Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2005/10/c/0


Новое поколение. Школа выбора.

В советское время международники, расписывающие ужасы мира чистогана, любили повторять, что, мол, буржуазные напитки «Кока-Кола» и «Пепси-Кола» практически не отличаются один от другого. То есть — ничем. Кроме названий, формы бутылок и этикеток. Но, тем не менее, выпускающие их компании яростно конкурируют, непрестанно топя покупателей в дурманных потоках назойливой рекламы…

То же и с политической системой: дескать, ведущие партии США только называются по-разному, да вот ещё эмблемы у них не похожие: осёл и слон… А на самом деле они друг от друга (как те самые напитки) практически не отличаются! Однако яростно бьются за власть, хотя, по сути, только тем и заняты, что превращают простых американцев в покорных лакеев воротил Уолл-Стрита и пушечное мясо агрессивной военщины. И советские люди верили. А «Коку» и «Пепси» не пили. А к американским партиям относились почти никак, поскольку имели много занятий более важных. Это уже потом стало известно, что разница в мировоззрениях демократов и республиканцев колоссальна. Это уже после выяснилось, что одну колу выбирают чумовые Санта-Клаусы, а другую — «новое поколение»…

И в это поверили. И даже принялись повторять.

Потому что о том, что такое новое поколение, зачем и кому оно нужно — задумывались очень немногие. Кстати, в основном те, кто и при Cоветах понимал, что в случае с напитками (как и с большинством товаров), конкурируют не столько их вкусовые качества (или там всякие прочности и надёжности), сколько марки, формы и образы. И тем, кто лишён конкурентоспособного образа, делать в глобальном соперничестве нечего.

Любопытно, что приход «Кока-Колы» в нашу страну состоялся почти одновременно с потерей страной формы. А её образом — конкурентоспособности. Это, в свою очередь, привело к тому, что представители поколений, отвечавших в тот момент за её судьбу, враз утратили общее мировоззрение. И не то чтобы именно «коммунистическое»… А мировоззрение вообще.

На самом деле, это означало паралич и начало распада страны как организма. И то, что он не был поглощён организмами более цельными и деятельными, объясняется тем, что распад не был полным, и они не успели…

Как бы то ни было, а взять ответственностьза создание новой молодой России, за её оформление и образование могло только новое поколение. Причём новое — не столько по возрасту... И даже отнюдь не по возрасту! А по отношению к видам дея-тельностей, которыми ему пришлось овладеть (и которыми почти не владели старые). Новое — по организации бытия. По отношению к собственности. По отношению к личной экономической самостоятельности.

Сегодня есть основания считать, что новое поколение обретает и ответственность, и власть. И если это так, то уже скоро тема поколения, развёрнутая в середине 90-х, может быть передана тем, кто её унаследует. Тогда придёт пора следующей темы — новой русской аристократии…

Но об этом, — в будущих номерах «Со-Общения». А сейчас — продолжаем разговор о поколении. И вообще — о новом. И в смысле содержания, и в смысле формы.

Кстати, о форме и содержании… В этом номере мы экспериментируем с новым журналистским жанром, над которым трудились в 2004 и 2005 годах. Впрочем, это не совсем точно: возможно, это действительно специфический жанр журналистики, а может — особое направление в консультировании. Или — инструмент, сочетающий возможности обеих отраслей гуманитарных технологий. Думается, ситуация будет проясняться по мере расширения зоны его применения.

Так или иначе, я имею в виду консалтинговую статью.

Консалтинговая статья это текст, назначение которого — публично проконсультировать возможного адресата по актуальным вопросам: помочь понять стоящие перед ним проблемы и причины их возникновения, а также — предложить решения. Иными словами, публикуя такие материалы, журнал выступает в роли консультанта, побуждающего клиента сформировать, во-первых — образ будущего, где сегодняшние проблемы его предприятия решены, а во-вторых — средства его формирования. Возможно, эти тексты помогут читателю увидеть новые возможности? Такие материалы вы найдёте в разделе «Практика». Их подготовили Виктор Осипов, Андрей Садаков, Анна Фёдорова и другие авторы. Кого же они консультируют? Новое поколение.

Мы будем и в дальнейшем публиковать тексты, задачей которых будет открытое консультирование наших коллег и партнёров. И хотя мы знаем, что иные читатели не считают первостепенными проблемы, по которым консультация предоставляется в данный момент, но считаем, что такие задачи, как создание и развитие образа, образование сотрудников, честность в бизнесе и политике скоро станут актуальными и для них. «Но какой смысл в открытых консультациях? — спросит иной скептик. — Ведь клиент, приглашающий консультанта, ищет именно закрытости — эксклюзивности совета. Чтобы знание того, как всё обстоит на самом деле и как надо, было доступно только ему».

Верно. Но не случайно наши консультанты предлагают в своих статьях рекомендации, которым может с пользой для себя последовать каждый их адресат! Ведь общедоступная консультация — это приглашение к более тесному сотрудничеству между журналом и читателями, в каждом из которых мы видим не только заинтересованного участника многосторонней дискуссии о месте и роли гуманитарных технологий, но и потенциального претендента на эксклюзивное деловое общение — пользователя ГТ.

Более того, вскоре мы намерены расширить площади, выделенные для справочных материалов — стратегических докладов, аналитических и информационных записок, отчётов о журналистских и других расследованиях и исследованиях, для справок, наконец! Думается, читателю не стоит опасаться вероятной излишней сухости и жёсткости этих материалов. Мы считаем, что нужная справка — это хорошая справка, т.е. текст, побуждающий к пониманию и действию. А значит такой, где материал подаётся живо; возможно, побуждает пересмотреть отношение к важным вопросам; а также содержит кейсы, ориентирующие читателя в теме.

***

А тема этого номера — «Наше поколение?» — не случайно снабжена вопросительным знаком. Станет ли поколение, осваивающее профессии, меняющие лицо мира, получающее возможность занять важные позиции в хозяйстве и политике, — действительно нашим? Превратит ли оно в эффективные инструменты набор рекомендаций, предложенный в записке «Идеология нового поколения»? Окажется ли ему по силам «Новое дело», о котором пишет Пётр Щедровицкий? Сумеет ли оно конвертировать физический капитал в капитал социальный, как предполагает профессор Пётр Шихирев? Справится ли с историческим вызовом развития и модернизации? Окажется ли состоятельно перед лицом предстоящих кризисов? Научится ли слушать и слышать?

Пока эти вопросы — предмет экспертизы и консультаций. Но скоро ответы на них могут стать основаниями для решений. И наша задача — содействие этому поиску. Движемся дальше.

Дата публикации: 04:43 | 11.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.