Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2004/9/subject/2


Тосты от редакции

Странное время для тостов, не правда ли? Самое время. Редакционный текст как тост. Или тост как текст. Противопоставляющий ужасу (так переводится слово «террор») радость, которая не синоним веселья. Мы не намерены тиражировать разрушающие знаки ужаса. Поэтому публикуем тосты. Тексты, предназначенные связывать и вдохновлять.

Наши тосты — другие, нежели принято. Например, обычно желают оставаться такими же. Мы — желаем полноты жизни. Обретения радости преодоления. Внутренних побед — над ужасом, над утробным безволием, над ленью, над собой. Одоления страха, возникающего при встрече с небытием. Уважение, молчаливое торжественное почтение перед небытием принятие действительности ужаса...Но на следующем шаге — возрождение.

И потому наш первый тост — за радость побед и преодолений!

Жить в эпоху перемен, в эпоху неопределённости и хаоса — это то, чего не только китайцы не желают даже врагу. Но мы живём именно в такую эпоху. Так что же нам делать? Чего желать покоя или движения? Стабильности или мобильности? Вопрос не праздный. И в то же время подходящий для тоста.

Категории покоя и движения подробно описывались консультантом тирана Дионисия Платоном и консультантом Александра Македонского Аристотелем. Stadis и kinesis — так звучат по-гречески покой и движение. Кinesis — это и перемещение войск, и волнения народов. Но это и возможность бесконечного динамического движения знаков в пространстве ультраструктур, опирающемся на вечный stadis мира идей, мира сверхчувственного и осуществляющий с ним связь.

Чтобы понять эту оппозицию, Аристотель ввел срединное понятие energia - бытие-в-действии. Подвижность. Чтобы нечто двигалось, что-то должно оставаться в покое. Попробуйте начать двигаться без опоры. Чтобы дверь двигалась открывалась и закрывалась, важно, чтобы петли были неподвижны. Позвоночник, осанка, стать. И покой - греческое stadis относится именно к осанке, статности, которую всегда необходимо держать достойным. Не случайно «греко-римское представление о человеческом достоинстве связанно со зрительным идеалом благородно-независимой осанки; греческий философ Каллисфен умер, чтобы не погрешить против осанки», - пишет Сергей Аверинцев. Корень «ста» присутствует в словах, означающих воина, стоящего в строю!

Поэтому второй наш тост — за осанку и стать!

Чтобы жить и действовать, нужна энергия. Это слово, придуманное Аристотелем, употребляется в значениях «воля», «сила», «мощь», «харизма». Безличная сила, мифическая сущность, разлитая в мире, именуемая в мифологическим языке маной, орендой, вакандой. Мощь словно бушующий ветер и волны. Всё зависит от паруса: личность двинется туда, куда направит эту силу. Умелое использование стихийной силы ветра это прежде всего владение собой. Способность владеть устойчивостью паруса-позвоночника.

Перед вызовами бури и шторма. И чтобы начать движение, надо встать и раскрыться перед силой ветра.

За парус, управляющий ветром, — наш третий тост!

«Власть, вопреки бытующим представлениям, утверждает Бодрийяр, это вовсе не власть предавать смерти, а как раз наоборот — власть оставлять жизнь рабу, который не имеет права ее отдать. Господин присваивает чужую смерть, а сам сохраняет право рисковать своей жизнью».

Но мы живём не в рабовладельческом обществе. Res Publica — Общее Дело — формат такой связности, когда каждый лично может взять ответственность за настоящее и будущее. А не перекладывать его на безличные сущности, ссылаясь на представления о демократии. И сейчас именно такой вызов — встать или согнуться. Служить или пресмыкаться. Встать в строй — контур общественной связности — или остаться на периферии.

За общее дело! За республику!

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Самое главное — это мобилизация нации перед общей опасностью. События в других странах показывают: наиболее эффективный отпор террористы получают именно там, где сталкиваются не только с мощью государства, но и с организованным, сплочённым гражданским обществом.

Из телеобращения Президента РФ

Я призываю всех, кто считает сформулированные задачи приоритетными для страны, к интеллектуальной мобилизации, к выработке общих подходов и согласованию конкретных планов. Объединение наших усилий возможно если основные политические силы обладают гражданской ответственностью для коллегиальной работы. Консолидация всех наших интеллектуальных, властных и нравственных ресурсов позволит России достичь самых больших целей.

Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2003 г.

Тактовая частота изменений окружающей среды увеличивается с каждым днём. Темп и масштаб вызовов нарастают. И это предъявляет повышенные требования к способности быстро меняться и мобилизовываться. Особенно в условиях объявленной войны. Мобилизация — что это такое? Собирание войск в одном месте? Приведение армии (экономики, ресурсов организма) в подвижное состояние, в состояние готовности? Переход от покоя к движению? Какое отношение всё это имеет к интеллекту? Прямое. Ведь мы живём в эпоху, когда интеллект наращивает силу. Экономика знаний, интеллектуальный капитал, информационное общество, управление знанием, «фабрики мысли» все эти слова не случайны. И указывают на возврат разуму его агрессивности, турбулентности, о чём пишет французский философ Гастон Башляр. А мобилизация коллегиального интеллекта может служить средством перехода из хаотичес

мыслителей в кого разрозненного движения управляемую подвижность. И возможно, вопрос в парусе — статных человеках, управляющих турбулентными силами и ведущих корабль к будущему.

Мозговые штурмы, дельфи-техники, круглые столы, конференции — являются ли эти формы интеллектуальной мобилизации все ещё эффективными? Оглянувшись вокруг, мы увидим, что мир изменился. Заявляют о себе новые инструменты управления и деятельности, ведущие войны в знакотканом пространстве. Их послания, сообщения проходят сквозь информационный шум напрямую к целевым группам. И те реакции, которые возникают, прогнозируемы и, возможно, вписаны в проекты. И это вызов — мыслителям, гуманитарным технологам и тем, кто развивает общественную связность. Это глобальный вызов. И очевидно, что старыми подходами проблему не решить.

Старый Мир инертен и затягивает в неверно понятую стабильность. Об этом говорилось и в президентском выступлении, где из исторической рамки указывалось на несоответствие существующей системы быстро изменяющимся условиям окружающей среды. Но возникает следующий вопрос: реагировать на размножающиеся симптомы или перейти к более высокому уровню вызовов? Использовать рефлексы или рефлексию? Смотреть под ноги или на горизонт? Или удерживать оба пространства?

Часто ли решения в Русском Мире являются продуктом интеллектуальной/креативной мобилизации? Насколько часто они вписаны в долгосрочный проект, видение? Привычные совещания, планёрки, летучки, отягощённые абстинентным синдромом Красного проекта, демонстративно неэффективны. А западные форматы интеллектуальной мобилизации, созданные фабриками мысли вроде Мак-Кинзи (или если перейти на уровень политики — РЭНДа)? Это вопрос амбиций: проектируешь сам или тебя проектируют другие как свою среду. И вопрос о предназначении Русского Мира, уж точно обладающего всеми необходимыми интеллектуальными ресурсами. Используются ли они? А на вызов такого нового инструмента управления, как террор, ещё нет ответа.

«Республики управляются добродетелью, а в случае её отсутствия — террором», — сказал культурно-политический деятель Французской революции Антуан Сен-Жюст. Добродетель — так перевели латинское слово virtus, от которого происходит слово «виртуальный». «Виртус» это доблесть, сила, добродетель, должное, мужественность. Виртуальные войны начались уже давно. Вопрос о статусе — быть их жертвой или участником. Реальность снова становится виртуальной.

ПО СЛЕДАМ ПРОШЛЫХ НОМЕРОВ

В контексте сложившейся ситуации очевидно: необходимо переописание прошлого номера «Война. Боевые искусства. Тренинги», ключи для освоения, использования наработанного в новом контексте.

Мы писали в редакционном тексте о том, что война в первую очередь это война идентичностей, внутренняя война, внутреннее усилие. И стало очевидно — «перевод стрелок» на органы и правительство ведёт к проигрышу. Ведь террор — внутри, а не снаружи. И речь идёт о тонких боевых искусствах, необходимых новому классу и Русскому Миру, чтобы вести войну за собственное становление.

В редакционной статье мы делали акцент на том, что горячая война — метафора холодной, а не наоборот. И это делает гуманитарно-технологическую деятельность ответственной. И один из ключевых агентов современной войны — медиаоператоры. Наряду с бренд-менеджерами, почти напрямую участвующими в культурном строительстве, сообщении смыслов, норм и ценностей целевым группам. Наряду с теми, кто ещё называет себя некрасивым словом «пиарщик», поставленными перед вызовом необходимости выстраивать реальную общественную связность, а не размножать симулякры, до неприличия скукожившиеся после столкновения с реальностью. Наряду с российскими интеллектуалами, обвиняемыми иногда в слабости и оторванности от биения жизни. И наряду с «манагерами», управленцами.

Разговор о войне как метафоре (особенно в условиях объявленной войны) —не филологический. В апреле, в номере «Президент. Семья. Русский Мир», «Со-Общение» поднимало, как уже очевидно, не филологическую, а управленческую проблему понятий state, государство, страна, республика.

Стране, народу, объявлена война. И в первую очередь тем, кто обладает инструментами и ресурсами влияния и управления. Смогут ли гуманитарные технологи ответить на вызовы? Но сначала их надо принять. «Со-Общение» принимает вызов. Но один в поле не воин. И мы обращаемся к вам — с приглашением к со-общению. Удерживая рамку повышения конкурентоспособности Страны, а значит её жителей.

Статья Сергея Переслегина о террористических войнах, «Тотальный рынок» Александра Неклессы, тексты, разворачивающие соотношение Церкви, знания и воинов в Средних веках, «которые уже начались», (рецензия на «Идеологию меча», «ГТ в Средних веках»), статьи о тренингах, интервью с самураем-консультантом, рецензия на книгу Олега Дивова «Ночной смотрящий»... Все эти тексты, смысл которых тогда был размыт, в сложившихся условиях становятся инструментом. И оружием.

После «Норд-Оста» в «Со-Общении» была опубликована статья Ефима Островского «Радость победа над ужасом» о знакотканом аспекте новых войн. Перечитывая и другие тексты «Со-Общения» (и не только) заново, мы открываем слова Хайдеггера о внимательном вслушивании в зов бытия.

Кстати, интеллект в переводе с латинского буквально означает «между-чтение». Чтение между строк. Внимательное чтение. Прочитывание пустот. И возможно, если бы мы были более внимательны к тому, что говорим, читаем, пишем, более открыты миру и другим, надобности в приклеивании к посланиям бомб не возникло бы. Несмотря на то что «война не прекращается никогда».

Дата публикации: 17:56 | 04.10


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.