Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2005 / Контрреволюция. Управление.Процесс. / Оперативное искусство

Солнце-поклоннический переворот


Чёрный Охотник
Бюро эффективной истории
blackhunter@newsoob.ru
Версия для печати
Послать по почте

Замшевая революция под управлением древнеегипетской семь
Замшевая революция в Древнем Египте во времена правления Аменхо-тепа IV (II тысячелетие до н.э.) задействовала новые, неожиданные технологии в борьбе элит за власть. К моменту воцарения Аменхотепа IV в Египте чётко выделились две сильнейшие политические группировки: семья фараона и жреческая знать. Аменхо-теп III был женат на нескольких собственных дочерях, а у его сына из пяти жён — три дочери и одна сестра, легендарная Нефертити. Сёстры, дочери, их мужья, родственники, родственники родственников занимали все сколько-нибудь значимые посты в государстве...


Как политик, Аменхотеп вынужден был принимать решения в рамках существующей знаковой управляющей системы. Новая оргструктура, мощная управленческая команда, связанная кровными узами и замкнутая на главу семейного клана — фараона — вступила в конфликт с культурной средой, создававшей помехи самореализации.

Культурная среда Древнего Египта базировалась на традиции, транслируемой институтом жречества. Иероглифическая письменность, культы, ритуалы, сеть богов-символов, архитектура — всё требовало изменений для реализации замысла фараона. От политики светским властям пришлось перейти к культурной политике: конкуренция элит развернулась в зоне символического капитала за право называть и именовать.

Фараон выступил не просто против жрецов, он выступил против традиции, против норм и правил, закреплённых в языке, архитектуре, искусстве. Проект Аменхотепа — это проект замены старых знаков новыми. Через изменение содержания культа заменить участников этого самого культа и получить контроль, создав новую традицию. Жреческая знать, в результате, будет лишена средств управления и самоликвидируется.

В проекте были задействованы финансовый, административный и человеческий ресурсы. Из не-элит были рекрутированы люди, потенциал которых не мог быть раскрыт в рамках существующей системы — тогдашние «лишние люди». Было организованно целое движение «сирот» — людей, отрёкшихся от прошлого, от своих предков, от традиции. В своей проектной деятельности Аменхотеп нуждался в социальной поддержке, которая и была обеспечена этим новым классом, всем обязанным новому строю и ему лично. «Сироты» стали основой для слома старой и культивирования новой традиции. Авангардные отряды созданы, замшевая революция началась.

Один из главных этапов замшевой революции — лингвистический, в ходе которого было произведено переименование бога Амона в Атона, а Аменхотепа в Эхнатона. Проектирумая культура предполагала полное отождествление фараона с Солнцем и отсутствие богов. Буквальное отсутствие: писаные слова механически уничтожались, а за их произнесение наказывали. Сначала вывели из обращения множественное значение слова «бог», затем и само слово было предано забвению. Для этого последовательно уничтожались мифы, вырубленные на каменных стенах, стирались изображения старых богов: Осириса, Сета, Хора, Амон-Ра. Новым символом Солнца стал Атон, изображаемый как многорукий лик солнца.

До введения культа Атона богом Солнца был Амон-Ра, не единственный, но очень значимый бог, от милости которого зависело плодородие почв и урожай великой аграрной цивилизации. Но с реформой Аменхотепа Солнце стало единственным значимым символом для общества. Оно стало центром знаковой системы. Сам же Амен-хотеп принял новое имя — Эхнатон, что переводится как «Имеющий исключительное значение для Солнца». Не больше и не меньше. Завершающим этапом лингвистической революции стало присвоение фараону титула Атона. Как царь, так и само Солнце перестали считаться богами. Отныне оба они строго последовательно назывались только фараонами. Себя и своё Солнце Эхнатон противопоставил старым «богам» как царей. Этот шаг возвысил Эхнатона до Солнца. Он был призван изменить в сознании людей восприятие фараона: фараон теперь не знак бога, не его инкарнация. Это даже не культ единобожия, но культ царепоклонничества, окончательно оформивший новую религиозную систему, следование которой предполагало обожествление фараона.

Новая оргструктура и новые управленческие схемы требовали и новых техник создания образов. Прежний канон предполагал стройные тела, расположенные фронтально, с так называемыми «правильными чертами лица», изображаемого в профиль. Новый же канон ориентировался якобы на реалистичное изображение: странные черты лица фараона, служившего моделью для всех человеческих изображений во время его правления, включают узкие раскосые глаза, длинный нос, впалые щеки, толстые губы и вислый подбородок. У изображаемых тел появляются «авторитетные животики», а сюжеты становятся более сексуальными, нежными: на некоторых произведениях искусства этого периода, названного амарнским, мы можем увидеть Эхнатона нежно держащим Нефертити за руку или даже целующим её.

Особая роль отводилась архитектурным изменениям. На важность архитектуры в египетской культуре указывает и само наименование царей: пер-о (отсюда фараон) — это Большой Дом. Помимо переноса столицы в построенный с нуля город Ахетатон и архитектурной реформы в целом, появился даже новый тип погребальных сооружений, вырубленных в скалах. А смерть и её архитектура, наряду с письменностью, пожалуй, самые важные реперные точки Египетской цивилизации.

Используя движение «сирот» — проводников и исполнителей реформ — Эхнатон добился того, что новая религиозная (?) система прижилась даже на окраинах страны. К концу семнадцатого года правления он мог с полным правом именовать себя Солнцем Египта. Но Солнце зашло: фараон-реформатор при загадочных обстоятельствах умер.

Культ Атона после смерти Эхнатона был свёрнут быстро. Как и амарнский канон. Первый преемник реформатора Сменхкар, сын и зять Эхнатона от второстепенной жены, правил очень мало, но он успел приступить к возвращению старых богов. Второй сын ввёл в свою титулатуру имя ещё недавно запрещённого Амона, а своё имя изменил с Тутанхатона на Тутанхамона. Эйе — супруг кормилицы жены Эхнатона Нефертити — и вовсе забыл о недавней реформе; столица была возвращена в Фивы и даже частично в Мемфис, бывший столицей Египта в древности.

Пришедший к власти решительный военачальник Хоремхеб этим не ограничился. Он истребил саму память о фараоне-отступнике и его семье: их имена были уничтожены. Тем не менее, Эхнатону удалось сломать старую традиционную идеологию Древнего Египта, и она уже никогда больше не возрождалась в том виде, какой была до Аменхотепа IV.

Текст подготовлен
Ширханом Павловым и
Яниной Башировой


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Контрреволюция. Управление.Процесс.
Концепт
Субъект — или сумма влияний?
Ефим Островский
Стратегия
Через сто лет — на те же грабли?
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Замшевая (контр)революция
Редакция «Со-Общения»
Накануне?
Эдуард Михневский
Украина ставит Россию на порог регионализации
Павел Малиновский
Актуальный сюжет
Оранжевое цунами
Демократия в условиях «спецоперации»: как убить государство
Рифат Шайхутдинов
Опыт большой игры
Максим Шевченко
На болоте волн не бывает
Павел Шеремет
Ющенко как подводная лодка
Константин Кошкин, Сергей Козловский
Тактика
Кто заказывает марсельезу?
Чтобы победить, элиты должны изменить себя
Виктор Осипов
Революция и контрреволюция
Алексей Чадаев
Террор и власть
Рифат Шайхутдинов
Оперативное искусство
Управляемая (контр)революция?
Александр Неклесса
Интеллектуальная Россия
Солнце-поклоннический переворот
Чёрный Охотник
Русский псих
Журналистка из мрака
Приход пятилапого к политтехнологу
Как мы делали этот номер...
редакция "Со-Общения"
Джокеры развития
Алексей Тупицын, Людмила Дудорова, Александр Гальчин
Стань карлсоном. Выйди на крышу
Алина Слободова, Леонид Кеменов, Наталья Варская


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.