Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Контрреволюция. Управление.Процесс. / Тактика

Чтобы победить, элиты должны изменить себя


Виктор Осипов
партнёр, Агентство эффективной культуры
panda7@mail.ru
Версия для печати
Послать по почте

Это доказал Виктор Янукович
Это всегда важно — быть очевидцем исторических событий. Наблюдать перемены и их творцов. Когда-то Джон Рид по горячим следам описал октябрьский переворот в России и издал бестселлер: «10 дней, которые потрясли мир». Украинские несколько недель мир не потрясли, но пошатнули многое. Прежде всего, убеждённость элит в том, что если они у власти — они могут всё.


— Вы отправились в Киев в разгар оранжевой революции. В чём важность этих событий именно для вас?

— Я люблю Украину. С ней связаны мои наиболее удачные проекты. Я и прежде много путешествовал по этой стране, а когда стало ясно, что там происходят события, ведущие к радикальным политическим, социальным, культурным изменениям, и при этом используются технологии, изучением и разработкой которых я занимаюсь уже несколько лет, я решил увидеть происходящее своими глазами.

— Во время избирательной кампании 2002 года вы работали в группе консультантов, помогавших украинскому Озимому Поколению[1] придти в Раду. Есть ли связь между тем проектом и путешествием 2004 года?

— Да, есть. И связь эта хоть и не прямая, но очень важная! Оказавшись в Киеве начала декабря — как раз в те дни, когда бушевал Майдан Незалежности — я увидел воплощение многих идей и решений, которые предлагались нами в 2002 году, и даже были частично реализованы.

Например, «Оранжевая революция» осуществлялась мотивированным и хорошо тренированным активом[2], в подготовку которого были инвестированы немалые средства. Кроме того, она имела постоянное музыкальное сопровождение. Практически все популярные украинские рок-команды непрерывно выступали на Майдане, задавая всему происходящему возбуждающую, восторженную атмосферу, поддерживая дух праздника. Не случайно Святослав Вакарчук, лидер группы «Океан Эльзы», был назначен Ющенко советником по молодежной политике.

Сцены стояли во всех стратегических пунктах: у здания правительства, у Рады, на площадях. Шоу, песни, музыканты использовались «оранжевыми» как оружие революции. То есть именно так, как мы планировали в 2002 году, работая с группой «Скрябин» — концерты прошли тогда в Киеве. Конечно же, менеджеры проекта «Оранжевая революция» были в курсе наших начинаний и использовали опыт кампании Озимого Поколения.

— Остановимся на культурном аспекте событий. Мало сказать: музыка стала оружием революции... — Музыка, стихи, живопись, плакат, выступления людей искусства использовались как средства массовой мобилизации и в СССР, и в гитлеровской Германии, и в США, и во Франции. Но в Украине мощь искусства была концентрирована в том пространстве, где происходили важнейшие публичные действия. Это — Киев, где митинговали многотысячные толпы, и настроение и дух людей нужно было постоянно поддерживать.Меня поразило, что организаторам удалось несколько недель сохранять в людях состояние энтузиазма и восторга. С активом палаточного городка всё было проще — они жили на Майдане постоянно, получали деньги; но держать в заведённом состоянии толпы киевлян и приезжих, ежедневно приходивших на площадь — сложная и важная гуманитарно-технологическая задача. «Оранжевые» решили её на «хорошо». Им удалось мобилизовать массовое народное движение. В том числе — у тысяч людей, ставших инструментом производства этой иллюзии.

— Итак, само присутствие в гуще событий, участие в массовых акциях изменяло сознание людей в результате целенаправленных действий менеджеров «Оранжевого проекта».

— Безусловно. Но это касается не только участников уличной операции. Майдан излучал мобилизующую ауру! И были тому интересные подтверждения. Разговорившись с двумя девушками — танцовщицей и певицей ночного клуба, — я обнаружил, как эта аура, распространявшаяся через слухи, лозунги, листовки, оранжевую символику — все эти ленточки и знамёна — изменила их язык. А вместе с языком — и сознание.

Они никогда раньше не интересовались политикой. Никогда всерьёз не задумывались о настоящем и будущем страны. Никогда толком его не обсуждали. Но они с таким жаром произносили слова, которых, казалось, прежде не знали, что я был поражён! «Это — наша страна! — утверждали они, — Мы голосовали за Ющенко, потому что он — наше будущее!» Их язык — заметьте, в совершенно приватном частном разговоре — стал подобен языку митинговых выступлений! А сами-то девушки и не замечали, что в их речи появилось что-то особенное. Это ли не пример сознания, измененного революцией?

При этом, телевидение, за исключением одного единственного канала, оставалось в руках власти. Но именно этот канал работал во всех кафе, ресторанах, аэропортах — везде, где были телевизоры доступные публике. Стандартный ресторанный репертуар сменил пятый канал — речи Тимошенко, репортажи из Рады, и т.д.

Помните, как в 1989 году ТВ стало передавать прямые репортажи с сессий Верховного Совета СССР, как это всех интересовало, как широко и страстно обсуждались эти передачи?

— Говоря о площадной«оранжевой революции», вы вспомнили СССР 1989 года. Мне же вспоминаются события, также случившиеся на площади, и в том же 89-м. Это выступления на площади Тяньаньмэнь в Пекине, когда тысячи студентов требовали либеральных реформ в Китае. Их манифестации были раздавлены танками — революции «дали в морду» в прямом смысле слова. Наблюдая события на Майдане, сталкивались ли вы с тем, что вместе с энтузиазмом в людях жил страх?

— Очень важный вопрос. Сразу отмечу: речи лидеров оппозиции — Ющенко, Тимошенко, других — были очень хорошо построены. Их смысл сводился к тому, что любой новый ход оппозиции объявлялся очередной победой, но при этом всегда подчеркивалось, что нельзя расслабляться, нельзя уходить с Майдана! В каждом выступлении звучало: власть уже кому-то раздаёт дубинки, прибыли толпы люмпенов из Донецка, где-то прячется московский спецназ... Утверждалось: мороз приходит из Кремля!

Поддерживалась особая атмосфера приподнятости, сдобренной страхом. Лидерам оппозиции нужно было удерживать актив в напряжении известиями о промежуточных победах и всё новых угрозах. И они делали это очень искусно.

Ющенко говорил удивительные вещи (ничего подобного украинцы не слышали никогда): вы навсегда запомните эти дни! Они пересекут вашу жизнь чертой! Вы никогда уже не будете прежними! Здесь и сейчас вы стали народом, решающим судьбу страны! Вы будете рассказывать внукам, что были с нами на Крещатике. Не дайте поставить себя на колени!

— А что же Янукович? Наблюдались ли действия бело-синих, хотя бы напоминающие акции их соперников?

— Нет. В Киеве я ничего подобного не видел. А об акциях, которые они всё же пытались организовать, сторонники Ющенко говорили презрительно. Дескать, актив Януковича за деньги привезли в Киев, у «донецких» никакой идеи нет и любого из них можно переагитировать за 5 минут.

— Вы говорили о роли «оранжевой» символики в изменении сознания людей.

— Там называют этот цвет — «помаранчивый», а революцию — «помаранчивая». То есть — «апельсиновая». Сколько же там было шапочек, шарфиков, ленточек оранжевого цвета... Он играл огромную роль! Возможно, такими были митинги большевиков: вся толпа в красном цвете.

Море плакатов и листовок. Ющенко, держащий на руках девочку с девизом «Ющенко. Так!». Карикатуры на Януковича, на его жену — как нелепо она выступила по ТВ. Издевательские стихи.

Наклейки с лозунгом «Свободу спинити!» — на всех стенах и витринах, на одежде. Перевести можно так: свободу ничем не ограничить! Слово свобода вообще звучало повсюду. Как и тема сознательного, ответственного народа... Это было как бы ответом на якобы фальсификацию выборов — то есть на попытку лишить народ возможности что-то решать.

— Так поверх властных амбиций Ющенко и его сподвижников была положена тема свободы, позволившая убрать в тень тему политических интересов элит и вывести на передний план темы развития, независимости, ответственности...

— ...Ответственности граждан за будущее. Ющенко сыграл хорошо — объявил людям: вас хотели обмануть. Вас считают за быдло. Но вы — не быдло, вы — народ, и скажете своё слово, от которого зависит всё. Тут важно подчеркнуть интересные технические аспекты. Представьте себе: Ющенко, выступая на Майдане, выкрикивает лозунг. И тут же он высвечивается лазером на стенах домов. Толпа скандирует речёвку, и снова — лазерная графика. Технически революционеры были оснащены великолепно. То есть для подключения масс к изменённому состоянию сознания задействовались все каналы восприятия — слух, зрение...

— Итак, оранжевый цвет стал инструментом присоединения. А также инструментом трансляции смыслов. Ведь все эти аксессуары где-то производились, кем-то оплачивалось... По Украине текли оранжевые смыслопроводящие товаропотоки.

— Конечно. Если сперва кое-что и раздавалось бесплатно, то уже скоро из этого сложился целый бизнес. Например, оранжевый шарф стоил 20 гривен. Тимошенко кричала, что уже и депутаты Европарламента надели оранжевые галстуки, и в Москве на машинах оранжевые ленточки висят. В её речах это звучало рефреном (который хором подхватывали): Сегодня Киев — завтра Москва.

— Прежде чем мы перейдём к разговору о Москве, скажите, с каким ощущением вы покидали Украину?

— Я чувствовал,что Ющенко победит. Когда оказываешься в эпицентре революции, то создаётся впечатление, что больше нигде и ничего вообще не происходит. Конечно, тысячи украинцев в это время поддерживали Януковича. Но в те дни в Киеве казалось, что никакого Януковича просто нет.

— То есть мозговой центр оранжевой революции исходил из того, что массы не следят ни за какими договоренностями элит, за переговорами в верхних стратах, где, собственно, и решались все вопросы... Массы были просто мобилизованы для давления на элиты, причём мобилизованы одной стороной.

— Верховный Суд, Рада, многочисленные чиновники попали в ту атмосферу, о которой мы уже говорили. Они принимали решения под нажимом и натиском толпы. Это совершенно очевидно, потому что эти решения были сомнительны с точки зрения права.

— И всё же, что помешало ребятам Януковича сделать что-либо подобное? Ведь в их распоряжении была национальная полувоенизированная структура болельщиков «Шахтёра». Их же могли вывести на Майдан за два дня до «оранжевых». Есть гипотеза, что в этом случае никто бы и не пикнул.

— Сторонники Виктора Януковича привыкли действовать привычными административными методами и не были способны на нестандартные, свежие решения. Чтобы переиграть «оранжевых», нужно было меняться самим. А меняться они не умели и хотели. Янукович не мог выиграть, не став другим человеком. А другим он не стал. И не выиграл.

— То есть элиты, применившие гуманитарные технологии, положили на обе лопатки элиты, не владеющие ГТ-инструментарием? Не на это ли указывают примеры Сербии, Грузии, Украины? Есть ли у нас основания для обобщений?

— Есть. Но невозможно овладеть инструментарием ГТ раз и навсегда! Нужно научиться применительно к каждому случаю создавать эксклюзивные ГТ. Ведь штабисты Януковича знали о Тбилиси и анализировали этот опыт, но придумать технологию контрреволюции не смогли. Впрочем, им было труднее. Стратеги и полевые командиры «Оранжевой революции» действовали по схемам уже знакомым, применявшимся прежде, а штабу Януковича нужно было совершать чудо — придумать гуманитарную технологию, работающую в сложившейся ситуации. Чуда не получилось.

Вы вновь побывали в Украине после Нового Года, но уже не в Киеве, а на Востоке...

— И увидел грусть-тоску. Там люди в большинстве своём поддерживали Януковича, но без энтузиазма, так, спокойненько. Ходили и голосовали. В обычной ситуации этого оказалось бы достаточно. Но в революционной — нет. Не было у сторонников Януковича запала, драйва, восторга. Им теперь, конечно, не нравится, что победил Ющенко. Они ждут неприятных последствий, например, сокращения дотаций на атомную энергетику. Но что противопоставить Киеву, они, похоже, не знают.

И делятся пока что поучительными историями из минувшей кампании.

Таксист из Энергодара рассказал, что у них в городе почти все были за Януковича. А хозяин автопарка — за Ющенко. И вот, угрожая шофёрам увольнением, он потребовал, чтобы они надели на машины оранжевые ленточки. Они надели. Работать стало невозможно — никто не хотел ехать. Как-то ночью наш герой подъехал к ресторану, откуда вышли три здоровенных мужика в сине-белых шарфах, заставили бесплатно возить их по городу, а потом чуть не разнесли машину. И всё за оранжевые ленточки. Он — к шефу: пиши бумагу, что если машину разобьют, то мне ничего не будет. Шеф — в отказ. Тогда ребята ленточки сняли. Вот такой накал страстей.

— Кстати, этот случай говорит кое-что и о применявшихся там более чем стандартных методах политической борьбы. Ну, а если бы эти таксисты сразу хором сказали хозяину: а увольняй нас, режь и ешь, но мы никогда не наденем ваши ганёбные оранжевые ленточки! Потому что мы — за Януковича.

— Тогда бы Янукович и выиграл.

— Владея властью, гораздо сложнее принять новый подход, чем находясь в оппозиции.

— Всегда есть искушение использовать те же средства, какими ты уже чего-то достиг. А оппозиция открыта для новизны. И это важно понимать, оценивая ситуацию в России. Хотя у нас оппозиция тоже действует старыми, стандартными методами. Впрочем, можно ожидать, что пример Киева что-то подскажет и ей, и Кремлю, и их мозговым трестам. — Ряд экспертов считает, что революция в Росси возможна. 2008 год не за горами. Путин на своей пресс-конференции указал на то, что нашу политическую систему ждут испытания. Какие уроки может извлечь Кремль и его стратеги из украинских событий? — Им предстоит провести опережающую социальную мобилизацию. Не дать противникам использовать общественную энергию по украинской схеме. Это может сделать власть. — Между тем, восточноукраинские элиты не смогли и не смогут осуществить такую мобилизацию, не изменившись.

— Это касается и российских элит.

Беседовал Дмитрий Петров


[1] В блок «Команда Озимого Поколения» входили представители украинского нового класса, в ту пору только начинавшего осознавать свои интересы и задачи.

[2] Мобилизация актива — инвестирование в человеческий капитал, в местные сообщества — всегда была одним из базовых принципов членов ГОСТ, при реализации ими политических проектов, в частности — в Украине в 2002 году.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Контрреволюция. Управление.Процесс.
Концепт
Субъект — или сумма влияний?
Ефим Островский
Стратегия
Через сто лет — на те же грабли?
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Замшевая (контр)революция
Редакция «Со-Общения»
Накануне?
Эдуард Михневский
Украина ставит Россию на порог регионализации
Павел Малиновский
Актуальный сюжет
Оранжевое цунами
Демократия в условиях «спецоперации»: как убить государство
Рифат Шайхутдинов
Опыт большой игры
Максим Шевченко
На болоте волн не бывает
Павел Шеремет
Ющенко как подводная лодка
Константин Кошкин, Сергей Козловский
Тактика
Кто заказывает марсельезу?
Чтобы победить, элиты должны изменить себя
Виктор Осипов
Революция и контрреволюция
Алексей Чадаев
Террор и власть
Рифат Шайхутдинов
Оперативное искусство
Управляемая (контр)революция?
Александр Неклесса
Интеллектуальная Россия
Солнце-поклоннический переворот
Чёрный Охотник
Русский псих
Журналистка из мрака
Приход пятилапого к политтехнологу
Как мы делали этот номер...
редакция "Со-Общения"
Джокеры развития
Алексей Тупицын, Людмила Дудорова, Александр Гальчин
Стань карлсоном. Выйди на крышу
Алина Слободова, Леонид Кеменов, Наталья Варская


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.