по крайней мере, позволяет человеку делать выбор в соответствии с внутренними основаниями, а не по непонятным, неотрефлексированным причинам (как поступают большинство людей). Откуда возьмутся эти основания — вопрос другой. В книге он, к сожалению, не рассматривается, но в противном случае это точно было бы не бизнес-пособие, а эзотерический трактат.

Ещё один важный момент. Гэд и Розенкрейц неявно полемизируют с постмодернистами, утверждающими, что «нет никакого человека, есть набор социальных ролей». Дома человек один, в офисе — другой, на вечеринке с друзьями — третий. Это не так, утверждают авторы. Человеческое поведение может быть очень разнообразным, но «найти себя» («или создать себя») настоящего, не подверженного сиюминутным требованиям актуальности вполне возможно. Более того, это принесёт в вашу жизнь гармонию и успех.

Анна Фёдорова

Дата публикации: 08:32 | 10.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.