Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2005/1/4/4


Солнце-поклоннический переворот

Замшевая революция под управлением древнеегипетской семь
Замшевая революция в Древнем Египте во времена правления Аменхо-тепа IV (II тысячелетие до н.э.) задействовала новые, неожиданные технологии в борьбе элит за власть. К моменту воцарения Аменхотепа IV в Египте чётко выделились две сильнейшие политические группировки: семья фараона и жреческая знать. Аменхо-теп III был женат на нескольких собственных дочерях, а у его сына из пяти жён — три дочери и одна сестра, легендарная Нефертити. Сёстры, дочери, их мужья, родственники, родственники родственников занимали все сколько-нибудь значимые посты в государстве...

Как политик, Аменхотеп вынужден был принимать решения в рамках существующей знаковой управляющей системы. Новая оргструктура, мощная управленческая команда, связанная кровными узами и замкнутая на главу семейного клана — фараона — вступила в конфликт с культурной средой, создававшей помехи самореализации.

Культурная среда Древнего Египта базировалась на традиции, транслируемой институтом жречества. Иероглифическая письменность, культы, ритуалы, сеть богов-символов, архитектура — всё требовало изменений для реализации замысла фараона. От политики светским властям пришлось перейти к культурной политике: конкуренция элит развернулась в зоне символического капитала за право называть и именовать.

Фараон выступил не просто против жрецов, он выступил против традиции, против норм и правил, закреплённых в языке, архитектуре, искусстве. Проект Аменхотепа — это проект замены старых знаков новыми. Через изменение содержания культа заменить участников этого самого культа и получить контроль, создав новую традицию. Жреческая знать, в результате, будет лишена средств управления и самоликвидируется.

В проекте были задействованы финансовый, административный и человеческий ресурсы. Из не-элит были рекрутированы люди, потенциал которых не мог быть раскрыт в рамках существующей системы — тогдашние «лишние люди». Было организованно целое движение «сирот» — людей, отрёкшихся от прошлого, от своих предков, от традиции. В своей проектной деятельности Аменхотеп нуждался в социальной поддержке, которая и была обеспечена этим новым классом, всем обязанным новому строю и ему лично. «Сироты» стали основой для слома старой и культивирования новой традиции. Авангардные отряды созданы, замшевая революция началась.

Один из главных этапов замшевой революции — лингвистический, в ходе которого было произведено переименование бога Амона в Атона, а Аменхотепа в Эхнатона. Проектирумая культура предполагала полное отождествление фараона с Солнцем и отсутствие богов. Буквальное отсутствие: писаные слова механически уничтожались, а за их произнесение наказывали. Сначала вывели из обращения множественное значение слова «бог», затем и само слово было предано забвению. Для этого последовательно уничтожались мифы, вырубленные на каменных стенах, стирались изображения старых богов: Осириса, Сета, Хора, Амон-Ра. Новым символом Солнца стал Атон, изображаемый как многорукий лик солнца.

До введения культа Атона богом Солнца был Амон-Ра, не единственный, но очень значимый бог, от милости которого зависело плодородие почв и урожай великой аграрной цивилизации. Но с реформой Аменхотепа Солнце стало единственным значимым символом для общества. Оно стало центром знаковой системы. Сам же Амен-хотеп принял новое имя — Эхнатон, что переводится как «Имеющий исключительное значение для Солнца». Не больше и не меньше. Завершающим этапом лингвистической революции стало присвоение фараону титула Атона. Как царь, так и само Солнце перестали считаться богами. Отныне оба они строго последовательно назывались только фараонами. Себя и своё Солнце Эхнатон противопоставил старым «богам» как царей. Этот шаг возвысил Эхнатона до Солнца. Он был призван изменить в сознании людей восприятие фараона: фараон теперь не знак бога, не его инкарнация. Это даже не культ единобожия, но культ царепоклонничества, окончательно оформивший новую религиозную систему, следование которой предполагало обожествление фараона.

Новая оргструктура и новые управленческие схемы требовали и новых техник создания образов. Прежний канон предполагал стройные тела, расположенные фронтально, с так называемыми «правильными чертами лица», изображаемого в профиль. Новый же канон ориентировался якобы на реалистичное изображение: странные черты лица фараона, служившего моделью для всех человеческих изображений во время его правления, включают узкие раскосые глаза, длинный нос, впалые щеки, толстые губы и вислый подбородок. У изображаемых тел появляются «авторитетные животики», а сюжеты становятся более сексуальными, нежными: на некоторых произведениях искусства этого периода, названного амарнским, мы можем увидеть Эхнатона нежно держащим Нефертити за руку или даже целующим её.

Особая роль отводилась архитектурным изменениям. На важность архитектуры в египетской культуре указывает и само наименование царей: пер-о (отсюда фараон) — это Большой Дом. Помимо переноса столицы в построенный с нуля город Ахетатон и архитектурной реформы в целом, появился даже новый тип погребальных сооружений, вырубленных в скалах. А смерть и её архитектура, наряду с письменностью, пожалуй, самые важные реперные точки Египетской цивилизации.

Используя движение «сирот» — проводников и исполнителей реформ — Эхнатон добился того, что новая религиозная (?) система прижилась даже на окраинах страны. К концу семнадцатого года правления он мог с полным правом именовать себя Солнцем Египта. Но Солнце зашло: фараон-реформатор при загадочных обстоятельствах умер.

Культ Атона после смерти Эхнатона был свёрнут быстро. Как и амарнский канон. Первый преемник реформатора Сменхкар, сын и зять Эхнатона от второстепенной жены, правил очень мало, но он успел приступить к возвращению старых богов. Второй сын ввёл в свою титулатуру имя ещё недавно запрещённого Амона, а своё имя изменил с Тутанхатона на Тутанхамона. Эйе — супруг кормилицы жены Эхнатона Нефертити — и вовсе забыл о недавней реформе; столица была возвращена в Фивы и даже частично в Мемфис, бывший столицей Египта в древности.

Пришедший к власти решительный военачальник Хоремхеб этим не ограничился. Он истребил саму память о фараоне-отступнике и его семье: их имена были уничтожены. Тем не менее, Эхнатону удалось сломать старую традиционную идеологию Древнего Египта, и она уже никогда больше не возрождалась в том виде, какой была до Аменхотепа IV.

Текст подготовлен
Ширханом Павловым и
Яниной Башировой

Дата публикации: 09:50 | 03.02


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.