Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Наше поколение? / Концепт

От капитала физического к капиталу социальному


Пётр Шихирев
директор Центра социальных и психологических исследований Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ
mail@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте

В глобальном обществе меняется власть
Сегодня грамотное управление становится всё важнее для организации. Причем речь идёт не только об управлении физическим и человеческим капиталом, но и об управлении капиталом социальным. Уже давно подсчитано, что 70- 80% цены при продаже фирмы составляет её репутация. Подробнее об эволюции теории и практики управления социальным капиталом в материале доктора психологических наук, профессора Петра Шихирева


Экономика становится неосязаемой

История экономической теории и практики — это история движения от познания и преобразования чувственно осязаемых объектов и процессов к объектам и процессам всё менее осязаемым, а также от объектов и предметов к отношениям между ними. Эта эволюция отражает поистине тектонические сдвиги в том, что Питирим Сорокин[1] назвал сменой социокультурного типа. В четырёхтомном исследовании «Social and Cultural Dynamics» (1962) он доказывает, что западная культура стоит накануне смены чувственного (вещно-ориентированного) типа, господствовавшего последние шесть веков, на тип интегральный, в котором синтезируются ориентации на материальные и идеальные сущности. Доказательства реальности такой смены и точности прогноза Питирима Сорокина в изобилии содержатся в исследовании современного американского футуролога Алвина Тоффлера «Смена власти», где он убедительно показывает, как власть физической, военной силы (власть меча) в истории человечества уступает место власти экономической (власти денег), которая, в свою очередь, сменяется властью знания (властью информации).

Похоже, что в споре идеалистов («В начале было слово») и материалистов («Бытие определяет сознание») обе стороны были одновременно правы и не правы. Наиболее адекватной оказалась третья, синтезирующая позиция: регулятором социального бытия является культура — комплекс систем ценностей, норм, знаний и символов, определяющий жизнедеятельность социальной общности любого размера — от группы из двух человек до человечества. Культура, таким образом, — это третья реальность, синтез материального и духовного (идеального) начал, это коллективная программа, которая реализуется, развивается и изменяется через деятельность живых, реальных людей и социальных групп — носителей культуры.

Обратимся теперь в свете сказанного к более конкретной дисциплине — экономике, а точнее — к проблеме, обозначенной в заголовке этой статьи. Вот как о переходе от вещей и объектов к отношениям между ними говорит один из наиболее авторитетных специалистов по проблеме социального капитала — Дж. Коулман: «Если физический капитал полностью осязаем, будучи воплощённым в очевидных материальных формах, то человеческий капитал менее осязаем. Он проявляется в навыках и знаниях, приобретённых индивидом. Социальный же капитал ещё менее осязаем, поскольку он существует только во взаимоотношениях индивидов. Так же как физический и человеческий капиталы, социальный капитал облегчает производственную деятельность. Например, группа, внутри которой существует полная надёжность и абсолютное доверие, способна совершить много больше по сравнению с группой, не обладающей данными качествами» (курсив мой. — П.Ш.).

Социальный капиал — это качество общественных связей

Развивая формулу Дж. Коулмана, следует подчеркнуть, что социальный капитал не просто «облегчает» производственную деятельность. Он становится определяющим, и главное — обладает гораздо большим потенциалом по сравнению с физическим и человеческим капиталом. На первый взгляд, трудность доказательства этого утверждения кроется в неосязаемости социального капитала, но то же самое говорилось и о человеческом капитале по сравнению с физическим, пока не были разработаны соответствующие системы оценок.

Культура стоит накануне смены вещно-ориентированного типа на тип, в котором синтезируются ориентации на материальные и идеальные сущности

Однако можно подсчитать, какой экономический, выразимый в осязаемых цифрах ущерб может нанести организации дефицит её социального капитала: скажем, конфликт или атмосфера подозрительности, отсутствие доверия руководителей к подчинённым и наоборот. Эти цифры вполне могут быть более внушительными, чем те, в которых выражается величина физического или человеческого капитала.

Значение социального капитала

Социальный капитал обладает определёнными качествами, измеряемыми рыночной стоимостью (ценой). Кроме того, социальный капитал имеет свойство возрастать, или обесцениваться в зависимости от своего положения в системе рыночных отношений между субъектами социального процесса.

Люди старшего поколения помнят, что для них значили в сугубо практическом, экономическом плане связи с «нужными людьми»: чиновниками государственного и партийного аппарата, прочими «слугами народа», мясниками, продавцами обувных отделов, автомеханиками и т. п. По мере возрастания роли рыночных отношений и исчезновения дефицита товаров, и одновременно с появлением дефицита средств для вхождения в потребительский рай, роли бывших персонажей изменились. Самыми высокооплачиваемыми стали профессии юриста и финансиста. Позиции и стоимость чиновничества лишь незначительно пошатнулись, поскольку бюрократии удалось сохранить мёртвую хватку опять же благодаря сохранению позиций в системе циркуляции власти. Напомним крылатое выражение первых лет перестройки: «Меня назначили миллионером». В целом значение социальных связей возросло повсеместно: в экономике, политике, общественной жизни.

Выводы для тех, кто работает с человеческими ресурсами

Резюмируя, отметим следующее:

1. Потребность в специалистах по развитию и культивированию социальных связей (социального капитала) — личных, институциональных и прочих — будет неуклонно расти. При этом надо уточнить: в работе с кадрами будет недостаточно просто переименовать традиционного кадровика в «менеджера по HR», а скороспелого рекламщика в «менеджера по PR». Этих специалистов надо готовить целенаправленно, с учётом самых современных знаний в соответствующей области. Одной из таких областей, незаслуженно заброшенной, является работа с внутренними общественными связями, которыми раньше занимались партия, комсомол и профсоюзы.

Власть военной силы (власть меча) уступает место власти экономической (власти денег), которая, в свою очередь, сменяется властью знания (властью информации)

2. Теоретической основой для работы с социальным капиталом могут служить разработки в области социальной психологии как науки о роли психологических факторов в социальном процессе, который есть движение системы социальных связей, осуществляющееся посредством обмена образами, фиксирующими позиции и ценности участников этого процесса, их отношение (оценка) к отношению (связи).

3. В ближайшем будущем возрастёт роль морально-психологической стороны социального взаимодействия, этики социальных отношений, образующей ядро социального капитала. На первый план выдвинутся такие реалии жизни организации, как доверие, порядочность, лояльность.

4. Их роль станет ключевой по мере смены: а) традиционно устойчивых во времени и пространстве взаимосвязей связями временными, б) жёстко фиксированных вертикальных иерархических структур преимущественно горизонтальными сетями, создаваемыми для выполнения конкретных задач и проектов. Работа в «пирамидах» уступит «сетеванию» (networking).

5. В практическом плане необходимым условием изменения организации станет опора на социокультурную специфику контекста, в котором организация функционирует.

6. Учитывая, что российская деловая культура является по преимуществу «отношенческой», а не «предметно-ориентированной», можно предсказать большую практическую перспективу эволюции фрагментарного подхода к видам капитала (отдельно — к физическому, отдельно — к человеческому) в сторону системного анализа и управления социальным капиталом с акцентом на его этическое ядро, оценочное отношение к социальным связям.



[1] Питирим Сорокин — блестящий русский социальный мыслитель, в 1922 году принуждённый эмигрировать из большевистской России; «основатель американской социологической школы», автор теории круговорота суперсистем, которую развил в работе «Социокультурная динамика».


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Наше поколение?
Концепт
Новое поколение. Школа выбора.
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Социальное наступление
Редакция «Со-Общения»
Идеология нового поколения — идеология развития
Группа Островского
Новое дело
Пётр Щедровицкий
Ворота в глобальный мир
Виктор Сергеев
Модернизация экономики: концепции и средства
Рустем Нуреев
От капитала физического к капиталу социальному
Пётр Шихирев
Российская система образования: новое видение
Александр Долгоруков
Практика
Лидерство, патриотизм, профессионализм.
Владимир Нечаев
Развитие человеческого потенциала.
Александр Попов и Ирина Проскуровская
Верность себе
Виктор Осипов
Зачёт по социальной мобилизации
Юлия Городничева
Дети перемен
Высокие смыслы, простые люди и железные леди
Дмитрий Петров, Анна Фёдорова
Как не стать спамом
Андрей Садаков
Актуальный сюжет
О пользе чужих ошибок
Москва. Предстоящий выбор
Екатерина Иванова
«Каждое моё слово - дешёвый самопиар!»
Анастасия Каримова
Тятя, тятя, наши сети...
Михаил Кордонский
Я б в политики пошёл, где меня научат?
Алексей Ширшов
Оперативный простор
Строгановы
Михаил Кутузов
Манифест реконструкции
От симулякров к брендам
Палачи и шерифы
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.